Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изучение русского языка в культуроведческом аспекте

Submitted by Алла Ивановна Калмыкова on Sat, 30/03/2013 - 23:18

 

Калмыкова Алла Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2

г. Константиновска

 

Изучение русского языка  в культуроведческом аспекте

 

Малая родина – это не только природа, но ещё

и взаимоотношения, уклад и традиции живущих.

Это и язык, и мечты, и определенные склонности,

вынесенные из самой  земли вместе  с её  солью.

Это «родимые» пятна каждого человека.

                                                Валентин Распутин.

Приоритетной задачей современной школы является воспитание человека культуры. Внимание к проблеме культуры и её трансляции актуально как для образования в целом, так и для методики преподавания русского языка, поскольку это предмет мировоззренческий, влияющий на формирование духовного начала и языковой картины мира школьника. Предназначение современной школы –  не просто  передать ребенку определённый объём знаний, а сформировать у него  понимание жизненных ценностей.

На решение комплекса  образовательных, развивающих и воспитательных задач направлено включение в урок русского языка краеведческого материала как одного из эффективных средств духовно-нравственного развития и  воспитания личности. Краеведческая работа даёт возможность продуктивно  организовать диалог культур, реализовать идею межпредметных связей, органично связывать содержание материала урока с факультативными и внеклассными мероприятиями.

На основе методически грамотного подхода к отбору краеведческого материала  рассматривается система языка, культура и языковая личность школьника в едином образовательном пространстве, присваиваются базовые ценности национального и общечеловеческого характера.

Практика показывает, что большую роль в этом играет  выполнение учащимися творческих работ  малой формы: изложение-миниатюра и сочинение-миниатюра с использованием краеведческого материала.

Программа С. И. Львовой для 5 класса  включает в раздел «Текстоведение» требование создания текста-описания. На этапе обучения учащихся предлагается  отрывок текста писателя-земляка А.Кошманова «Ода Константиновску».

      «Прекрасный весенний вечер! Чудесная погода! Воздух свеж и чист. С наслаждением вдыхаешь и ощущаешь прилив богатырской силы. Не торопясь, бредёшь по пустынной улице города. Весенний ветер легонько шумит в макушках деревьев, где начали распускаться зелёные клейкие листочки. Но город не слышит этого весеннего шума, он готовится ко сну».

Работа над речеведческими понятиями (определение  темы, основной  мысли и стиля текста) завершается созданием собственного текста на тему «Весна на Дону». В основу выполнения творческого задания положены личные

наблюдения и   впечатления учащихся. Всё может стать объектом внимания: интересное словесное выражение эмоционального отношения к любому конкретному факту, любому природному явлению. Целесообразно предложить детям варианты начала сочинения,  например:

Рядом с дорожкой, по которой вы идете в школу, посажены красивые клумбы с цветами. Они так великолепны! Опишите их.

Под окнами школы посажены молоденькие деревца. Пофантазируйте, какими они будут через двадцать лет, какой будет школа!

Зимние морозы, все деревья в серебряном инее. Расскажите о том, какую сказочную картину вы увидели из окна класса.

Материалом для творческих работ учащихся могут стать и другие произведения писателя-земляка. Например:

 

5 класс

Веселый денек

Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и так-то сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит - переливается, и все деревья цветными сделались: елки - с коричневой шкуркой, сосны - с желтенькой, осинки - зелененькой, березки - с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!

Тема сочинения «Зима в родном городе»

 

 

Секреты рыжего лиса

Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадётся он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Только кое-где мелькает его рыжий хвост. Но вдруг все вокруг порыжело, словно огненные звери расселись на каждом кустике и на деревьях, А потом золотым дождемспрыгнут они на землю, и ветер будет догонять по дорогам их стаи: упадут на дорогу пестрые листья.

Тема сочинения «Осень на донской земле».

Таким образом, реализация тематического принципа подбора текстового материала даёт учителю возможность на любом этапе обучения включать  краеведческий материал, что в значительной степени усиливает  культуроведческий  аспект программного материала, расширяя рамки восприятия мира, обогащая речь учащихся.

Тексты краеведческой направленности  используются и при  комплексном анализе текста в 6 классе. Например:

 

Пожелтели осенней листвой

Твои улицы, город любимый.

Ты нас манишь своей красотой,

Без тебя мы разлукой томимы.

 

Умываясь прохладной росой,

Предстаешь перед нами, счастливый

От того, что мы рядом с тобой,

От того, что ты самый любимый.

 

Не страшны мне с тобой холода,

Даже в жгучее лето не жарко.

За тебя я полжизни отдам! —

Для тебя ничего мне не жалко...

 

(А. Колосов «Мой город») 

.

1.Выразительно прочитайте стихотворения.

2.Расскажите, с каким настроением вы его читали?

3.Определите тему, основную мысль стихотворения.

4.Укажите языковые особенности стихотворения, определите их роль в тексте. 

художественный эффект достигается при их употреблении.

5.Объясните, как вы понимаете смысл фразы «За тебя я полжизни отдам!»

 

 

Тяжелой глыбой, подточенной быстрым течением реки, обрушилась непомерная тяжесть 41 – го года, разбрасывая  в разные стороны по всему белому свету брызги человеческих судеб.

      Нахмурил брови Константиновск, потемнел Тихий Дон. И как в старину, с открытым забралом, со всей земли русской потянулись цепочки мужества, сливаясь в огромную силу, чтобы раскромсать и развеять зло и насилие. До боли в кулаке сжимали щепотку донской земли твои земляки. И где – то далеко на чужбине перемешалась она вместе с прахом  константиновцев, ушедших в бессмертие.

       И здесь же земля Донская приняла тысячи других солдат, известных и неизвестных, вырвавших ядовитое жало фашизма. Бетонная стела и пламя вечного огня хранят память о них.

     Вечный  огонь… Эти маленькие язычки пламени не дадут остыть большой и благодарной памяти на века. Низкий  земной  поклон, Вам, вернувшимся после 1418 дней и ночей изнурительной битвы за донскую землю.

(По А.Кошманову  «Ода Константиновску»)

 

1.Определите тему, основную мысль текста.

2. В какой тональности вы читали этот текст? Почему?

3. Какие языковые средства использует автор в своём тексте? Докажите, что они  придают повествованию взволнованный, эмоциональный характер?

4.Озаглавьте текст, отразив в его названии основную мысль.

5.Расскажите,  что вы знаете об участии наших земляков в Великой Отечественной войне?

 6.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?

 

7 класс

 

Лев Толстой в Константиновской

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) много страниц в своих произведениях посвятил истории донского казачества.

После окончания военной службы на Кавказе, зимой 1854 года, молодой Толстой возвращался в Ясную По­ляну. Проехав по Земле Войска Донского, Лев Николаевич утром 24 января 1854 года прибыл в город Новочеркасск.

Отдохнув здесь немного, Толстой в середине дня на тройке лошадей отправился в путь по маршруту хутор Кадамовский - станица Константиновская - станица Клиновская. Здесь, сменив лошадей, напившись чаю, в седьмом часу вечера он двинулся к станции Белогородцевской, не послушав совета опытного станционного смотрителя не отправляться в путь на ночь глядя, «чтобы не проплутать всю ночь и не замерзнуть...»

Через четверть часа началась метель.

«Метель была так сильна, что насилу-насилу, пере­гнувшись совсем вперед и ухватясь обеими руками за полы шинели, я мог по колеблющемуся снегу, который выносило ветром из-под ног, пройти те несколько шагов, которые отделяли меня от моих саней», - напишет впо­следствии Лев Николаевич.

Вскоре ямщик вынужден был остановить лошадей, по­тому что не мог разглядеть ни одного верстового столба. С этого момента началось их 12-ти часовое блуждание «в совершенно голой степи, какова эта часть Земли Войска Донского.»

Только к утру, донельзя усталый и не на шутку встревоженный, Толстой добрался до почтовой станции Белогородцевской.

Толстой потом записал в дневнике: «И мне пришла мысль написать рассказ "Метель"».

Рассказ «Метель» проникнут сильным чувством любви к родной русской земле картина снежного бурана нарисована художником так выразительно, что читатель словно бы сам видит густые хлопья непрерывно падающего снега, засыпающего лошадей, сани, ямщиков, слышит сквозь однообразный свист ветра «заливистое» звучание коло­кольчиков.

 (По В.П.Граф. Краеведческие очерки «Константиновск многоликий»)

 

1.Определите тему и основную мысль отрывка.

2.С помощью каких языковых средств автор создаёт картину метели?

3.Подберите синонимы к слову метель.

4. Как вы понимает смысл высказывания  «Рассказ «Метель» проникнут сильным чувством любви к родной русской земле…». Напишите об этом в сочинении-миниатюре.

Краеведческий материал позволяет учителю обогащать знания учащихся в культуроведческом плане, делать уроки  по разделу «Лексика» культуронасыщенными. На это направлены и виды деятельности учащихся: составление словаря донских диалектов,  иллюстрирование  предметов обихода донских казаков, инсценирование,  выполнение проектных заданий.

Краеведческий лингвистический материал включается и в проведение предметных недель по русскому языку. Например: 

Лексика. Диалектизмы

«Как у нас говорят»

1.       Как у нас называются:

Возвышенные места (буй, веретья, рёлка, бугор)

Низменности, впадины (дол, суходол, балка, яруха)

Озера, пруды и их впадины (озерко, ламба, сор, ставок, копань)

Глубокие места в водоемах (пучина, омут, бочаг, балуда, вырь)

Лед и отдельные льдины (шуга, наслуд, донник, крыга, забереги)

Ягода ежевика (деряба, команика, ожина, снобориха)

Изгороди (городьба, горожа, огородь, тын, острокол, плетень)

Жилой дом (изба, хата, курень)

Постройка для скота (хлев, котух, стая)

Открытое огороженное место для скота (калда, ворок, баз, загон)

2.       Найдите в тексте диалектные слова, определите их лексическое значение.
Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед
трудным  препятствием.   Казаки  днем  собирались  на проулках и  в
куренях, спорили, толковали.

Какое   из   следующих   слов   употребляется   в   нашей   местности: разговаривать, баять, гутарить, балакать, бахорить?

Какой звук, г   или  ץ, употребляется в словах гусь, гора, гости?

Твердое или мягкое т произносят в окончании глаголов третьего лица?

( несет или несеть)

  3. Объясните значение пословицы  «Казак  и в беде не плачет». Составьте небольшой рассказ по данной пословице.

Таким образом,  культуроведческий аспект уроков русского языка позволяет учителю успешно решать  задачи формирования языковой личности. 

Прикрепленный файл Size
Калмыкова Алла Ивановна.doc 56.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн