Уважаемые коллеги! предлагаю приступить к совместному обсуждению правил применения интерактивных методов. Времени у нас осталось крайне мало. Включайтесь в работу!
Каждый пишет своим цветом.
Тополинская Н. В.
Никифорова Р. И.
Павлова Н. А.
Топильская Т. В.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Современная педагогика выделяет следующие интерактивные подходы:
· творческие задания;
· работа в малых группах;
· обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
· использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
· социальные проекты и другие вне-аудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
· тестирование;
· разминки;
· обратная связь;
· дистанционное обучение;
· обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;
· разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»);
· тренинги.
Общие правила для использования интерактивных методов обучения на практике.
Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения, мы остановимся на следующих: мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра (игровое моделирование), дискуссия.
Основные правила организации интерактивного обучения:
· Вовлечение в работу всех учащихся.
· Психологическая подготовка участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
· Ограниченное количество участников. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимально - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
· Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
· Четкое закрепление процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.
· Добровольное деление на группы. Первоначально строится на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Правила работы в группе.
1. Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет.
2. Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними.
3. Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали.
4. Все участники делают замечания кратко и по существу.
5. Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей,мнений и интересов других участников.
6. Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы.
7. Все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу.
При использовании интерактивных методов обучения необходимо обеспечить:
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;
- демократический стиль общения всех участников процесса;
- опору на личный опыт учащихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов;
- доверительные, отношения между педагогом и учениками;
- включение внешней и внутренней мотивации деятельности.
Интерактивные занятия должны:
- пробуждать у учащихся интерес;
- поощрять активное участие каждого в учебном процессе;
- развиватькоммуникативные умения и навыки.
- обращаться к чувствам каждого ученика;
- способствовать эффективному усвоению учебного материала;
- оказывать многоплановое воздействие на учеников;
- осуществлять обратную связь (ответная реакция аудитории);
- формировать жизненные навыки обогащать жизненный опыт через включение в различные ситуации;
- способствовать изменению поведения.
Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что делает своими руками. Групповая, коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная - готовность к приему и передачи информации;
- координационная - согласие действий и организация взаимодействий;
- перцептивная - восприятие и понимание друг друга;
- развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.
Правила организации интерактивного обучения
1. Подготовка аудитории к работе.
2. Деление на группы.
3. Определение целей и ожидаемых результатов.
4. Прнятие правил работы.
5. Формирование доверительной и рабочей атмосферы.
6. Все обучающиеся должны принимать участие в работе.
7. Умение слушать: должны быть выслушаны все мнения.
8. Творческие работы.
9. Обратная связь.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много, не более 30 человек.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактивного обучения было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много, не более 30 человек.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактивного обучения было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много, не более 30 человек.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактивного обучения было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много, не более 30 человек.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактивного обучения было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их
ППП ППППП
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много, не более 30 человек.
Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактивного обучения было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их
Уважаемые коллеги, редактируйте и заполняйте интеллект-карту "Правила применения интерактивных методов"
и интеллект-карту к 7 субмодулю "Плюсы и минусы интерактивных методов". Доступ открыт.
Спасибо всем, кто работал!
|
На: Мини группа 3, подгруппа 2. Совместное обсуждение. Правила п