Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественное творчество моего народа - живительный источник композиторов и художников

Submitted by Нина Владимировна Шалатова on вс, 14/04/2013 - 17:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шалатова Нина Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№11
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
Урок № 7 в 1 четверти 3 класса "Художественное творчество моего народа – живительный источник композиторов и художников» знакомит с народными календарными праздниками, закрепляет знания о композиторах, которые использовали в своём творчестве народные мелодии.

 

Тема: Художественное творчество моего народа – живительный источник

композиторов и художников.

 

Цель:  Разучивание и исполнение календарных песен, закличек.

 

Задачи:

личностные:

развивать интерес к народному творчеству, обогащать эмоционально-волевую сферу учащихся

образовательные:

Формировать у учащихся художественные знания, умения, навыки в области народного искусства, его традиционные образы, уходящие глубокими корнями в историю мировоззрения; умение различать народную и композиторскую музыку;

развивающие:

развивать слух;

совершенствовать вокально-хоровые навыки

 воспитательные:

 воспитание учащихся на лучших традициях народного   творчества.

коммуникативные:

находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач

Методы урока:

1. Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный)

2. Проблемный

3. Частично-поисковый

 

Оборудование урока:

 

Для учителя:

Музыкальный ряд:

1. Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон);

2. Детские музыкальные инструменты;

3. Диски:

Рахманинов. 3-ий концерт для фортепиано с оркестром;

Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские»;

Чайковский. «Декабрь».

 

Литературный ряд:

1. Заклички к «Святкам»

2. Жуковский. Баллада «Светлана».

 

Зрительный ряд:

1.Комьютер: Корин. «Александр Невский», Солдат в Трептов.парке, рисунок «Гадание»

2. Нотная запись

3. Нотная музыкальная доска

Разработка урока с применением интерактивных методик

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. Приём «Нестандартный вход в класс»

1. Вход в класс под музыку Чайковского «Декабрь» («Святки»), одетые в народные костюмы

2. Приветствие в духе народного поклона, исполняя русскую народную песню «Со вьюном я хожу»

Приём шаг за шагом

1.Что мы исполняли?

2.Композиторская песня  или народная?

3.Как называется песня?

4.Какой жанр песни?

5.Какой характер песни?

II. Рахманинов. 3-ий концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание.

1. Много песен мы слушали и пели. Одни назывались народными, другие – композиторскими.

-Чем отличаются народные песни от композиторских?

-Многие народные песни слагались в то далёкое время, когда не было музыкальных школ и музыке никого не учили. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах.

Народные песни не записывались, а передавались по слуху от человека к человеку, т.о. дошли до наших дней. В отличие от народных, композиторские сочиняются образованными музыкантами и поэтами.

 

2. Определить по нотной записи два музыкальных произведения: композиторское и народное:

 

3. Пение по нотам с использованием нотной доски.

Мелодии построены на сочетании соседних звуков – это причина певучести.

Плавность мелодии роднит произведение Рахманинова с русской народной песней.

 

4. Слушание 3 концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова.

-Что общего между этими двумя произведениями?

Приём «Корзина идей, понятий, имён» (что положим в корзину?)

На доске таблички со словами: плавность мелодии, отрывистость, песенность, маршевость, распевность, танцевальность

Дети выбирают правильные слова

5. Вывод: Плавность мелодии, певучесть, распевность характерна для русской народной песни, т.к. раскрывает характер.

 

III. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Хор «Вставайте, люди русские» - слушание.

Шёл ленинградский паренёк – исполнение.

 

  1. П. Корин. Александр Невский – иллюстрация на компьютере

-Кто такой Александр Невский?

-Князь, полководец, богатырь, защитник земли русской.

Приём «Я – композитор»

Какую бы вы музыку написали по характеру?

Ответы ребят

-Прослушать хор «Вставайте, люди русские», определить, какая часть роднит эту музыку с народной песней. (2-ая часть).

2.Солдат с девочкой на руках в Трептов.парке – иллюстрация на компьютере

-Что вы видите на картине?

-Это памятник, образ русского солдата, спасшего весь мир от фашизма. Это роднит образ солдата с Александром Невским.

-Народные песни сочинялись и в более позднее время.

-По мелодии определить песню

«Шёл ленинградский паренёк» - исполнение песни с соблюдением динамики: P, mP, f, mf.

Вывод: Кантату Прокофьева и песню «Шёл ленинградский паренёк» роднит певучесть, задушевность.

 

IV. Календарные песни.

- Народных песен очень много, но их можно поделить на группы: хороводные, лирические, плясовые, обрядовые, солдатские, трудовые, былины и большую группу составляют календарные песни.

(Продолжает Т.Н. Карпова).

 

1. Народные календарные праздники Святки, Встреча Весны (Масленица), Троица, Жниво, своими корнями уходят в глубь язычества – это поклонение различным божествам: богу Воды, Земли, Огня, Дождя, Солнца – просьба к ним о плодородии земли и урожае.

-Ребята, а как почитали силы природы в старину? (рисунки)

Приём «Шаг за шагом»)

Огонь –царь

Вода – царица

Земля – матушка

Небо – отец

Ветер – господин

Дождь – кормилец

Солнце – князь

Луна – княгиня и т.д.

 

2. «Святки»- это один из главных праздников старины.

Всем действиям этого праздника придавался магический характер, которым были наделены на урожайность будущего года:

-шествие ряженых

-щедрование

-колядование

-обсыпание дома злаковыми.

Всё это земледельческие ритуальные язычества.

 

«Святки» - святые вечера, так традиционно в России назывались праздничные дни до Рождества Христова (с 7 января до 18 января).

К «Святкам» задолго готовились, разучивали стихи, песни-колядки, делали костюмы, маски. (Читает стих)

Пришла коляда

Накануне Рождества

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужилиста!

Ему с колосу – осьмина,

Из зерна ему коврига!

Из полузерна – пирог

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством;

И создай вам, господи,

Ещё лучше того!

 

 

V. Исполнение песен, закличек, колядок.

Приём «Услышать-обсудить-ответить»

Какой характер, лад, тип песни?

1.К нам в гости пришли ряженые (к доске выходит группа учащихся в масках)

Зароди, Боже, жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле – ядро,

А в доме добро!

Куда конь хвостом –

Там жито кустом,

Куда коза рогом –

Там жито стогом.

-Здравствуйте, хозяева добрые! С Новым годом! С Новым счастьем! С новым здоровьем!

Исполнение песни «Воробушек летит»

 

2.(читает стих)

Коляда-коляда,

На другой день Рождества!

Кто подаст пирога,

Тому двор живота!

Кто не даст пирога –

Тому сивая кобыла

Да оборвана могила!

Исполнение песни «Коляда!»

 

3. (читает стих)

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или сена клок,

Или вилы в бок.

Исполнение песни «Сею, вею, посеваю»

 

(хором)  Здравствуйте!

               С Новым годом!

               Со всем родом!

               Чтоб здоровы были,

               Много лет жили!

 

VI. Чайковский. Декабрь. Святки. – слушание.

 

-Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил праздник «Святки». В фортепианном цикле «Времена года» месяц декабрь назван «Святками».

 

-Послушайте и определите характер. Что можно представить под эту музыку?

Слушание.

-Характер нежный, ласковый, певучий, что роднит с русской народной песней.

 

-На следующих уроках мы продолжим знакомство с календарными праздниками.

Приём «Два смайлика»

Понравилось на уроке?

Приём технологии критического мышления

Заполните анкету:

Мне понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

Я хочу ещё послушать…

Я хотел бы научиться играть на детских музыкальных инструментах

Домашнее задание Приём «Изобретательские задачи»

Сочинить калядку

 

VII. Вывод.

Музыка бывает народная и композиторская.

Характер музыки, художественное творчество народа исходит из характера народа, его души и природы, окружающей его.

(звонок). До свидания.

 

Выход из класса под музыку П.И. Чайковского «Святки».

 

 

 

                            

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн