Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русская изба. Единство конструкции и декора.

Фото пользователя Ирина Валентиновна Чурикова
Submitted by Ирина Валентиновна Чурикова on пн, 15/04/2013 - 09:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чурикова Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 
МБОУ "Уваровский кадетский корпус им. Святого Георгия Победоносца"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

Изучение языка декоративно - прикладного искусства, знакомство с сюжетно -декоративной композицией

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Горяева, Неменский "Декоративно - прикладное искусство" /Учебник 5 класс, М: Просвещение - 2010, 192 с.

Используемая методическая литература: 

М. А. Порохневская "Изобразительное искусство". 5 класс. Поурочные планы по программе Неменского / Волгоград: Учитель - АСТ, 2009 - 120 с.

Используемое оборудование: 
  • Компьютер
  • Экран
  • Проектор
  • Оформленная доска
  • Выставка книг  "Русская изба"
  • Выставка детских работ
  • Материалы для выполнения практической работы

 

Используемые ЦОР: 
Краткое описание: 
Урок с применением итеративных технологий. На уроке мы выясняем что такое дом, строение русской избы, значение элементов русского орнамента. Практическая часть - работа по группам, самопрезентация каждой группы, составление коллективной работы "Русская изба".

План урока:

  • Организационный момент
  • Актуализация опорных знаний
  • Формирование новых знаний
  • Практическая работа
  • Анализ работы
  • Итоги

Содержание урока:

С древних времен человек строил себе жилища.

Какие ассоциации у вас возникают со словом "жилище"?

- Какие это были жилища?

Слайд 1: Пройдя путь от пещеры до дворца, человек старался создать безопасное пространство.

Слайды 2-7: Какие жилища других народов вам известны? - игра "Шаг за шагом" - 1 тур (по одному представителю из команды, с каждым шагом называть жилище -и страну, там, где заканчивается путь - ставим флажок).

 Слайд 8: Крестьянский дом представлял собой "маленькую Вселенную".

Какие ассоциации в данном подтексте, у вас вызывает кров, кледь (сруб), подкледь (погреб)?

Крыша дома олицетворяла - небо, кледь - землю, подкледь - подземный мир.

Крестьянский дом символизировал связь человеак с космосом.

 - Из какого материала строились крестьянские избы?

 - Почему для русского человека лес стал основным материалом? - игра "Шаг за шагом" - 2 тур.

Дерево - постоянный спутник человека.. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Дерево прекрасно поддается обработке.

А теперь вспомним строение избы. Заполним таблицу  "Русская изба". Таблица содержит два столбца "ДО" и "ПОСЛЕ",  в них строение избы с пустыми полками - выносками. Ваша задача внести названия знакомых вам элементом в  колонку "ДО".

- Как наши предки украшали свое жилище?

Видеофрагмент: "Виды орнаментов. Ритм орнаментов"

Поделимся впечатлениями об увиденном.

Слайд 9-15: С помощью резьбы по дереву человек украшал свой дом, наполнял свой дом образами для того, чтобы привлечь силы добра и света, защититься от злых сил.

Перед каждой командой таблица "Элементы декора русской избы". В первой колонке - элемент, во второй - его значение, найдите соответствие.

 - Что ставили на крыше дома?

- Скакой целью?

 Конь - охлупень часто был символом солнца, благосостояния.

Различные символы солнца ввиде розетоки полуразеток украшали полотенца и причелины.

В украшении фронтона - "лица"  дома, использовались ромбы, точки - отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Особым местом дома считались окна 0 "глаза" дома, его связь с внешним миром.

Наличники дома оформлялись особенно пышно.  По тому же принципу устройства миранижнюю часть украшали фантастические существа - русалки, львы - собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный мир. Они причудливо переплеталисьс растительным узором - символом земли, выше - в диковинных птиц и образы неба и солнца.

Такие наличники требовали огромного труда и любви к семье и дому. К ним относились как к семейной реликвии, переносили из старого дома в новый.

Практическая работа:

Выполнить и презентовать композицию в стиле древних мастеров, для:

  • 1 группа - фронтона дома,
  • 2 группа - наличников,
  • 3 группа - охлупня. полотенца, светелки.

Анализ работы:

  • Презентуем и анализируем творческие работы групп.
  • Составляеи коллективную работу "Русская изба"
  • Заполняем колонку  "ПОСЛЕ" в таблице "Русская изба"

Итоги:

  • Подводим итоги
  • Выставляем отметки

 

 


»  Размещено в сообществах: