Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыка рассказывает обо всём

Submitted by Татьяна Викторовна Ильина on чт, 25/04/2013 - 16:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ильина Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 
МАОУ гимназия 7, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Научить выделять взаимодействие между музыкой и другими видами искусства.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

T. И. Науменко, В. В. Алеев «Искусство. Музыка. 5 класс» Учебник, Издательство "ДРОФА", 2011

Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак «Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс».
Используемая методическая литература: 

T. И. Науменко, В. В. Алеев  Искусство. Музыка. 5 класс. Нотное приложение к учебнику Т. И. Науменко,  

В. В. Алеева «Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия».

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: 

http://school-collection.edu.ru/

Краткое описание: 
Урок рассчитан на учащихся пятого класса. Материал урока способствует формированию слушательской культуры детей на основе приобщения к вершинным достижениям музыки и других видов искусства (литература, живопись).

 

Ход урока:

      I.            Организационный момент.

 

Приём “Необъявленная тема”

Звучит "Сонет" Е.Доги.

Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Печальна и чиста,

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!..»

К. Кулиев

 

   II.            Сообщение темы урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Каких тем может коснуться музыка и с каким искусствами она связана?

Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

Тема урока: «Музыка рассказывает обо всём».

С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

Как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь.)

III.            Работа по теме урока.

Что такое музыка?

Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, окружающие его различные переживания и окружающую жизнь. Музыка – это искусство звуков.

Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»?

 

Приём “Да-Нет”.

(Учебник стр. 4)

Из учебника:

Музыку можно изучать по-разному.

Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих компо­зиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огром­ным трудом создается даже самая легкая и веселая му­зыка.

Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных инстру­ментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри.

Все это - разные пути приобщения к музыке.

Но однажды возникает вопрос: что же такое му­зыка?

Правда ли, что это - чудо, рождающееся из Космо­са, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в му­зыке, но музыка не нуждается ни в чем». Так ли это?

И да, и нет.

Да, потому что каждое искусство самоценно, оно го­ворит на своем собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. 3вук не мо­жет соперничать с цветом, как скульптура не соперни­чает со стихом, так же, как в природе воздух не сопер­ничает с огнем. Само такое противопоставление кажет­ся нелепым.

Нет, потому что в мире все взаимосвязано. Так, для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна дает выразительное звучание лишь в сопри­косновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом. А это все находится уже дале­ко за пределами самой музыки.

Возьмем, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол", написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном  донном, перевод звучит в прозе.

Так происходит и со всеми остальными вещами в ми­ре: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то - течение рек и цветение лугов. И в этом смысле все нуждается во всем.

Помните ли вы стихотворение с. Маршака «Гвоздь и подкова» ?

Не было гвоздя - подкова пропала.

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала - командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя, ­

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!

И да, и нет.

Да: потому что каждое искусство символично, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать со светом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.

Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, – и всё это находится уже за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то – течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.т – так как

  • Итак, какой вывод мы можем сделать? (И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет – так как  существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы.)

Возьмем к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего;  смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.

Не было гвоздя – подкова пропала.

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя, –

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!

Послушайте песню "Гвоздь и подкова" из вокального цикла Д. Кабалевского на стихи С. Маршака "Шесть веселых песен"

  •  Каким же образом была повержена в бегство целая армия? (Отсутствие гвоздя повлекло за собой последовательность событий, в результате которых армия потерпела поражение, то есть вот такая, казалось бы, мелочь, сыграла такую значительную роль.)

Можно сделать вывод о том, что в искусстве происходит то же самое. Нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.

Отсутствие гвоздя - вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих бед. И хотя между гвоздем и поражением нет прямой связи, мы все же видим, как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой мо­жет иметь печальные последствия.

Но какое отношение имеет это стихотворение к му­зыке и к искусству в целом?

Дело в том, что точно так же происходит и в искусст­ве: в нем нет ничего мелкого, незначительного, посто­роннего. Бывает даже, что открытие в одной области нередко при водит к расцвету в другой. Когда худож­ник смешивает краски в поисках новых цветовых соче­таний, кто знает, не прокладывает ли он путь к откры­тию неведомых музыкальных звучаний?

Как же это происходит?

Какие тайные законы движут искусством?

Чтобы ответить на эти вопросы, и задуман наш учеб­ник. Его главная тема - « Музыка и другие виды ис­кусства» - рассматривает музыку в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычая­ми, верованиями, стихами, сказками, дворцами, хра­мами, картинами и многим-многим другим.

Конечно, вы обязательно будете говорить о музы­кальных произведениях, посвящать уроки творчеству великих композиторов, учиться петь и играть на музы­кальных инструментах.

И все же тема этого года - особенная.

Она призвана научить наблюдать, сравнивать, со­поставлять, видеть большое в малом, находить при­меты одного явления в совершенно другом и тем са­мым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Она призвана научить пониманию того, что мир един, и объяснить, зачем нужно такое понимание. Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всем. Нужно только научиться ее слышать.

Вопрос

  • Как вы понимаешь смысл стихотворения с. Маршака «Гвоздь и подкова»? Какое отношение оно имеет к музы­ке и к искусству в целом?
  • Послушайте одну очень интересную песню.

Зонтики

(автор неизвестен)

Город этот выдумал один художник,

Люди в нем не знали, что такое дождик,

Просто, вот не знали, что такое дождик,

Вот какие люди жили в городе том.

Город этот выдумал один художник,

Люди в нем не знали, что такое дождик,

Лишь чудак в белый плащ одетый,

Продавал там зонтики зимой и летом.

Припев:

Господа, купите зонтик,

Белый зонтик, красный зонтик,

Синий зонтик, желтый зонтик,

Может пригодится в жизни вам.

Были там домишки все из пластилина,

Из пустых коробочек автомобили.

И не зная никакой ангины,

Маленькие люди жили в городе том.

Маленькие были у людей заботы —

Шли они в театр и в кино с работы,

Вечером в подъезде целовался кто-то.

Вот, какие люди жили в городе том.

Припев.

Маленькое небо как-то вдруг промокло,

В маленьких домишках задрожали стекла,

И вокруг все стало сразу мокрым,

И все схватили насморк в городе том.

Вспомнили тут люди о торговце странном,

Бросились искать его по всем бульварам,

Hо пропал торговец со своим товаром,

И лишь осталась песенка в память о нем.

Припев. (2раза)

  • Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д.)

А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока?

  • Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И в конце концов мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.
  • А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев – несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей…)

 Вокально-хоровая работа.

Разучивание 1 куплета песни «Зонтики».

IV.            Итог урока.

 

Рефлексия.

Приём  «До-После» 

  • Расскажите, как вы поняли, что мы будем изучать на уроках музыки в пятом классе? (Мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки с другими видами искусств.)
  • Мы будем учиться понимать то, что мир един, и будем говорить об это с точки зрения музыки, так как музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Хочется закончить урок словами замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем».

Д. Шостакович "Романс" из кинофильма "Овод"

   V.            Домашнее задание.

Выучить песню.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Музыка 5 класс.doc 1.07 MB
Музыка рассказывает обо всем.ppt 7.37 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн