Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа по русскому для одаренных детей «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Submitted by Евгения Олеговна Демушкина on Tue, 07/05/2013 - 20:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Карташева Людмила Петровна
Место работы, должность: 
Сосновский р-н, с. Перкино, филиал МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Перкино, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Данная ДОП направлена на достижение следующих целей:

 

  • воспитания у подрастающего поколения любви к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, языку одной из величайших культур мира, воспитание интереса к русскому языку и лингвистике;
  • пробуждение интереса к научному и творческому изучению русского языка;
  • расширение кругозора учащихся;
  • работа со школьниками, обладающими хорошим знанием русского языка, одарёнными лингвистической интуицией, способными к дальнейшему изучению и исследованию русского языка.
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2002
  2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. М., Просвещение, 2009
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М., Просвещение 1986
  4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 9 класс М., Просвещение 2008
  5. Панов В.Ф. Занимательная орфография. М., Просвещение 1984.
Используемая методическая литература: 

 

Литература и средства обучения

 

  1. Алгазина.Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., Просвещение,1987
  2. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М., Просвещение 1979
  3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. М., Просвещение 1987.
  4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.
  5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., Просвещение, 1982.
  6. Малюшкин А.Г.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку . 9 класс. 2001.
  7. Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.М., Книга.1985
  8. Тихонова В.В. Тесты. Русский язык, 8-9 классы. М., Дрофа, 1998.
  9. Шипицына Г.М. Дидактические материалы дл углубленного  изучения русского языка. М., Просвещение, 1997

 

 

Словари и справочники

  1. С.И. Ожегов.Словарь русского языка. М., Русский язык. 1987
  2. Универсальный словарь по русскому языку. Санкт-Петербург, Весь,2009
  3. Словарь иностранных слов.
  4. Орфографический словарь русского языка  Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е..
Краткое описание: 
• углубить знания учащихся об основных уровнях языковой системы и основных единицах языка; • дать представление о функционировании норм русского литературного языка; • научить проявлять языковое чутьё и смекалку в решении неординарных творческих задач; • пробудить интерес к русскому языку как учебному предмету;  повысить общую языковую культуру; • углубить и расширить знания, получаемые на уроках; • уметь не только выявлять конкретные теоретические знания и практические умения, но и проверять способность абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал;
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

 

Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1

 

Рассмотрено на заседании                                          Утверждаю

педагогического совета                                               директор школы:      

протокол №_____                                                         ___________Н. В. Савинкина

от «____»__________2012г.                                        приказ №____           

                                                                                        от «____»__________2012г.     

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

 

 

 

 

 

 

2012 – 2013 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная образовательная программа   по  русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»   рассчитана на школьников   9-11 классов, имеющих хороший уровень подготовки по русскому языку, а также творчески одаренных школьников, и представляет собой вариант углубленной и расширенной программы курса «Русский язык» средней школы, направленной на подготовку обучающихся к участию в олимпиадном движении. Программа может быть использована учителями   средних общеобразовательных школ, реализующих подготовку школьников к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

 Дополнительная образовательная программа реализуется в течение  одного года. Обучение школьников может начинаться с любого года обучения. Занятия по программе проводятся во внеурочное время, по 1  часу в неделю, 34 часа в год .   

Актуальность ДОП определяется необходимостью поиска подходов к ориентированию и подготовке школьников к участию в олимпиадах и конкурсах, позволяющих реализовать их творческий потенциал. Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена направленностью на развитие личностных особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, на обеспечение творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.

Главной целью дополнительного образования по русскому языку является повышение уровня предметной подготовки учащихся, развитие одаренности школьников посредством осуществления образовательной деятельности, подготовка обучающихся к интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся.

 

Цели и задачи

 

Данная ДОП направлена на достижение следующих целей:

 

  • воспитания у подрастающего поколения любви к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, языку одной из величайших культур мира, воспитание интереса к русскому языку и лингвистике;
  • пробуждение интереса к научному и творческому изучению русского языка;
  • расширение кругозора учащихся;
  • работа со школьниками, обладающими хорошим знанием русского языка, одарёнными лингвистической интуицией, способными к дальнейшему изучению и исследованию русского языка.

 

 

Настоящая ДОП предполагает реализовать следующие задачи обучения:

 

 

  • углубить знания учащихся об основных уровнях языковой системы и основных единицах языка;
  • дать представление о функционировании норм русского литературного языка;
  • научить проявлять языковое чутьё и смекалку в решении неординарных творческих задач;
  • пробудить интерес к русскому языку как учебному предмету;  повысить общую языковую культуру;
  • углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
  •  уметь не только выявлять конкретные теоретические знания и практические умения, но и проверять способность абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал;

 

 

 Нормативные правовые документы

 

 Дополнительная образовательная  программа по русскому языку   разработана в соответствии с

 

  • приказом Минобрнауки России от 17.12.2010  №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательноо стандарта основного общего образования»; Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
  • Законом Тамбовской области от 29.12.1999  №96-3 «Об образовании в Тамбовской области (с изменениями и дополнениями);
  • приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • приказом Минобразования России от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;
  • приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказом Минобразования России от 03.06.2008 №164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Россиской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобразования России от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобразования России от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №13.12 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобразования России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №13.12;
  • Уставом образовательного учреждения

 

 

Сведения о программе

 

Дополнительная образовательная программа   «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 5-11 классов  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рекомендованной Министерством образования РФ, что даёт возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.

 

 

Информация о количестве учебных часов

 

Курс составляет 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю и  состоит из двух модулей. Первый модуль «Трудные вопросы орфографии» содержит 3 теоретических и 14 практических занятий. Второй модуль «Трудные вопросы пунктуации» содержит 5 теоретических и 12 практических занятий.

 

Формы организации учебного процесса

  .

Основные формы занятий: лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций; практические занятия; комбинированные уроки; проекты; дискуссии; игры; конкурсы, работа в библиотеках и архивах.

 

 

Технологии обучения

 

  • технология проблемного обучения;
  • ИКТ технологии;
  • технологии игрового обучения;
  • технология развивающего обучения.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций

 

  • исследовательская деятельность;
  • работа в парах;
  • планирование и анализ собственной деятельности;
  • самооценка.

 

Виды и формы контроля

 

Виды: текущий, тематический, итоговый.

Формы:

  • самостоятельная работа;
  • итоговые контрольные работы  
  • тестовые задания;
  • проверочная работа;
  • участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

 

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

 

творческая самореализация учащихся, готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня; показатели обучающихся в олимпиадах;

профессиональное самоопределение школьников.

 

 

Планируемый уровень подготовки

 

В результате освоения ДОП обучающиеся должны знать:

 

 -фонетическую систему русского языка в ее развитии; основные фонетические законы, отраженные в системе склонения и спряжения;

 грамматические нормы русского языка;

 особенности синтаксиса в соотношении с различными функциональными стилями языка;

 состав русской лексики, ее происхождение и историческое развитие;

 функциональные особенности текстов различных стилей в соответствии с жанровым разнообразием русской литературы.

 

уметь:

 характеризовать различные единицы русского языка с точки зрения их семантики, структуры, функционирования в тексте;

 анализировать языковые категории русского языка, сопоставлять некоторые языковые явления русского языка и иностранных (изучаемых) языков;

 понимать и корректно использовать поговорки и крылатые выражения, используемые в современной речи;  

 пользоваться словарями различных типов при разнонаправленном анализе текста;

 формулировать и реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с нормами литературного языка;  

  

владеть:

 основными понятиями современной лингвистической науки в рамках школьной программы и в определенном соотношении с научной грамматикой;

 культурой сопоставительного восприятия норм русского литературного языка и особенностей функционирования русского языка в современной речевой ситуации;

 представлением о роли русского языка в мировой культуре и образовании, в формировании духовно-нравственной составляющей русского ментального пространства

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание

 

Первый модуль. Трудные вопросы орфографии.

 

Введение. Морфема как минимальная значимая часть слова. (1 час).

Система орфограмм данного раздела орфографии (12 часов).

Правописание гласных корня: безударные, чередующиеся гласные.

Правописание согласных корня.

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными.

Правописание приставок на з-(с), пре-, при-.

Правописание суффиксов. Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях.

Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, -тся и –ться.

О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и в окончании.

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания (3часа)

НЕ с разными частями речи.

НЕ и НИ с местоимениями.

Употребление  дефиса в словах разных частей речи.

Работа с орфографическим словарём (1ч.)

 

Второй модуль. Трудные вопросы пунктуации.

 

Знаки препинания внутри простого предложения (9часов)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Знаки препинания между однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Вводные слова. Обращения. Междометия.

Знаки препинания между частями сложного предложения. (6 часов).

Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Выбор знаков препинания в бессоюзном сложном предложении на основе семантико-интонационного анализа.

Знаки препинания при передаче чужой речи (2 часа)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

 

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела(темы)

Количество часов

Формы проведения

Виды деятельности на уроке

1

Введение. Морфема  - значимая часть слова.

1

Беседа

Мини-сочинение «Состав слова»

 

Система орфограмм.

17

 

 

2.

Безударные гласные в корне.

1

Практикум

Диктант по данной орфограмме

3-4.

Группы корней с чередованием гласных (зависимость от последующего согласного, от глагольного суффикса, от ударения.

2

Практикум. Работа с таблицей.

Составление опорной схемы.

5.

Правописание согласных корня. Чередование согласных в корне.

1

Практическая работа

Составление тренировочного опросника

6.

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными. Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, фон, агро, био ит.п.)

1

Практикум. Работа со словарями

Составление словаря трудных слов, словаря иностранных слов, составление тестовых заданий.

7.

Правописание приставок на з-(с-), пре,-при-.

1

Практикум. Работа со словарём.

Составление таблицы, сообщения о происхождении слов.

8.

Правописание суффиксов разных частей речи.

1

Семинар-практикум

Словообразовательный анализ слов, составление таблицы

9.

Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях

1

Практикум

Составления алгоритма написания Н и НН в словах разных частей речи.

10.

Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, -тся и –ться.

1

Тренинг

Составление опорной схемы для самоконтроля.

11.

Гласные О-Е после шипящих и Ц в корнях слов, в окончаниях и суффиксах разных частей речи

1

Практикум. Работа с опорной таблицей, со словарём.

Словарный диктант

12

Ь после шипящих в словах разных частей речи

1

Тренинг с опорой на таблицу

Проверочная тестовая работа, составление словаря трудных написаний.

 

Слитные, дефисные и раздельные написания.

3

 

 

13

Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов и союзов.

1

Практикум

Сочинение на лингвистическую тему

14-15

Правописание не с разными частями речи. НЕ и НИ с местоимениями

2

Семинар-практикум

Сообщения учащихся с подбором примеров из художественной литературы, составление опорной схемы.

16

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

1

Консультация

Составление словаря трудных написаний.

17.

Работа с орфографическим словарём.

1

Практикум

Составление словарного диктанта из трудных для запоминания слов. Сочинение «О чём может рассказать словарь»

 

Знаки препинания внутри простого предложения

9

 

 

18.

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Беседа. Практикум

Комплексный анализ текста.

19.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационные особенности этих предложений.

1

Практикум

Составление опорных схем, конструирование по ним предложений.

20-21

Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщающее слово при однородных членах предложения

2

Семинар-практикум

Составление схем рядов однородных членов, конструирование по ним предложений.

22-23

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

2

Семинар-практикум

Сообщения учащихся, составление обобщающей таблицы

24

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

1

Практикум

Комплексный анализ текста

25

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Отличие их от членов предложения.

1

Практическая работа

Составление сообщения на тему «Назначение вводных слов и их роль в предложении»

26

Знаки препинания при обращении. Пунктуационное выделение междометий

1

Беседа, практикум

Сочинение-рассуждение о роли в поэтическом тексте риторического обращения.

 

Знаки препинания между частями сложного предложения

6

 

 

27

Виды сложных предложений

1

Исследование

Комплексный анализ текста

28

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1

Тренинг

Комплексный анализ текста

29-30

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

2

 Практикум

Комплексный анализ текста

31-32

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2

Практикум

Пунктуационный анализ текста

 

Знаки препинания припередаче прямой речи

2

 

 

33

Знаки препинания при прямой речи

1

Практикум

Составление микротекстов, диалогов, их запись.

34

Цитирование. Способы оформление цитат в письменной речи.

1

Лекция. Практикум

Сочинение-миниатюра с включение цитат.

 

 

Литература и средства обучения

 

  1. Алгазина.Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., Просвещение,1987
  2. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М., Просвещение 1979
  3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. М., Просвещение 1987.
  4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.
  5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., Просвещение, 1982.
  6. Малюшкин А.Г.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку . 9 класс. 2001.
  7. Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке.М., Книга.1985
  8. Тихонова В.В. Тесты. Русский язык, 8-9 классы. М., Дрофа, 1998.
  9. Шипицына Г.М. Дидактические материалы дл углубленного  изучения русского языка. М., Просвещение, 1997

 

Литература для обучающихся

 

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2002
  2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. М., Просвещение, 2009
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М., Просвещение 1986
  4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 9 класс М., Просвещение 2008
  5. Панов В.Ф. Занимательная орфография. М., Просвещение 1984.

 

Словари и справочники

  1. С.И. Ожегов.Словарь русского языка. М., Русский язык. 1987
  2. Универсальный словарь по русскому языку. Санкт-Петербург, Весь,2009
  3. Словарь иностранных слов.
  4. Орфографический словарь русского языка  Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е..

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн