Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Здравствуй гостья, Весна!»

Фото пользователя Марина Станиславовна Смалева
Submitted by Марина Станиславовна Смалева on Fri, 17/05/2013 - 15:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Смалева М.С.
Место работы, должность: 
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 МО "Ахтубинский район", музыкальный руководитель.
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость на весеннее проявление природы, ассоциации с собственным опытом их восприятия. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через музыку, поэзию и изобразительное искусство. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, музыкальными, эстетическими и искусствоведческими терминами. Прививать любовь к культуре и традициям русского народа через русскую народную музыку, поэзию и обычаи.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.; «Психогимнастика» М. Чистяковой; программа музыкального развития детей «Ладушки» («Праздник каждый день») авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; программа музыкального развития «Музыкальные шедевры» автора О. Радыновой; программа музыкального развития «Гармония» автора Т. Тарасовой. 

Используемое оборудование: 

Предварительная работа:рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Большая вода»; знакомство с русскими традициями, бытом русского народа, изготовление с детьми фигурок жаворонков из соленого теста; разучивание на музыкальных занятиях песен о весне, попевок, закличек, хороводов; слушание классических музыкальных произведений о весне русских композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки.

Краткое описание: 
Непосредственно образовательная деятельность по области «Музыка» с детьми старшей группы.

Дети под музыку М.Глинки «Песня жаворонка» входят в музыкальный зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу вам сегодня предложить совершить путешествие в волшебную страну, в страну поэзии, живописи и музыки. Но чтобы отправиться в путешествие вам нужно отгадать несколько загадок:

Отшумела зла вьюга,

Стала ночь короче дня,

Теплый ветер дует с юга,

Капли капают звеня.

Солнце землю пригревает,

Гонит с нашей речки лед,

Тает баба снеговая

 

И ручьями слезы  льет. (Весна)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит –

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает!

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

           Вот и началось наше весеннее путешествие! Наша земля прекрасна в любое время года, каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла и солнца. Это время называется «весна». Да! Весна несет всем радость жизни, радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Послушайте как свое настроение и чувства выразил замечательный русский поэт А.С. Пушкин:

Гонимы вешними лучами

С окресных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синее блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как-будто пухом зеленеют…

 

          Поэт называет весну «утром года». А вот как о весне написал русский поэт Плещеев:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

              Музыкальный руководитель: у весны своя палитра красок и мы сейчас увидим какие краски у ранней весны, рассматривая картину известного русского художника И.И. Левитана «Большая вода».

            Ребята, посмотрите, какие цвета использовал художник, изображая природу ранней весной.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: ребята! Что мы видим на переднем плане?

Дети: березки стоят в воде, лодку ……

Музыкальный руководитель: березки отражаются в воде, создается впечатление будто деревья растут и ввысь, и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж призрачным и загадочным. А есть ли на картине солнце?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: правильно, ребята! Солнце нет на картине, но мы чувствуем его тепло. Лучи солнца согревают природу, а на песчаном берегу мы видим тени от деревьев. А на лодке, наверное, приплыл художник, что писать раннюю весну с натуры! Мы сейчас с вами отправимся на прогулку в весенний лес и на берег полноводной реки, я думаю, что мы по дороге увидим много интересного!

Дети «гуляют».

Музыкальный руководитель: посмотрите, ребята! На проталинке появились первые весенние цветы! Как они называются?

Дети: подснежники.

Музыкальный руководитель: покажите как растут подснежники!

Упражнение «Цветок» (психогимнастика).

Музыкальный руководитель: Мы продолжаем нашу прогулку, вот мы и на берегу полноводной реки, с реки веет прохладой, а вода, наверное, еще очень холодная, ледяная. А, ну-ка, опустим руки в воду!

Упражнение «Холодно» (психогимнастика).

Музыкальный руководитель:Мы протянем руки к солнышку, солнышко согреет наши руки! Ребята, какое у вас настроение, какие чувства вы испытываете?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: мы свое настроение выразим в песенке «Кончается зима» (муз. Т. Попатенко).

Музыкальный руководитель:А как все начиналось? Сначала был большой сугроб, затем солнышко растопило снег, побежали первые ручейки, они слились в одну большую реку, и вот уже река несет в своих водах прошлогодние листья и травы в большое озеро.

Дети садятся на  стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие приметы весны вы увидели в лесу и на берегу реки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:Скажите, какая птица является символом прихода весны в нашем родном Астраханском крае?

Дети:Скворцы!

Музыкальный руководитель: Ребята, выходите на полянку!

Пальчиковая гимнастика:

Скворцы прилетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали!

 

Музыкальный руководитель: я предлагаю вам спеть песню о скворушке, начнет запевать песню солистка Саша, следующий куплет споют два мальчика дуэтом, три девочки исполнят куплет трио и заключительный куплет группа ребят споют квартетом, припев исполняется хором.

Исполняется песня «Скворушка» (муз. Ю. Слонова).

Музыкальный руководитель: В древние времена на Руси символом приходе весны считалось возвращение жаворонков, крестьяне очень любили жаворонков и считали, что они своими переливчатыми трелями заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Вот как русский поэт Жуковский написал в своем стихотворении о жаворонке:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто, с высоты,

 Поет на солнышке, сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!».

 

Музыкальный руководитель:А вот, ребята, послушайте как известный русский композитор П.И. Чайковский передал свое настроение и свои чувства, слушая песню жаворонка и наблюдая за природой ранней весной, в своем произведении «Жаворонок» из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель: С птицей жаворонком у русского народа связано много примет. Крестьяне ждали возвращение этих птиц, говорили: «Сорок – сороков, птицы летят – весну несут». Зазывали весну закличками, кликали весну – гукали, каждому хотелось приблизить приход весны! А вы знаете заклички?

Ответы  детей.

Дети:

1. Жаворонки, жаворонки,

    Прилетите к нам!

    Тут кисель толкут,

    Тут блины пекут!

2. Жаворонки, прилетите,

    Студену зиму унесите,

    Теплу-весну принесите.

    Зима нам надоела,

    Весь хлеб у нас поела!

3. Жаворонки, прилетите,

    Весну-красну принесите,

    Принесите весну

    На своем хвосту,

    На сохе, на бороне,

    На овсяном снопе!

 

Музыкальный руководитель: И весна, как будто откликалась на зов людей: пробуждалась природа, появлялась первая зелень, и на гуляниях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядом в честь главного божества – Солнце, хоровод символизировал собой движение солнца, отсюда главный рисунок хоровода – круг. Ребята, мы с вами сейчас тоже заведем хоровод как в старину, но сначала вспомним и повторим русскую народную песню «Земелюшка-чернозем».

Исполняется русская народная песня «Земелюшка-чернозем» в фортепьянном сопровождении.

Затем исполняется хоровод «Земелюшка-чернозем».

Музыкальный руководитель:22 марта в день весеннего равноденствия в домах пекли из теста птичек – жаворонков, их смазывали душистым медом, некоторые лепили «жаворонков» из глины, делали из лоскутов и бумаги, покрывали позолотой. Нарядно одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали жаворонков и пели заклички. Вот и мы сейчас с вами постараемся приблизить приход весны, будем лепить и разукрашивать жаворонков.  

Дети выполняют работу.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы отметили день встречи весны, а помогли нам в этом птицы – жаворонки. Давайте возьмем своих птичек в ладошки и произнесем еще одну заключительную закличку, повторяйте за мной каждую строчку:

Приди, весна! Приди, весна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: «Здравствуй гостья, Весна!»


Уважаемая Марина Станиславовна, Ваш конспект урока по худ-эстетич. развитию детей на тему: "Здравствуй гостья, Весна" пронизан любовью и теплотой к детям. Используется достаночно материала: картины, стихи, музыкпа , для знакомства и восприятия   детьми окружающей среды. С уважением Л.В.

Комментарий был изменен с момента создания (ber49, Sat, 18/05/2013 - 15:06).



Фото пользователя Галина  Васильевна Немова

На: «Здравствуй гостья, Весна!»


Спасибо за публикацию Марина Станиславовна. С удовольствием воспользусь Вашим опытом для своей работы. Вам удачи и новых находок.



Дневник обучения группы "Ахтубинец"