Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мифы - реальные события прошлого?

Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна, Комаров Игорь
Место работы, должность: 

ТМК ОУ "Усть - Портовская средняя общеобразовательная школа - интернат

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 

Сохранение традиций народа

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литературное краеведение  "Белый ягель2 А.П. Неркаги"Сказы седой старины" - К. Лабанаускас

Используемая методическая литература: 

Медические рекомендации для школ Крайнего Севера.

Используемое оборудование: 

карточки

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> I.Вступление. II. Зов глубокой старины.III. От реальности до мифа &ndash; один шаг. IV. Заключение.</p>

 

I.Вступление.

       Состав ненецкого фольклора разнообразен в жанровом отношении. Мифы (хэбидя׳лаханако״) – один из самых интереснейших жанров ненецкого фольклора. Однако надо отметить, что ненецкие мифы собраны далеко не полностью, уже не говоря об их публикации. Ненецкие мифы мало записывались по разным причинам. Во-первых, из-за трудностей в понимании их содержания и смысла, из-за трудностей, связанных с их переводом. Тому, кто работает с мифами, надо детально изучить культы и обряды ненцев, связанные с почитанием сил и явлений природы, культы неба, солнца, хозяев земли, воды и промысловых угодий, священных мест предметов, семейных охранителей и покровителей. По этим вопросам имеется научная литература, тем не менее, требуется приложить большие усилия, чтобы правильно понять тот или иной миф. Вторая причина, почему мифы мало записываются, кроется в самом отношении к мифам. Мифы существенно отличаются от прочих сказок и преданий тем, что в них появляются сам Бог, различные божественные существа или разумные существа, вышедшие из иных миров, (трудно сказать, каких: параллельных или инопланетных). Эти существа вступают в контакт с земными людьми, и происходят разные события. И наоборот, земные люди каким-то образом оказываются в потустороннем мире,  как умерших людей, так и людей, или зверей, животных, находящихся  в иных физических измерениях, ином времени и пространстве.

        Однако возникает вопрос, как относиться ко всему этому? Ведь не все признают существование Бога или  Вселенского Разума, существование иных (внеземных)  высокоразвитых цивилизаций, опередивших земную цивилизацию на многие миллионы лет, и способных вмешиваться в жизнь земных людей тем или иным образом. В случае непризнания мифы могут показаться религиозной мистикой или вообще пустым вымыслом.

          Существует и другая точка зрения. Мифы живут уже тысячелетия у разных народов. В мировом фольклоре четко вырисовываются устойчивые представления о том, что боги жили среди людей, преподносили им первые знания, были первыми советчиками людей, законодателями и установителями морали. Сами боги были представителями Вселенского разума. В литературе имеются описания конкретных лиц, прибывших на землю «со звезды» и творивших те или иные дела. Исследователями мифов справедливо отмечаются, что фантазии мифов, сказаний и легенд питались соками действительности, что у самых их истоков стояло нечто конкретное и реальное.

           Допустимо, что сказанное в той или иной мере относится и к фольклору народов Севера, где у истоков мифов, даже самых невероятных, могли быть какие-то события реальной действительности. Внимательный анализ даже тех немногих мифов и мифологических сказок наводит на мысль, что в неписанной истории ненецкого народа могли иметь место разные загадочные явления и события.

            Взять хотя бы для примера две мифологические сказки. В сказке «Таб ед хэвко» мы видим женщину неизвестного происхождения, скорее всего «оттуда». У нее никого нет, кроме собачки. Довольно странными необычными способами Таб Ед Хэвко находит себе мужа и оленей, при чем у мужа полностью стирается память о том, где и у кого он был раньше. Смысл земной жизни у Таб Ед Хэвко состоит в том, чтобы дать начало какому-то новому человеческому роду. Выполнив эту задачу, она вместе с мужем бесследно исчезает, а ее сын остается на земле, женится на земной женщине, но сам становится божеством, дарующим ненцам богатство. Таб Ед Хэвко в какой-то мере напоминает Хуан-ди из китайской мифологии, который царствовал целое столетие. Выполнив свои земные задачи, улетел обратно «на звезду», которая хорошо известна и светит до сих пор.  

        В мифе «Мальчик Мосеко» рассказывается о приключениях мальчика, который попал к Мужчине-Рыболову. Взрослые люди боялись этого Мужчину-Рыболова и считали чудовищем. Выясняется, что он вовсе не чудовище, а человек «оттуда» и кроме него есть еще три соратника. Все они обладают идолами непонятного свойства и в определенное время помещаются в медную лодку или, говоря современным языком, в неопознанный летающий объект. Миф не дает ответа, почему эти люди со страшными идолами (или техническими приспособлениями?) жили среди земных людей, какие у них были цели и задачи? Мы знаем, что между Мосеко и Мужчиной-Рыболовом была человеческая дружба. Мужчина-Рыболов спасал мальчика от беды, чудесным образом оказываясь вовремя в нужном месте. Думается, что истоком этого мифа послужил один из эпизодов деятельности на Севере разумных существ, прибывших из иных миров при помощи неопознанных летающих объектов.

 

II. Зов глубокой старины.

         Очень интересны и ненецкие исторические предания. Трудно дать их обстоятельный анализ ввиду ограниченности материала. В преданиях выявляются две темы, представляющие значительный интерес. Это контакты ненцев с сихирча и взаимоотношения с парнэ, имевшие место в отдаленном прошлом. Кто такие были сихирча и парнэ?

      Вопрос о народе сихирча уже не раз становился объектом научных исследований. По собранному материалу ученые сделали вывод, что сихирча - это «досамодийское население арктического побережья, представители культуры морских зверобоев и охотников на дикого северного оленя. Они существовали до конца I, а в отдаленных местах и до середины IIтыс. н. э., но оказались истребленными и поглощенными пришедшими с юга предками ненцев и других родственных им народов. Высказывается предположение, что сихирча – древняя цивилизация, которая жила в легендарной  Гиперборее. На земле,  погрузившейся в пучину Северного Ледовитого океана.

       Ненецкие легенды описывают сихирча как людей, живущих под землей. Возможно, сихирча, таким образом, спасались от ненцев? Отношения между ненцами и сихирча далеко не всегда мирные, а в сказках и легендах рода  Ядне, народ, добывающий золото, обвиняется в воровстве младенцев и  человеческих глаз. Сказку «Украденный младенец» рассказала моя мама, Комарова Валентина Накочевна. Она у мамы записана на двух языках.

                                Украденный младенец. (Талеривы׳ңацекы).

        Жители одного большого стойбища собрались навестить своих родственников, ушедших в нижний мир. Присутствие на таких нерадостных мероприятиях детей категорически исключено, и поэтому Ңаркане Яды доверила соседке своего годовалого сына. Прошло немного времени с отъезда людей на поминки. Вдруг полог чума, где находился ребенок Ңаркане Яды, приоткрылся. Не заходя внутрь, человек заговорил. Хозяйка чума определила по голосу, что за пологом стоит женщина. Женщина говорит: «Отдавай мне моего ребенка. Мы уже приехали». Хозяйка удивилась, спросила лишь: «Так рано?» и отдала ребенка. Но на душе у ней было не спокойно, терялась в догадках: «Почему не зашла? Очень рано почему-то приехали». Но как бы там ни было, свершилось то, что свершилось.

      Мало ли времени прошло, много ли – нам неизвестно. Вдруг женщина услышала мелодичный звон хореев, сбрасываемых  на землю. Было слышно, как бесшумно двигаются люди на улице, распрягая оленей и убирая упряжи. Через некоторое время раздался скрип торопливых шагов возле чума,  и полог с шумом распахнулся. В чум вошла Ңаркане Яды и присела рядом с хозяйкой, подставляя руки огню. «Ну, как вы тут? Не капризничал?» - спросила Ңаркане Яды. Соседка смотрела на нее как на привидение. «Как? Ты же уже приходила! Забрала ребенка. Я еще подумала, почему так рано?»- пролепетала соседка. Что творилось на душе Ңаркане Яды передать невозможно, ибо нет таких слов, способных передать материнское горе.

        Организованные поиски успеха не имели. Все молчаливее и грустнее становился отец пропавшего ребенка. Он выглядел день ото дня все задумчивее и загадочнее, как будто он знал то, о чем другие и не могли догадаться. Однажды он запряг четверку оленей и уехал. Долго ехал оленевод по тундре, размышляя о смысле жизни на земле. Вдруг его верный передовой олень резко остановился. Хозяин спросил его мысленно: «Ну, что же хочешь мне сказать? Думаешь, найдем маленького хозяина?»  Олень глянул на него своими большими преданными глазами и пастух понял, вернее, почувствовал, что сын где-то рядом. Только сейчас отец исчезнувшего малыша заметил, что наступили сумерки. Он огляделся. Вокруг было много сопок, с одной стороны поросших травой, а с другой стороны покрытых песком. Чтобы лучше разглядеть окрестности, пастух  залез на сопку, которая была больше других и выше. Пастух, оглядывая окрестности, почувствовал, как его ногам становится все теплее и теплее. Он не сразу понял, в чем дело. Вдруг оленевод увидел дымок, исходящий из сопки. Недолго думая, он разворошил руками землю и заглянул внутрь сопки. Это был настоящий чум. На одной стороне чума сидела беловолосая, голубоглазая женщина средних лет. Рядом с ней находилась молодая красивая девушка, очень похожая на мать. Девушка играла с годовалым младенцем, его сыном. На другой стороне чума находилась смуглая девушка. Вероятно, работница. Она варила котел, помешивала поварешкой варево. Велико было желание ворваться в чум, забрать сына и уехать домой. Усилием воли он погасил свой порыв. Приложив ухо к земле, стал слушать. Женщина просила одну из девушек пойти к соседям: « Не вэва, сходи к соседям, пусть отдадут мне мои золотые украшения, ведь закончили они над ними работу». На что темноволосая девушка ответила: «Я не пойду, некогда мне. Пусть Не сава идет, ей делать нечего. Почему всегда я на посылках?» Тогда женщина обратилась к светловолосой девушке: «Ну, что же, иди, уважь свою мать». Но девушка ответила отказом. Тогда женщина засобиралась сама, ворча под нос. Поняв, что сейчас выйдет женщина, укравшая его сына, оленевод мигом скатился с сопки, побежал к своим саням, взял топор. Он дождался, пока женщина выйдет, дойдет до середины пути и, с размаху ударил топором по плечу. Жертва охнула, а сам герой побежал к саням, и быстрее ветра помчался домой. Дома он никому о происшествии не рассказал. На следующее утро пастух поднялся рано, запряг четверку быстроногих красавцев-быков, поехал по знакомой дороге, к загадочным сопкам, где оставил окровавленную женщину. Он поднялся на ту же сопку и заглянул вниз. Внутри чума раздавались стоны. Это стонала раненая женщина. Она лежала, просила Не вэва пойти к соседям за каким-нибудь лекарством. Не вэва, конечно,  отказалась. Она сказала: «Я не пойду, даже не проси! Сколько можно воровать у ненцев детей? Ты получила по заслугам!» Не сава молча оделась и вышла из чума. На улице она направилась к соседней сопке. Встав возле сопки, девушка исчезла на глазах. Оленевод поднялся на сопку, разворошил землю и заглянул внутрь сопки. Там сидело много беловолосых людей. Увидев Не сава, они все удивились: «Что случилось? Ведь ты никогда не ходила по соседям. Не вэва заболела?» Не сава передала просьбу матери. Соседи были недовольны, но что-то Не сава дали. Это что-то сверкало в ладонях девушки. Когда Не сава вышла из сопки, пастух схватил ее и понес к саням. Там он ее привязал веревками, чтоб не выпала. Он привез девушку домой. Никак не объясняя свое отсутствие, пастух лег спать. Его жена обращалась с беловолосой девушкой как со служанкой. Не сава варила, ходила за дровами, убирала в чуме. Однажды вечером Не сава спросила: «Чем вытащить мясо из котла?» На что хозяйка ответила, издеваясь: «Руками, чем же еще? Ты собиралась стать женой моему мужу, думала, не будет у тебя обязанностей?» Делать нечего. Бедная девушка опустила две свои белокожие руки прямо в кипящий котел, вытащила мясо, села и глубоко вздохнув, промолвила: «За что же вы так со мной? Я не виновата перед вами ни в чем. Если бы вы со мной обращались по-человечески, я бы помогла вам вернуть сына. Теперь меня не ищите, не найдете!» Сказав эти слова, она легла на спину и исчезла, как будто ее не было никогда.

       Вероятно, воруя у ненцев детей, сихирчи мстили ненцам за свое поражение. Если сихирчи – это древнейшая северная цивилизация охотников на морского зверя и дикого оленя, то, наверняка у них были налажены связи с другими цивилизациями. По этой легенде видно, что сихирчи имели дело с золотом, то есть они каким-то образом его перерабатывали. По слухам, бытующим среди ненцев, сихирчи украшали свои дома, идолов, одежду украшениями из золота, а ненцы предпочитали украшения из железа. Больше того, железо для ненцев – символ чистоты. В обрядах очищения оскверненные вещи пропускают через железные предметы, очищая и освящая их. Но ведь золото красивей и ярче! Не здесь ли кроется причина враждебности? Ненцам хотелось знать секреты превращения золотого камня в изящные украшения. Сихирчи, на мой взгляд, так и не передали секреты переработки золота, унесли с собой в иной мир. Ненцы уничтожили сихирчи, некоторых превратили в своих хаби, на девушках сихирчи женились некоторые роды ненцев. По сказкам и легендам и такое было. Не потому ли среди ненцев есть светловолосые, светлоглазые люди? Тем не менее, о секретах драгоценного камня ненцам так и не удалось узнать.

        Напрашивается еще одно явление. В те времена люди были совершенно здоровы физически и психологически. Это сейчас вызывает сенсацию, если у человека обнаруживаются способности предвидения, телепатии. В этой сказке человек читает мысли своего передового оленя, они мысленно разговаривают. Человек на расстоянии чувствует своего сына. Девушка Не сава обладает даром перемещения из одной действительности в другую. Ее мама тоже не простая женщина. Зная о своих способностях, она боролась по-своему, мстила ненцам. Жители другой землянки смирились со своим положением. Обеспокоенные за свою жизнь, они осуждали свою соседку, предостерегали. В песне «Сихирчи пухуця», которую пропела мне моя мама, ненцы напали на такую же сопку, в которой жили сихирчи. Враги напали днем, зная о том, что сихирчи не переносят дневной свет. Старушка сихирчи поет песню-плач, ничего не видя перед собой. Она поет о том, что все это должно было произойти, ей было очень мало лет, но она уже предвидела трагический конец. Значит, сихирчи в сопках живут не мало лет. По словам женщины, героини легенды, прошла целая вечность. Во всех преданиях, услышанных мною от мамы, сихирчи не переносят дневной свет. Почему? Наверное, потому, что они долго жили под землей, без солнечного света. На мой взгляд, все объяснимо, это были реальные события.

       В сказке моего дедушки «Божий сын I», записанной Казимиром Изидоровичем Лабанаускасом, сам Бог помогает двум бедствующим старикам, дает возможность разбогатеть, добиться успеха в жизни. Но старики не сумели удержать «птицу счастья», Успех им вскружил голову. Они не замечали вокруг себя людей. Бог их наказал, потому что надо быть человеком среди людей, жить по-людски. Бог в данной легенде выступает установителем морали. Думаю, что это был реальный человек, обладающий некими способностями перевоплощения. Ведь он является к старикам в образе нищего, в образе проезжающего путника.

III. От реальности до мифа – один шаг.

                              Молитва Минлею.

       Человеку, никогда не жившему в тундре, трудно, даже невозможно наши легенды воспринять. В стойбищах оленеводов-кочевников другое мироощущение, мировоззрение, другой темп жизни, другая мораль и другая действительность, чем в цивилизованном городе или поселке. Там очень сильно чувствуется связь с природой, являешься неотъемлемой ее частью. Небо, земля, река, олени, люди, озера зависят друг от друга. Оленевод узнает об опасности по облакам, животным, направлению ветра. Мама вспоминает, как однажды летом 1976 года в их стойбище нагрянула беда. «Был душный ненастный июльский день. Над бедными животными летали тучи комаров. Наблюдая за оленями, папа встревожился. Он сказал, что олени стали ходить друг за другом цепочкой. Оказывается, это плохой знак. Двое бывалых оленеводов заменили молодых пастухов, дежуривших в эти сутки. Ночью над стойбищем раздался крик, которым обычно оленевод созывает оленей. Трехтысячное стадо неслось на всей скорости как один по направлению на север, откуда ощущалось легкое дуновение едва ощутимого ветерка. Двое пастухов, казалось, летели на своих упряжках за ними. Все это пронеслось мимо стойбища в одно мгновение. Наступила зловещая тишина. Оставшиеся несколько пастухов пошли пешком за оленями, захватив дымовые шашки. К моей маме подошел молодой пастух, Яр Анатолий Падаевич. Он просил мою маму помолиться Минлею. Мама разрешила. Анатолий  с помощью мамы достал изваяние птицы и направился в сторону маяка. Взобравшись на маяк, Анатолий размахивал красивой фигуркой птицы и кричал что-то. Доносились эхом обрывки фраз, наводя тревогу и смуту в душе. Вдруг неожиданно налетел ураган. С этого момента взрослые люди в стойбище оживились, все стали ждать ушедших за оленями пастухов. Через двое суток вернулся мой отец с третьей частью от всего стада. Еще через сутки дядя Леня, второй дежуривший пастух. Он привел еще одну треть оленей от всего стада. А на третьи сутки вернулись те, кто ушел за оленями пешком со всеми остальными оленями. Конечно, они были голодны, одежда на них порвалась, висела лохмотьями, но все они светились счастьем. Ураган был такой, что снесло чум у одного оленевода. Люди из других стойбищ удивлялись тому, что не было потерь у наших пастухов. Но ведь у них не было урагана. Отец после шутил: «Тут все дело в урагане»». Кто-то, возможно, не поверит. Но в этом случае человек верит в силу природы, а где-то управляет ею. Получается, что человек и природа – одно целое. Это миф в действительности.

                                      Вещий сон.

      Находясь у своего дяди в стойбище, я заметил, что люди почти не разговаривают между собой, нет того крика, длинных разговоров, которые можно заметить в поселке. При этом чувствуется общение между людьми. Друг друга здесь понимают без слов. Как такое может быть? Вот случай, который меня поразил до глубины души. Перед большой перекочевкой дядя Павел предупредил меня: «Будь предельно осторожен. При переезде через речку с тобой может случиться большая неприятность». Я спросил его: «Откуда ты знаешь?» На полном серьезе он мне сказал: «Сон видел». Честно говоря, я не поверил. Но случилось именно так, как сказал дядя Павел. Я утопил передового оленя на глазах у всего стойбища, да еще чуть сам не погиб. Никто этого не ожидал, потому что ничто не предвещало беды. Следовательно, никто не был готов к такому исходу событий во время перекочевки. Я постарался себя убедить, что все, что случилось со мной – стечение обстоятельств. Просто дядя мой во время пошутил. Я старался не думать о том, чего не мог понять. Вскоре это происшествие забылось, так как жизнь оленеводов богата интересными событиями. Здесь молятся Солнцу, Ветру, Небу, Воде, Земле… Жизнь кочевников полна опасностей, наверное, поэтому у них существует такое множество богов, много молитв, чтобы успокоить свою душу и достойно преодолевать все трудности, быть уверенным наверняка. Кочевье – как волшебная песня, как журчание ручейка, завораживающее и успокаивающее душу человека, как прозрачная чистая струя, проникающая в глубину человеческого сердца.

                               Разговор на расстоянии.

     Понять тундрового человека невозможно. Для этого нужно с ним покочевать, побегать за оленями, поесть из одного котла и научиться читать его мысли. А читать мысли здесь умеют. Помню, летним утром в наш чум зашел дядя Коля, отец моего двоюродного брата. Он сел на почетное место гостя, долго смотрел на проходивших мимо чума оленей, улыбнулся чему-то, допил чай и вышел. Дядя Павел тоже вел себя странно: поглядывал на улицу, смотрел на облака и молчал. Прошло некоторое время  с момента ухода дяди Коли, и дядя Павел мне сказал: «Николай приходил неспроста, надо готовиться к аргишу». Я спросил: «Он об этом сейчас сообщил?»  Дядя мой мне ответил: « Да, Игорь, ты что, совсем ничего не понял? Ведь мы у тебя на глазах решили этот вопрос!» Я ничего не понимал, ведь они не проронили ни одного слова! Мистика, да и только! Я не знал, как себя вести, что думать и очень переживал, что нет рядом моей мамы. Уж она-то мне все объяснила бы! На следующий день я пошел в гости к тете Тамаре, сестре моей мамы. Но и она меня удивила. Она угадала мое состояние, сказала, что не надо так переживать, потому что скоро ты тоже будешь такой же мудрый как дядя Павел. При этом пошутила: «Надо только уметь видеть сны!» Я спросил: «А что, что бы видеть сны нужно какое-то умение?»  «Конечно! Вот послушай!» Тетя Тамара рассказала мне свою историю: « В прошлом году Павел проводил обряд «Задабривание духов». Это было весной, в день большого солнцестояния. За неделю до этого события Эльвира, жена Павла, сшила новую одежду всем нашим богам. Но одному идолу, по легенде – молодому оленеводу, не хватило материала на малицу. Но Эльвира нашла выход из положения. Она завернула его в камыс с копытцами внутриутробного теленка. У меня тоже есть один идол. По легенде это старуха, мать большого семейства. Когда наступил праздник, я хотела свою богиню повести на праздник, но потом передумала. Решила, что сама ей намажу лицо гусиным жиром, переодену в новую парку. С этими мыслями я спокойно уснула. Я вижу сон. У меня в чуме сидит какая-то старуха и сильно ругается, недовольная, злая. Вдруг залаяли собаки. Я выглянула на улицу, ко мне подошел молодой человек и спросил: «Где проходит большой праздник, я немного опоздал, не мог найти малицу». Когда он наклонил голову, я увидела на капюшоне малицы два копытца. Показав гостю в странной малице  чум дяди Павла, я быстренько вернулась в свое жилище. Там все еще сидела старуха и ругалась. На этом месте я проснулась. Утром рассказала свой сон старейшине стойбища, мудрой женщине. Она-то раскрыла смысл моего сна. Велела мою богиню отправить в гости к Павлу, чтобы повторить обряд. Старуха в моем сне ругалась, потому что не попала на праздник, обиделась и дала понять об этом». Сейчас я думаю, что моя тетя Тамара - особый человек. У ненцев есть понятие «юдерта ненэць»,  значит «видящий сны». Она видит не простые сны, видит их не часто. У нее сны как предупреждение об опасности.

                                  Священный путь.

       Семья моей мамы отличалась от других семей тем, что чтила заветы предков, в трудные годы, когда изгонялись идолы, не предали свою веру. Мой прапрадед, кочуя в низовьях Енисея, часто проезжал мимо одного места – Хэбидя я – священная земля. В особый час ступает там нога человека. Лицом к восходу стоят на неприступных холмах хозяева сопок, покрытые божественными одеждами – Белым ягелем, чистым, как  снег. В тени теней, глубоко за спинами Великих, прапрадед поставил в начале жизни того, кто дорог нашей семье. Мой прапрадед Нара ездил к нему в дни, когда считал, что счастлив. Он наказал своему сыну, моему прадедушке Наны, а тот моему дедушке Нако: «Я отдаю тебе семь молодых быков голубой шерсти. Запрягай их только в священный путь. Первый раз поезжай, когда я умру. Разведи огонь, угости и говори с Ним, как сейчас со мной. В середину жизни поезжай второй раз. Поступь твоя будет тяжелей, поступь прожитых лет. Ты увидишь, что одежды, которые я надел на Него, истлели, и ты увидишь Его белое каменное тело, голое, как при рождении. Разведи огонь и говори с Ним. В третий раз поедешь, когда у тебя будет седая голова, усталое сердце. Если тело Его зарастет черным ягелем, прикосновение к которому холодит руку в самую жаркую пору, не разжигай огня. Он мертв. Так умирают Души. Если же Он будет одет в Белый ягель – «Ягель солнца», который светится  даже в самую темную ночь, тогда разжигай  большой огонь, забей семь голубых быков. Сыну завещай чтить это место. В таких местах живут Души».

       Чтобы вырастить семь голубых быков нужно время и великое терпение. Сначала нужно подобрать по масти маленьких телят, только появившихся на свет. Может не получиться в один год подобрать нужное количество телят. Человек ждет годами, когда появится такой теленок. Обычно на упряжку нужно пять быков одной масти. За такими быками нужен особый уход. Следить за здоровьем, каждое утро осматривать стадо, чтобы удостовериться, что быки на месте. Таких оленей берегут от волков, следят, чтобы не попали в непредвиденные обстоятельства. Быков, подобранных для поездок, нужно обучать ходить в упряжке. Для такого дела необходим не один месяц терпения, силы воли, умения понимать язык оленя, ведь он в первую очередь собрат для ненца. А вот оленей, собранных для жертвоприношения на священной земле, в упряжку не запрягают.

                                    Тайна  двух миров.

      Очень странно, но даже в наши дни ненцы считают, что человек не умирает.  Слова такого по отношению к человеку нет. Считается, что человек уходит в другой мир. Тогда, значит, мифы продолжаются, ведь в мифах ненцев, легендах герой обычно способен проникать в другие миры, в другое измерение. Я думаю, что сон тети Тамары -  привет из другого мироощущения. Тогда тетя Тамара - связующее звено между двумя мирами. Значит, мифы берут начало из реальных событий. Примерно, такая же история произошла с моей мамой в 1976 году. Но это был не сон. После проведенного праздника, мама проснулась ночью от тяжести собак, разлегшихся на ее ногах. Чувствовалось много собак, примерно пять. Мама, не глядя, разогнала их, потом вспомнила, что всех собак отец забрал с собой на смену. Тут полог чума кто-то стал дергать, шепча при этом: «Павел, дай мне кусочек костяного мозга!» Мама говорит, что очень испугалась, подвинулась к бабушке и уснула. Утром рассказала своей маме, но та подумала, что ее дочь шутит, и не хотела верить. Тут бабушка вставила свое слово: «Я тоже все это слышала. Наверное, вы кого-то забыли накормить вчера». Оказалось, действительно, один идол, по легенде, молодой человек, убитый преуспевающим братом, остался в чуме. Его просто забыли. В этом случае, наверное, через маму произошла связь между реальным миром и миром, в котором живут Боги. Я знаю, что мама в душе настоящая тундровичка, чтит законы, по которым раньше жила. В самую трудную минуту она обращается к своим богам с молитвой, соблюдает правила общения со своими сородичами. Мама нам сказала, что по другому она не может жить, потому что слишком много видела такого, чему никогда не поверит цивилизованный человек. Она нам рассказывала много раз про рождение своего брата, нашего дяди Павла. Но только сейчас я понял, что это действительно было по настоящему. Вот что мама рассказывала: «Когда дяде Павлу было два месяца, он серьезно заболел. Люди в стойбище говорили, что он уже не жилец. Ребенок терял сознание, задыхался. Тогда не было никаких лекарств, невозможно было вызвать врача, потому что не было связи, как сейчас. Приехал дедушка Наны, держа на руках внука, поклялся, что не отпустит его в нижний мир. Дедушка велел собрать оленей и поймать самого здорового олененка и привести к нему. Сам дед стал готовить обряд «Дыхание жизни». Двухмесячного ребенка провели под священными санями, прошла с ним наша мама вокруг этих саней по часовой стрелке. Потом подвели их к деду, который держал олененка. Вот мама с маленьким братом подошли к дедушке. Дед поднес прямо к лицу ребенка голову олененка и стал читать молитву. Вдруг олененок глубоко вздохнул и выдохнул прямо в орущий рот ребенка. Младенец замолк и глубоко вздохнул. Олененка отметили, подвели к святым саням, дед произнес слова: «Отныне жизнь вашего маленького хозяина в этом олене. Смотрите за ним, никогда не теряйте его из виду, а когда ему будет трудно, спешите на помощь». С этого момента Павел пошел на поправку. Этот олененок превратился в красивого оленя. Его никогда не запрягали в упряжку, а когда он состарился, нашли ему замену. Так продолжается до сих пор. У Павла и сейчас есть олень, с которым у него одно дыхание. «Это история имела продолжение. Когда Павлу было двадцать лет, он ездил по тундре для души, смотрел на знакомые холмы, любовался рассветом и закатом, ночевал у костра, думал о жизни. Вдруг он увидел, как на него бежит один олень. Павел от неожиданности изо всех сил кинул палку-копалку и попал прямо в лоб бегущего на него оленя. Олень фыркнул, помотал головой и пошел прочь. На душе у Павла стало тревожно, и он решил вернуться домой. Пока ехал домой, у него разболелась голова. Голова так болела, что при подходе к своему чуму Павел потерял сознание. Когда его привели в чувство, отец его спросил: «Что произошло с тем  оленем? Ты его не убил?» Павел рассказал отцу все, что с ним произошло. Отец был очень взволнован, ведь это был тот олень, чьим дыханием дышит Павел. Отец залез на возвышенность и призвал Минлея, прося на коленях сохранить жизнь сыну, обещая трех белых быков, никогда не бывших в упряжке. Молитва длилась долго, пока не подул сильнейший ураган. Если он стихнет в течение суток, значит, все обойдется. Действительно, все обошлось. Ураган даже пришелся кстати. В соседних стойбищах такого урагана не было. С этого момента Павел понял, что все, что происходит, имеет под собой почву, и стал прислушиваться к старейшинам».

      На этот раз я не был удивлен, я верил в то, что рассказала мама. Не удивился тому, что у дяди  Павла такая чудесная история. Я верю, потому что дядя Павел – реальный человек, живущий в Тухардской тундре. Мама говорит, что жить с таким мироощущением как у нее, ее сестер и брата, надо уметь. Думаю, что тетя Роза, тетя Тамара, дядя Павел и мама во всем этом очень хорошо разбираются.

      Чтобы понять, что же такое мифы, надо съездить в стойбище моего дяди. Тогда вы точно окажетесь в параллельном мире.  

 

IV. Заключение.

        Ненецкие мифы и исторические предания, несмотря на всю их фантастичность и связанные с этим трудности в правильном понимании смысла, имеют большое значение в изучении истории ненецкого народа, истоков и путей формирования мировоззрения ненцев, в постижении их духа. Остается только надеяться, что этому разделу фольклора будет уделяться должное внимание.            

                                  Используемая литература:

Ненецкий фольклор. Мифы, сказки, исторические предания. Красноярск 1995г К.Лабанаускас,  Литературное краеведение. «Белый ягель» А.П.НеркагиИздательство «Дрофа» 2006.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн