Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ГИА. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Submitted by Мария Петровна Глазунова on вс, 19/05/2013 - 15:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Глазунова Мария Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ № 2 г.Кропоткин, Краснодарский край, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Подготовка к ГИА

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова М.: издательство «Просвещение», 2009 г.

раздаточные таблицы «Знаки препинания в БСП»

дидактический материал «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013» /Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бондоля, Н.М.Смереченская М.: Народное образование

Используемое оборудование: 

Графопроектор, интерактивная доска

Краткое описание: 
Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему

Тема. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правильно выбирать знаки препинания;

повторить и закрепить полученные ранее сведения о сочинении на лингвистическую тему, его особенностях;

подготовить учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему

Оборудование:

учебник Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова М.: издательство «Просвещение», 2009 г.

раздаточные таблицы «Знаки препинания в БСП»

дидактический материал «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013» /Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бондоля, Н.М.Смереченская М.: Народное образование

презентация «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

— Чем отмечен в календаре знаменательных дат день 21 февраля?

С 1999года по инициативе ЮНЕСКО празднуется международный день родного языка. Наш сегодняшний урок посвящён этой замечательной дате. Тема нашего урока — «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Мы будем говорить о роли знаков препинания в письменной речи.  Эпиграфом урока станет фраза лингвиста Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

3. Орфографическая разминка (устная).

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Какой (то), что (нибудь), когда (либо), кое (где), кое (у) кого, всё (же), всё (таки), вряд (ли), всё (равно), как (бы), как (будто).

— Чем различаются дефис и тире?

4. Фронтальный опрос.

1) Назовите основные признаки бессоюзного сложного предложения.

2) Какие знаки препинания употребляются в бессоюзных сложных предложениях?

3) Нужно уметь дифференцировать знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Объясните значение слова «дифференцировать»?

5. Словарная работа.

Дифференцировать — различать отдельное при рассмотрении, изучении чего-нибудь (книжн.)

Дифференцированный подход.

6. Работа с опорными таблицами.

1) Когда в  БСП мы ми ставим запятую? Какой синонимичной конструкцией мы можем заменить данное предложение?

2) Когда ставится точка с запятой?

3) Какие значения имеют БСП, в которых ставится двоеточие? Подберите синонимичные конструкции с подчинительной связью.

4) Когда в БСП ставится знак тире? Подберите синонимичные конструкции.

7. Работа с учебником.

Откройте учебники. Рассмотрите таблицу «Разделительные и выделительные знаки препинания в сложном предложении».

Какую функцию выполняют запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в БСП?

В каком типе сложного предложения запятые выполняют выделительную функцию?

8. Работа над сочинением на лингвистическую тему.

А) Рассмотрение слайдов презентации (2-3).

Слайд №2

•             Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

Слайд №3

Схема сочинения С2.1

 Тезис

Рассуждение о смысле высказывания

Пример, иллюстрирующий роль одного знака препинания

Пример, иллюстрирующий роль другого знака препинания

 Вывод

Слайд №4

Тезис

•             Знаки препинания - это ноты при чтении, которые помогают  в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. В предложенном отрывке нахожу практически все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак, восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки. 

•             Смысл высказывания лингвиста Светланы Ивановны Львовой понимаю так: каждый пунктуационный знак имеет свое определенное место, свой «характер» и свое назначение в тексте. Приведу примеры из текста…

•             Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье… В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи в этом нам помогают знаки препинания.

Б) Мы пояснили смысл фразы С.И. Львовой. Теперь подберём аргументы. Откройте дидактический материал «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013»,

вариант 8, с. 230, часть 2, текст для чтения.

Чтение текста.

— Какова основная мысль данного текста?

Когда художник Берг оказался в лесном краю, увидел яркие краски осени, услышал прощальные крики журавлей, он понял, насколько дорога ему эта страна, у него появилось радостное чувство Родины.

— Среди предложений 24-27 найдите сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Какой знак препинания разделяет части сложного предложения, связанные бессоюзной связью? Каково значение частей БСП?

– Какое значение выражает союз но, соединяющий части ССП?

 

Слайд №6

•      (27) «Гром расколол небо, вздрогнула чёрная вода, но в лесах бродили последние отблески солнца»

Самым распространенным знаком в тексте является запятая. Она встречается и в сложном предложении, и в простом осложненном, и при диалоге… Интересным мне показалось построение предложения 27, где описывается внезапное наступление грозы. Запятая в нём употребляется  дважды. В первом случае она разделяет части сложного предложения, связанные между собой бессоюзной связью и указывающие на одновременность перечисляемых событий, во втором – этот знак препинания соединяет части сложносочинённого предложения, обозначающие противопоставление противоречащих одно другому предложений.

Слайд №7 предлагает другой вариант логического перехода от тезиза к аргументу

•             Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

— Среди предложений 28-31 найдите сложное с бессоюзной связью. Какой знак препинания разделяет части сложного предложения, связанные бессоюзной связью? Каково значение частей БСП?

Слайд №8

•             Не менее интересным знаком препинания является тире. В предложении (30) «Ливень обрушился с низкого неба – Берг с Ваней бросились к челну» вторая часть бессоюзного сложного предложения называет следствие того, о чём говорится в первой.

•             — Обратимся к предложению 14. Какой знак препинания разделяет части сложного предложения, связанные бессоюзной связью? Каково значение частей БСП?

Слайд №9

•             (14) «Берг почувствовал глупую обиду: журавли ему показались предателями»

Причинные отношения в бессоюзном сложном предложении 14 помогают читателю понять, как у художника зарождается чувство любви  к родине. Отделить  одну часть текста от другой помогает двоеточие.

— Сделаем выводы, используя речевые клише.

Слайд №10

•             Таким образом, можно сделать вывод: каждый знак препинания имеет своё определённое место в системе письма, свой неповторимый «характер».

•             Следовательно, права была С.И. Львова, утверждавшая, что «…как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».

9. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы продолжили работу над сочинением на лингвистическую тему, рассмотрев в качестве аргументов БСП, где используются различные знаки препинания: запятая, двоеточие, тире. Мы выяснили, что в БСП эти знаки препинания выполняют разделительную функцию. Ребята, в нашу память заложена огромная «кладовая» — родной язык. В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, как только они начинают говорить, потому что родной язык знает каждый ребенок. Важно научиться правильно пользоваться богатствами родного языка. В этом вам помогают уроки русского языка.

10. Домашнее задание.

Написание сочинения по фразе С.И. Львовой. При написании домашнего сочинения попытайтесь помимо аргументов, иллюстрирующих разделительную функцию знаков препинания в БСП, использовать и другие примеры, отражающие выделительную функцию знаков препинания в простом предложении, а также знаки конца предложения: точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн