Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эпоха Петра1 повторительно-обобщающий урок

Submitted by Татьяна Андреевна Парамонова on пн, 20/05/2013 - 15:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Парамонова Татьяна Андреевна
Место работы, должность: 
учитель МБОУ Моисеево-Алабушской сош Лебяжьевский филиал
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их систематизация- приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник история России-авторы:Н.А Данилов и Л. Г Косулина.

Современный урок истории авторы :Н.И.Дорожкина

Задание по Истории России  автор: С.Г Смирнов

Используемая методическая литература: 

тесты по истории России авторы:Данилов и Косулина

Разработка урока под ред      Л.Г    Косулиной 

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, комьютер, карты,диски, портреты

Используемые ЦОР: 

 

http://www.classtools.net/widgets/dustbin_1/qLzBA.htm- игра эпоха Петр1       

 http://www.classtools.net/widgets/diamond9_3/s83w3.htm

Краткое описание: 
уч-ся повторяют пройденную тему , отвечают на вопросы, работают по интерактивной доске,решают тесты

 

 

»

Разработка урока истории
Учитель: Парамонова Татьяна Андреевна


Тема:  «Эпоха Петра Первого» (повторительно – обобщающий урок) в 7 классе


Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их
систематизация – приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Образовательные цели:
•    Формирование  основ общественно-политических,   гуманитарных знаний по истории России;
•    вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
Развивающие цели:     
•    развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
•    повторить понятийный аппарат, хронологию;
Воспитательная  цель:
•    через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;  
•    способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности
Задачи:
•    повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
•    расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
•    формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
•    способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
•    воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
•    формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
•    расширить представления о роли и значении личности в истории
Оборудование:     компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, карточки с заданиями, карта «Российская империя в первой половине XVIII века, иллюстрации,   посвященные   Петру I и его эпохею, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий
Форма урока:  групповая работа с элементами игры и  использованием   компьютерных технологий.
Обоснование применения компьютера: подготовительная работа  состояла в наборе текстов заданий,
•     подготовке мультимедийной презентации  и использовании ее в процессе урока
•    развиваются коммуникативные навыки и умения, повышается мотивация учащихся через визуальное восприятие  и своеобразие применяемых технологий;
•    развивается творческий потенциал учащихся, их умение экспериментально-исследовательской деятельности, повышается мотивация обучения.
                                                «  Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
                                                                                    А.С. Пушкин
Ход урока:

      Вступительное слово учителя. ( 3мин.)  Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься  с вами на уроке?  О чем будем говорить? (Ответы учеников).  Да, вы правы, наша задача:  повторить материал о Петровской  эпохе  (понятия, хронологию, факты).  И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? Обращение к эпиграфу.
«Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом»
Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин)
Ученики называют:
•    борьба со Швецией за восточный балтийский берег,
•    завершение переустройства войска в регулярную армию,
•     развитие промышленности, торговли, реформы в разных областях жизни

.
И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете,  какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
1.    Задание.   Выбрать из списка прилагательные, которые охарактеризовали бы личность Петра I. Продолжить список (1 мин)
- сильный
- любознательный
- трудолюбивый
- …
(Энергичный,  дальновидный, решительный, волевой и др.)
           Петру I было посвящено много произведений литературы. Русские писатели возвеличивали Петра, одним из них был А. С. Пушкин.
2.     Задание.   Работа с отрывком из стихотворения
Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, который так отозвался о Петре в стихотворении «Стансы»:
                                                                                      То академик, то герой,                                                                                      То мореплаватель, то плотник,                                                                                    Он всеобъемлющей душой                                                                                     На троне вечный был работник.
                                                                                                А. С. Пушкин
Прокомментируйте строки этого стихотворения. (1 мин)

http://www.classtools.net/widgets/timeline_8/PDfHC.htm
3.  Задание.    Перед вами историческая путаница, ветер времени перемешал события прошлого.  Под номерами события Северной войны в хронологической последовательности. Однако в хронологии  допущена ошибка, вам нужно  восстановить.   (2 мин)
1.    Начало Северной войны                    
2.     Поражение под Нарвой
3.    Овладение крепостью    Орешек 
4.    Полтавская битва                                     
5.    «Устав воинский»                                  
6.    «Устав Морской»
7.    Основание Санкт-Петербурга                                      
8.    Сражение у острова Гренгам    
9.    Сражение у мыса Гангут                        
10.     Ништадтский мир
Ответ: неправильно расположены 8 и 9 ; 4 и 7
1703 год – основание Санкт-Петербурга    
27 июня 1709 год – Полтавская битва, где русская армия одержала победу над шведами.
  27 июля 1714 г. русский галерный флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут.
27 июля 1720 г. у острова Гренгам  русская эскадра одержала еще одну победу над шведским флотом.
Эпоха Петра внесла много новых слов и понятий в жизнь, люди часто не могут их объяснить, давайте им поможем.
4. Задание.   Соотнести понятие и определение (работа по карточкам)  (2 мин)
а)    рекрут;
б)    коллегии;
в)    губернии;
г)    подушная подать;
д)генеральное сражение.

1)    сражение главных сил воюющих сторон, решавшее исход войны, кампании или создавшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море;
2)    административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.;
3)    центральные государственные учреждения в России XVIII в., учрежденные Петром I вместо приказов;
4)    лицо, принятое на военную службу по найму или по повин¬ности;
5)    налог, который обязано было платить все мужское население тяглых категорий: крестьяне, посадские и т. д.
а-4; б-З; в-2; г-5; д-1.
    28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: "Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни им восхищаются. Еще при жизни Петр I получил титулы: "Отец Отечества”, "Петр Великий”. А. С. Пушкин о Петре I писал: "… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…. ”; "чудотворец-исполин”; "царь-просветитель”. Другие же его ругают. Называют его злодеем, деспотом, тираном за то, что исказил путь развития России, призвал иностранцев. Ваша задача за 3 минуты работы с текстом документов, ответить на вопросы.

 http://LearningApps.org/watch?v=pvbwv8hzn – игра укажите гос учреждения созданные Петром 1
5.    Задание.   Работа с текстами в группах, по заданиям:  выскажите свою оценку. (3мин)
Историки о Петре I
"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на¬родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве¬сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на-ходилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про¬свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
1)  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
4) Что привлекает историков в личности Петра I?
5) Объясните, почему личность и реформаторская деятель¬ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
Последствиями петровских преобразований были народные восстания
       6.  Задание.   Народные потрясения.  Перед вами 5 выступлений XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить устно)   (1мин)
1.     Астраханское восстание
2.     Восстание Кондратия Булавина
3.     Башкирское восстание
4.     Восстание Степана Разина
5.     Выступление раскольников
6.     Выступление «работных людей»
 Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные – это выступления XVIII века.
А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в тексте были допущены ошибки.

7. Задание  Исправьте не менее пяти ошибок в тексте.  (1мин)
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую  одежду.
Правильный ответ:
Вернувшись из первой поездки  за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского  (западноевропейского) покроя. Горожанам  (всем) было запрещено  (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую  одежду.

 http://www.classtools.net/widgets/diamond9_7/8c5Fd.htm
 8. Задание.     « Пиши  грамотно».(3 мин)

 

1.     М (А, О) Н (О, У) ФАКТУРА.

2.     М (И, Е) РК (А, О) НТ (И, Е) ЛИЗМ.

3.     ПОСЕ (С, СС) ИО (Н, НН) ЫЕ  КРЕСТЬЯНЕ.

4.     ИНФ (О, А) НТЕРИЯ.

5.     АБ (О, А) РДАЖ.

6.     ПР (Е, И) ЗИДЕНТ.

ОТВЕТЫ:  МАНУФАКТУРА, МЕРКАНТИЛИЗМ, ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ,  ИНФАНТЕРИЯ, АБОРДАЖ, ПРЕЗИДЕНТ,


9.   Задание.    « Знаешь  ли  ты  даты».(4 мин)

 

1682-начало правления  Петра

1696- взятие  Азова

1697-1698-Великое посольство

1703- основания  Петербурга

1705 -1706-Астраханское  восстание

1704- открытие  первого  театра  в  России

1707- 1708- восстание под  предводительством К. А. Булавина

1708- сражение  у  Лесной

1708- создание 8 губерний  в России

1711- создан  Сенат

1711- сражение на  реке  Прут

1712-1713 – Петербург  стал  столицей России

1714- поместье  приравнивалось к вотчине.

1714-Гангутское  сражение

1714- открытие  кунсткамеры

1714-1ая публичная библиотека  в  Петербурге.

1715- создание  морской  Академии

1721- Ништадский  мир

1721- Пётр1  получил титул «Великого» и «Отца Отечества».

1721- создан  Синод

1722 – Табель о рангах

1722 – введена должность  генерал – губернатора

1722-1723- Каспийский  поход

10.Задание.   Работа по интерактивной доске (см. приложение 6 мин)

 

  11.  Задание.     «Эрудит» (* задания  повышенной  трудности).(4 мин)

1.     Новорождённых  мальчиков  принято  пеленать, используя  голубые  ленты, а девочек – розовые ленточки.

Откуда  пошёл  этот  обычай?

           (При Петре  I  были  учреждены ордена  для  новорождённых 

           детей   царской  фамилии  Святого Андрея Первозванного  и Святой

          Анны  ленты   имели  соответственно  голубой  и розовый  цвет)

 http://www.classtools.net/widgets/diamond9_3/s83w3.htm

2.Будучи  в  одном  из  европейских  городов, Пётр I посетил  могилу  известного государственного  деятеля.  Здесь  он  произнёс  фразу: «О  великий  министр, я отдал  бы  тебе  половину  своего  царства, чтобы  ты  научил, как  управлять   другой половиной».

               Кто  покоился  в  этой  могиле?

                                                                                          (Кардинал  Ришелье)

 

3.127 человек подписали  смертный приговор  царевичу  Алексею и только  один  и один  приближённых  Петра I  не  подписал его,  мотивировав  свой  отказ  тем,  что «рождён  служить  государю, а не  кровь  его  судить!».

            Назовите  имя  приближённого Петра  I.

                                                      ( Фельдмаршал   Борис  Петрович Шереметев)

 

     4..   После  подавления  стрелецкого  бунта  Петр I  навестил  свою  сестру Софью   в  Новодевичьем  монастыре, чтобы поговорить  о случившимся, однако   царевна не о  чём  не  захотела  говорить  с ним.

            Что  сказал,  покидая  монастырь, царь  со  слезами  на  глазах?

                 ( « Сколь  умна,  столь  и зла,  а  могла  бы  быть  мне  правою  рукой).

 

5.В  пору  строительства  корабля  «Предестинация »  к  Петру I прибыл  прусский посол  фон  Принц.

Что  если  верить  молве,  пришлось  сделать  послу,  чтобы  вручить

 русскому  царю  верительную  грамоту?                                                                               ( Взобраться  на  корабельную  мачту)

http://www.classtools.net/widgets/dustbin_1/qLzBA.htm- игра эпоха Петр1 

 12.Задание.     « Вставьте  в  тест  пропущенные  имена  и  даты 4(мин)

                                     и    исправь  ошибки».

                                                 текст.

         После   смерти   в   _____году  царя ________новыми  правителями  стали  малолетние  ________  и _________.  Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  ___________.  В ______  году  царевна  _________  была  свергнута. В_________  году  скончался  ________ и  ___________  стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием _________  стал  поход  в __________  году  на  Азов.

КЛЮЧ.     текст.    После   смерти   в 1682 году  царя   Фёдора  новыми  правителями  стали  малолетние  Иван  и  Пётр .  Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  Софьи .  В 1689 году  царевна   Софья была  свергнута.  В 1696  году  скончался  Иван и  Пётр1 стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием  Петра  стал  поход  в  1695 году  на  Азов.


 А теперь, я предлагаю вам вспомнить все, о чем мы говорили, и составить синквейн к теме урока «Эпоха Петра Великого»
Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора. 
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.  Хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

 13.    Презентация урока «Эпоха Петра Первого»- показ(6 мин)

      

               Ребята  сегодняшний  урок  я  бы  хотела  окончить  словами  А. С. Пушкина  и  самого  Петра I. 

Пушкин  писал:   «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».

                                                                                                   («Мысли в дороге»)

 

      Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петру

                                   О,  мощный  властелин  судьбы!

                                    Не  так  ли  ты  над  самой  бездной,

                                    На  высоте,  уздой  железной,

                                    Россию  поднял  на  дыбы?

 

             Петр I  верил  в  силы  своего  народа,  поэтому  его  не  устрашали  неудачи,  трудности,  сопротивление.  Он  любил  говорить: «Я  продолжать  буду  так  поступать,  что  ложь  сама  собою  пострамлена  будет,  и  надеюсь,  что  справедливость  дел  моих восторжествует».   В  нашей  истории  Пётр I по праву   остался ВЕЛИКИМ.

Урок  завершен. До встречи на следующем уроке!


Подведение итогов жюри. Подведение итогов урока.

 

Прикрепленный файл Size
Парамонова.notebook 171.7 KB

»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Скачать + смотреть онлайн

видео 2022