Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок в 3 классе "Частушки"

Фото пользователя Надежда Николаевна Копылова
Submitted by Надежда Николаевна Копылова on пн, 20/05/2013 - 19:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Копылова Надежда Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Инжавинская СОШ"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Цель урока:

 познакомить   учащихся с жанром народного фольклора – частушкой.

Задачи:

Образовательные:

продолжить работу с понятием фольклор  и его малые жанры;

изучить тематику, проблематику песен и частушек;

показать связь строения песни и частушки;

Развивающие:

развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;

развивать познавательную активность средствами предмета;

реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

Воспитательные

воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок;

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 

 

Программа по музыке под редакцие  Д. Б. Кабалевского, М. – «Просвещение», 2004.

                      Методические пособия.

Используемое оборудование: 

 

Оборудование:

мультимедийный проектор и интерактивная доска.

Оформление доски: схемы, презентации

Используемые ЦОР: 

 

http://www.classtools.net/widgets/dustbin_8/UVSno.htm --интерактивная игра

 

http://LearningApps.org/watch?v=py0b2fyu3 ---Игра на  соответствие «Русские народные инструменты.

Краткое описание: 
Урок разработан для преподавания в 3 классе по программе Д.Кабалевского. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению задания.

 

Урок в 3 классе

на тему:

 

«Частушки»

 

                                         

 

Копылова Надежда Николаевна

                                                                       учитель музыки

МБОУ «Инжавинской СОШ»

                                                                            Тамбовской области.

 

2013 г.

 

 

 

Цель урока:

 познакомить   учащихся с жанром народного фольклора – частушкой.

Задачи:

Образовательные:

продолжить работу с понятием фольклор  и его малые жанры;

изучить тематику, проблематику песен и частушек;

показать связь строения песни и частушки;

Развивающие:

развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;

развивать познавательную активность средствами предмета;

реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

Воспитательные

воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок;

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству.

Оборудование:

мультимедийный проектор и интерактивная доска.

Оформление доски: схемы, презентации.

 

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению

 задания.

Ход урока

       Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни.

      А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.

 

 

Звучит фонограмма частушки.

( если дети затрудняются дать ответ, учитель под фонограмму сам поет одну частушку).

(Страница 1 ИД )

 

     И так, мы выявили тему сегодняшнего нашего урока: «Частушка» .

 

(Открывается «шторка», и дети видят красочную иллюстрацию и тему урока.)

Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические.

Звучат шуточные частушки (фонограмма).

Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли  или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка? (все ответы детей записываются в тетрадь).

Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все  ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке?  Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?

 Для этого, мы с вами разделимся на 4 команды. (В каждой команде на менее 5 человек)  Каждая команда получит текст с различной информацией по теме урока (приложение 1) и рабочий лист (приложение 2). Вам нужно внимательно прочитать, в тексте выделить маркером основные понятия, ответить на вопросы в рабочем листе.

     Ну что ж,  приступаем к работе. Работаем быстро, слажено. Вам дается 15 минут.

( во время работы детей учитель подходит к командам и помогает если есть затруднения).

 

Тексты для работы в группах

 

1.Жанр – частушка.

   Слово частушка происходит от слова "частый", то есть быстрый. Частушки в некоторых местностях называли припевками. Как музыкальный жанр частушки появились в России в конце 60-х годов  XIXвека. Мелодия у них совсем коротенькая - всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами . Исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические. В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

             2. Происхождение частушки

 

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

     Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

       Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")

     Частушечная четырех - строчная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

3. Становление частушки.

 

     Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шести - строчные частушки. Но очень скоро шести - строчные припевки превратились в четырех -строчные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

     В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.           

      Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Часто используются вариации. Мелодия простая, легко запоминающаяся.

4. О чем она, частушка?

 

      Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

     В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи.

(После того, как истечёт время на выполнение задания, от групп выступают представители. Они знакомят с самыми главными моментами и терминами)

 

Затем учащимся предлагается выполнить интерактивное задание на ИД «Найди пару»

( Страница 2 ИД)

После обсуждения и коллективного вывода по этому этапу урока-

запись в тетрадь определений о частушке.

 

Физкультминутка.

 

Учащиеся  исполняют любые изученные на уроках музыки русские народные песни или отрывки из песен. Игра: “Кто больше?”

 

     ( Страница 3 ИД)

Ребята, на прошлых занятиях мы познакомились с вами с видами оркестров.

Предлагаю выполнить задание  «Собери оркестр русских народных инструментов.)

После выполнения этого задания учащиеся учашимся предлагается устроить

«Соревнование оркестров».

Каждой команде на стол раздаются комплекты ударных русских народных инструментов: треугольник, трещётка, деревянные ложки. Учитель играет мелодию частушек, представители от команд по 3 человека поочерёдно подыгрывают учителю, изменяя каждый следующий повтор вариант исполнения  сложного ритма.

Победившей команде – жетон.

Итог урока:

Рефлексия

 

(Страница 4 ИД)

Учащимся предлагается обсудить в командах и написать на доске маркером коллективный (от группы) ответ - высказывание о частушке.

Каждой группе по одному высказыванию.

А теперь мы поиграем в интерактивную игру:   ссылка

http://www.classtools.net/widgets/dustbin_8/UVSno.htm --интерактивная игра

 

http://LearningApps.org/watch?v=py0b2fyu3 ---Игра на  соответствие «Русские народные инструменты.

 

Оценки за урок.

(Страница 5 ИД)

Домашнее задание: сочинить свою частушку пользуясь той информацией, которую приобрели на уроке  (различные виды, формы частушек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
копылова.rar 401.86 KB

»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн