Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Отечественная война 1812 года

Данные об авторе
Автор(ы): 
Витютнева Нина Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ 2-Гавриловская СОШ, учитель истории

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

 

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

 

Задачи урока:

1.            образовательные:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

2.            развивающие:

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.

3.            воспитательные:

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 

 учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России; 

Используемая методическая литература: 

http://militera.lib.ru/index.html - сайт «Военная литература» содержит большую подборку литературы по истории войны 1812 года.

 

http ://www.museum.ru/1812/index.html - интернет-проект к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г.

 

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/ Otecestvennaia voina l 812g/Otecestvennaia_voina_l 812g.html - Отечественная война 1812 года в русской художественной литературе.

 

http://hero-1812 .narod.ru/ - проект «Герои Отечественной войны 1812 года»

 

http://festival. 1 september.ru/articles/505305/ - разработка урока по теме «Отечественная война 1812 г.»

Используемое оборудование: 

 

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России;

 

настенная карта, компьютер, компакт-диск «Российская империя. Отечественная война 1812г.»; журналы «Наполеоновские войны», фигурки русских и французских солдат.

 

Используемые ЦОР: 

 

http://militera.lib.ru/index.html - сайт «Военная литература» содержит большую подборку литературы по истории войны 1812 года.

 

http ://www.museum.ru/1812/index.html - интернет-проект к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г.

 

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/ Otecestvennaia voina l 812g/Otecestvennaia_voina_l 812g.html - Отечественная война 1812 года в русской художественной литературе.

 

http://hero-1812 .narod.ru/ - проект «Герои Отечественной войны 1812 года»

 

http://festival. 1 september.ru/articles/505305/ - разработка урока по теме «Отечественная война 1812 г.»

Краткое описание: 
<p> Урок посвящен Отечественной войне 1812 года. На уроке предусматривается работа с интерактивной доской.</p>

 

Урок по курсу

План урока.

I.Тестирование по пройденному материалу «Внешняя политика России в начале 19 века»

II. Изучение нового материала.

1.            Предпосылки причины  Отечественной войны 1812года.

2.            Характер войны, соотношение сил.

3.            Вторжение Наполеона в Россию.

4.            Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

5.            Бородинское сражение.

6.            Совет в Филях и оставление Москвы.

7.            Партизанское движение и народное ополчение.

8.            Отступление и гибель «Великой армии».

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года. Репродукция картин, посвященных этой теме. Презентация темы.

Ход урока.

В начале 19 века Россия вела активную внешнюю политику. Вспомните в каких войнах, союзах участвовала Россия, какие территории были присоединены  к нашему государству в начале 19 века. На экране вы видите тесты, на которые вам надо ответить, в конце урока мы проверим ваши ответы.(5-6 мин)

Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Мы с вами осветим следующие вопросы:

1.            Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

2.            Характер войны, соотношение сил.

3.            Вторжение Наполеона в Россию.

4.            Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

5.            Бородинское сражение.

6.            Совет в Филях и оставление Москвы.

7.            Партизанское движение и народное ополчение.

8.            Отступление и гибель «Великой армии».

1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени? (Беседа с учащимися).

             Какова была международная обстановка в начале 19 века?

             Какие войны вела Россия в начале XIX века?

             Почему война между Россией и Францией была неизбежной?

             Какова была степень готовности к войне обеих сторон?

1.Характер войны, соотношение сил.

 Какое было соотношение сил.

Франция             Россия

600 тыс. человек            220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция             Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.    Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

 

2. Назовите причины войны.

  

Для Франции   Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах); 1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции). 2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;

                3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Франция             Россия

Захватническая, грабительская война              Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины

- Как расположена была русская армия перед началом войны?

   ( Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман,  2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии,  3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Учитель показывает на карте расположение русской армии.

- Какие планы преследовал Наполеон?

   ( Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

   (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

Работа с документом. №1

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

- Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года?

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Сообщение учащегося « М. И. Кутузов - русский полководец».

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

   ( Силы приблизительно равны)

Учитель показывает  расположение русской и французской армий, рассказывает  о бородинском  сражении, попутно спрашивает у ребят, что такое:

- инфантерия- пехота;

- флеши - земляные укрепления;

- пехота - пешие войны;

- кавалерия-

-батарея-

- редут-

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Ученик читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Работа с документом №2.

Задание к документам.Работа в группах. Кто победил в Бородинской битве?

»Французская армия расшиблась о русскую армию».А.Ермолов.

2. «Из всех моих сражений самое страшное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон.

3. «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеривался разгромить русскую армию и заставить Россию  заключить выгодный для него мир. Кутузов  ставил задачей отстоять Москву».

Б.Абалихин

 

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

1.            В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2.            Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

3.            Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

4.            Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

 2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на Поклонной горе.

Работа с документом№3. Прочитать ряд  документов и ответьте на вопрос:

- Какой предстала Москва перед французскими войсками?

- В чем была причина недовольства Наполеона?

А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

   Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».

 Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

   (Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Краткие сообщения учащихся о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 года.

1.            Д. Давыдов;

2.            А.С.Фигнер;

3.            А.Н. Сеславин.

4.            В. Кожина

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

   ( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

8. Отступление и гибель «Великой армии».

А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

 После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

Ученик выразитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина « Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

- Куда повернул Наполеон?

   (на юг)

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

   (Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Работ с документами №4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

-Что осложняло отступление французов?

«...Шли толпой в 30-40тыс.человек.Эта толпа  никому не подчинялась и думала только о  том, как бы добыть средства, чтобы не  умереть от голода и холода. Эта толпа  увеличивалась с каждым переходом и в  конце концов постепенно втянула в себя всю  армию...»

 

Французский офицер Жомини.

 

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.

Запись на доске и в тетради:

6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.

- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Вывод.

Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

III. Рефлексия.

Заполнение анкеты. Если не позволяет время, то анкета дается на дом.

IV. Домашнее задание.

Параграф 4. Ответить( по желанию) письменно на вопросы:

1)Был ли  победитель в Бородинской битве?»;

 2) «Кто  сжёг Москву?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн