Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интеграционный урок "Музыка и изо".

Submitted by Любовь Александровна Донченко on чт, 23/05/2013 - 11:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
ДонченкоЛ.А. (музыка) Гостева Л.М. (изо)
Место работы, должность: 
МБОУ сош №6 Учителя
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Музыка 7 класс , изо 7 класс.

Используемая методическая литература: 

Сказка А.С. Пушкина ; Репродукции художников; Классическая музыка; современное исполнение;  рисунки детей.

Используемое оборудование: 

Телевизор, музыкальные инструменты, краски.

Используемые ЦОР: 

Дневник обучения Ахтубинец

Краткое описание: 
Познать прекрасное- мир сказок в музыке и в изо.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ СКАЗОК».

Л.А. ДОНЧЕНКО – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ.



Тип урока: Изучение нового и закрепление старого материала.

Вид урока: Урок – экскурсия по странице сказки.

Цель: Выяснить, как композиторы, используя средства музыкальной выразитель-ности, изображают образы сказочных персонажей в своих музыкальных произведениях.

Задачи:

•    Создать соответствующую, сказочную атмосферу;
•    Пробудить интерес к творчеству русских композиторов;
•    Развить воображение, творческую фантазию
•   
•   
Методы: Использование телевизора – видео, фрагменты музыкальных произведе-ний.

Дополнительный материал: Репродукции – М. Врубеля «Царевна – Лебедь»; А. Васнецова; творческие работы детей (рисунки); худ. фильм - сказка – фрагмент.

ХОД   УРОКА.

Учитель музыки: Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Благодаря музыке, мы узнаём, что в сказке все звуки особенные, волшебные, не-обычные с более живописным, и зримым музыкальным миром её образов.

Учитель музыки:

Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса…

Из какого литературного произведения это?

Ответы учащихся….

Учитель музыки: Есть в «Сказке о царе Салтане…» три чуда. Какие?




Ответы детей:...

•    Белка;
•    Тридцать три богатыря;
•    Царевна – Лебедь.

Учитель музыки:  А как Пушкин описал в своей сказке эти три чуда?
 
Учитель музыки: Смотрим на экран – узнаёте? (показ фрагмента кинофильма – сказки).

Ответы детей:

 Марченко Александр:

…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупы золотые!...

Назаров Владимир:

…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря!

Реснянская Екатерина:

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем счет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу – звезда горит!

Учитель музыки: Почитали, мысленно представили три суда.

Композитор Римский – Корсаков является композитором – сказочником. Им напи-сано семь опер на сюжеты сказок. Фрагмент, который вы смотрели, озвучен музыкой из оперы «Сказка о царе Салтане».
В опере у каждого героя есть музыкальная тема – яркая картинка, написанная не красками, а звуками.
Рисуя сказку, художники пользуются своим «художественным языком». Каким?

Дети: Кисти, краски, полотна и т.д.

Учитель музыки: А композиторы каким языком пользуются? С помощью чего мо-гут изобразить сказку?   - (выслушать варианты ответов).

Учитель музыки: Совершенно верно! У композиторов есть свои звуковые краски, которые называются – средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их перечис-лим:

Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика, тембр, регистр.

Учитель музыки: Всё это является средством музыкальной выразительности. Вернемся к сказке. В этой сказке вы увидели три чуда.
Постарайтесь охарактеризовать, какому чуду принадлежит данная музыка?

Белочка, Тридцать три богатыря, Царевна – Лебедь.

Ответы детей:

Учитель музыки: Музыка, рисующая сказочные образы, в своём звучании дости-гающая небывалой красочности, может быть даже большей, чем на полотнах живописцах.

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:…

Учитель музыки: В этой опере есть ещё одно чудо, и замечательный русский композитор Римский – Корсаков нарисовал «полёт шмеля» в своём произведении.
Это произведение звучит как самостоятельное на концертах и по радио.
Смотрим на экран телевизора (Включается запись «полёт шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»).

Учитель музыки: Ну, как? Удалось ли композитору передать образ «полёта шме-ля?

Композитор использовал тембры струнных инструментов, по характеру звучания которых музыка, можно сказать, «гудящая», «шмелиная», но не назойливая.
А сейчас мы послушаем современное исполнение этого произведения на электро-гитаре, а вы постарайтесь сравнить, какое исполнение вам больше понравилось = класси-ческое, или современное.
Смотрим на экран. (Звучит электрогитара «полет шмеля»).

Ответы детей…

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…

Учитель музыки.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества. Самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недос-таточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства.

МАЛО УВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ  - нужно ещё и ВОПЛОТИТЬ.

Композитор Йозеф Гайдн, когда его осенила мелодия, воскликнул, ослеплённый её блеском: «Это не от меня, это свыше!».
Кому судьба предназначила быть творцом, изначально носит в душе некий идеал, с которым он сверяет всё, что создает.
Мы называет  это талантом, который надо развивать, совершенствовать, но не гордиться.

Слушание притчи «Кисточки в Божьих руках» в исполнении С. Копыловой.



 


»  Размещено в сообществах: