Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Юдина И.А. Тренинг "Смотрите, как мы думаем!"

Автор: 
Юдина Инна Анатольевна
Место работы: 
к.п.н., проректор по информатизации ПК ИРО, г. Владивосток

Смотрите, как мы думаем!



В 2012 года на портале  «Образовательная Галактика Intel®» состоялось масштабное мероприятие – онлайн конференция «Новая школа: мой маршрут». В рамках конференции учителя, методисты, образовательные технологи провели интересные мастерские, тренинги, круглые столы и другие образовательные события.

 

Мы предложили учителям поработать на тренинге «Смотрите, как мы думаем!» (http://edugalaxy.intel.ru/conf/baseline/capplication/view/20). Чем был обусловлен выбор такой темы? Дело в том, что при упоминании о компетенциях, которые необходимо развивать школе XXI века с учетом возможностей интернета и сетевых образовательных проектов, очень часто акцент делается на технических навыках школьников и учителей. Нам же хотелось обратить внимание на метакогнитивные способности, знание особенностей собственного мышления, понимание своих возможностей и ограничений при решении интеллектуальных задач, умение учитывать их при выборе роли в командах и сетевых проектах.

 

В работе тренинга приняли участие 26 педагогов из разных уголков России, а также Казахстана и Украины.
Наш тренинг мы проектировали как цепочку взаимосвязанных сюжетов (рис. 1).



Рис. 1. Схема образовательного события
Первый сюжет «Знакомство» предполагал самопрезентацию участников, установку на активную деятельность, исследовательскую позицию, соблюдение норм партнерского общения. На сайте тренинга педагоги создали визитки-презентации, в которых рассказали о личных ожиданиях от тренинга, индивидуальной работы, поделились своими мыслями по поводу возможного завершения предложений:

  • откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни ...
  • откровенно говоря, когда я молчу, я чувствую ...
  • откровенно говоря, я до сих пор не знаю ...
  • откровенно говоря, моя педагогическая мечта ...
  • откровенно говоря, мне так хочется, чтобы в нашем коллективе ... 
  • откровенно говоря, я хотела бы научиться ...

В веб-альбоме Picasa была собрана коллекция цифровых фотографий. Лица участников тренинга, их увлечения и «милые сердцу уголки» позволили нам узнать друг друга «в лицо», немного понять внутренний мир, настроиться на совместную работу.
«Всегда приятно начинать свое общение с коллегами пусть виртуального, но через личное представление своего мира. Так здорово видеть не только лица коллег, но и их родные милые сердцу места» (Светлана Одегова).
«Словно удалось совершить путешествие по всей стране, увидеть то, что не найдешь в официальных путеводителях» (Светлана Бакалова).
«Благодаря этапу «Давайте, познакомимся!» мы, как группа, сплотились, теперь, если у меня будет проблема, я могу обратиться к любому члену группы и обратно, любой участник группы может обратиться ко мне» (Ирина Жукова).

Далее сюжеты строились по принципу: вызов – осмысление – рефлексия. Первый вызов – задача про тибетского монаха.

За глухими стенами тибетского монастыря, под развесистым деревом, прямо на траве расселись ученики в ожидании учителя. Пришел учитель. Ученики поклоном встретили учителя. Сели. В это время запела птица, сидевшая на ветке. Долго переливалась птичья трель. Учитель молчал. Молчали и ученики. Когда птица умолкла. Учитель сказал – «На сегодня урок закончен».
Вопросы: 

  • Как вы бы назвали предмет, урок по которому был преподан ученикам. 
  • Какова была тема урока?

А после, мы рассказывали о том, как думали над задачей.
«Сейчас я готовлюсь к поступлению в аспирантуру, а чтение задачи о Тибетском учителе было как раз между учениями Платона и Аристотеля. Образ этого урока пришел сразу же - я представила старца, учеников, пение птицы... Ответ для меня всегда какое-то озарение, догадка, внезапно появившаяся в голове. Думаю, что ее основой является мой пережитый опыт, на его основе и идет мышление» (Анна Ефремова).
«Я прочитала тибетскую задачу, сидя дома. В это время и готовилась к следующему уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк-Горбунок" и, почему-то в голове промелькнула мысль - птица (это "Я", "мой мир") и я, поймав её, прислушавшись к ней, узнаю, кто "Я". В данном случае образ птицы стал носителем мышления» (Ольга Естелина).

И наши выводы о том, что значит «думать»:

  • это когда мозговая активность так сильна и внимание так сосредоточено на объекте, что ты не замечаешь некоторых мелочей вокруг себя (а иногда даже достаточно крупных объектов, в виде, например, идущего прямо на тебя коллеги, фонарного столба и т.д.);
  • это когда из хаоса разрозненных мыслей, образов, эмоций выстраиваешь упорядоченную структуру, позволяющую эффективно справиться с тем вопросом, который и погрузил тебя в размышления;
  • это когда открываешь неизведанное и удивляешься привычному.

А помогали нам думать в Сети сервисы Веб 2.0 – google-сайт, google-документы, friendfeed.com.
Для того чтобы научиться управлять своим мышлением, участникам тренинга было предложено еще раз решить задачу про тибетского монаха, но уже с использованием универсального алгоритма для упорядочения процесса мышления (Джордж Полья):

  • какова цель?
  • что известно?
  • какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели?
  • достигнута ли поставленная цель?

В процессе обсуждения педагоги выдвигали необычные идеи, проявляли личное отношение к разнообразным способам осмысления одной и той же проблемной ситуации, вырабатывали общую позицию. В итоге мозгового штурма на сервисе stixy.com, первоначальный вариант ответа задачи был скорректирован.

Следующий этап – погружение учителей в интеллектуальную деятельность. Мы предложили участникам тренинга познакомиться с научной статьей, раскрывающей суть понятия «метамышление». Для того чтобы вникнуть в сложный научный текст, участники тренинга работали в трехчастном дневнике (Черил Форбс) в google-таблицах.

В первом разделе педагоги записывали свою реакцию на прочитанную статью. Выбирали цитаты из статьи, писали собственные комментарии к ним, отвечали на вопросы: «Что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим?»
Во втором разделе трехчастного дневника участники тренинга представляли свои собственные размышления и ассоциации, которые возникали у них при прочтении текста.
В третьем разделе писали письмо к тренеру, в котором формулировали вопросы, описывали свой опыт работы над предложенным научным текстом.

«Трехчастный дневник» очень полезная стратегия, с его помощью работа со сложными текстами будет эффективнее. Собственно, это и есть визуализированные ступени работы с информацией: «восприятие и извлечение смысла, создание собственного смысла, встраивание в систему личностных смыслов». Нужно настроить себя не лениться и не забывать использовать «дневник». (Светлана Бакалова).

«Для меня работа с трехчастным дневником, как и для многих, была новой. Такой способ прочтения информации показался очень продуктивным: пробежаться, потом еще раз прочитать, подумать над каждым абзацем, выбрать цитаты и поискать аналогии в своей практике - все это позволяет получить как бы экстракт текста, конспект, в котором отражена самая суть документа. Очень эффективное получилось чтение (Ирина Жукова)
Таким образом, трехчастный дневник, созданный в Google-таблице, позволил продемонстрировать обучающимся мыслительные процессы, протекающие в ходе работы над научным текстом, стимулировал готовность принимать и обсуждать необычные идеи, предоставил возможность обращаться к изученному материалу с новой точки зрения.

Следующий этап работы на тренинге – создание интеллект-карты (Тони Бьюзен) «Метамышление» на сервисе mindmeister.com. В работе над заданием нам важнее было добиться того, чтобы мысли участников тренинга были организованы и сведены вместе в контексте собственного багажа знаний, понимания и интерпретации центрального образа, а не дублирование мыслей ведущих ученых-педагогов и психологов в форме интеллект-карты. Работа по созданию интеллект-карты способствовала развитию у педагогов готовности использовать разные способы анализа той или иной проблемы, способности синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми, предоставила возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации.


ИК_метамышлени.jpg
Рис. 2. Интеллект-карта «Метамышление»

«Плюсы в использовании стратегии «Метод интеллект-карт» – визуализация ПРОЦЕССА мышления. Данный метод интересен тем, что показывает движения мысли, что особенно интересно при работе разных людей или разных групп с одинаковыми источниками информации. И «Трехчастный дневник», и «Метод интеллект-карт» эффективно работают на улучшение понимания. Однако стратегии к этой цели идут разными путями: «Трехчастный дневник» – это разговор наедине с собой, он дает возможность интерпретации, пересказа, что является важным условием смыслового чтения. «Метод интеллект-карт» направлен на то, чтобы не только зафиксировать мыслительные процессы, но и социализировать опыт своей работы (Анна Резник)».
А изучали мы метакогнитивные стратегии для того, чтобы учить наших учеников думать по-разному, думать эффективнее. Ключевым заданием тренинга стало конструирование учебной ситуации, развивающей метамышление учащихся.

«Для начала я еще раз прочитал лекции и предложенную литературу по теории метамышления, а также свой трехчастный дневник. Включил альбом "Звуки природы" и сел за работу. Постановка задачи - сложный этап и умение приходит лишь с мастерством и методом проб и ошибок. Здесь пришлось воспользоваться всеми шестью стратегиями. Работа принесла только положительные эмоции. Результат оценят коллеги. Самым интересным мне показалась возможность посмотреть на себя с шести точек зрения, согласно выбранной стратегии (Станислав Ганбатын)».

«В очередной раз увидела сколь велико поле деятельности учителя в современной школе. Обнаружила для себя много нового и полезного. Для создания учебной ситуации использовала материал 2 и 3 этапов, намеренно подобрала достаточно простой вариант занятия. Для меня это был самый сложный этап, однако он помог мне многое понять и по-новому осмыслить свою работу, вызвал новые идеи, планы по использованию новых технологий в воспитательной работе (Елена Азарнова)».

«Поскольку каждую свою работу сразу проверяю на практике, могу сказать, что результат достигнут. Дети умнее, чем кажутся на первый взгляд. Ну, а формирование навыков метамышления за нами (Александра Могилевская)».
Благодаря предложенной форме профессионального сотрудничества, педагоги смогли попробовать себя в различных ролях: инициатора решения задачи, руководителя группы по созданию продукта учебной деятельности, эксперта в содержании данной темы, наблюдателя за работой других участников. Участники самостоятельно определяли цели, содержание, способы профессиональной деятельности.

Но самое главное заключается в том, что мы вместе попытались найти ответ на вопрос: Зачем современных школьников учить техникам метапознавательного мышления? Сможем ли мы игнорировать это знание? Хочется верить, что нет!

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн