Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Портрет в скульптуре

Submitted by Лариса Мугачева on Sat, 08/06/2013 - 07:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мугачёва Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МБОУ Сосновская СОШ №1 - учитель изобразительного искусства
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

Выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу (увеличив его размеры) «Портрет друга».

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для общеобразовательных учреждений. Класс 6 "Искусство в жизни человека" / Под ред. Неменского Б. М. Издательство "Просвещение"

Используемая методическая литература: 
для учителя:
Вульф Р., Грег А., Основы рисования, Мн., ООО “Попурри”, 2001
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986
Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ, М., 1980
Лантери Э. “Лепка”, Академия художеств СССР, М., 1963
 
для учащихся:
Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО “Издательство Астрель”, 2003
File: // Е:\Data\Information\Детская энциклопедия искусство\1050.НТМ, 2003
Используемое оборудование: 
 Для учащихся:
банка вытянутой формы;
мягкий пластилин скульптурный или замазка для окон 1 упаковка;
стеки;
подставка для скульптуры;
клеенка размером 45х35 см;
эскиз – образ, выполненный на предыдущем уроке.
Для учителя:
диск CD с компьютерной презентацией,
мультимедийный проектор,
экран,
фотографии,
магнитофон,
мягкий пластилин,
стеки,
банка вытянутой формы.
Используемые ЦОР: 

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55a01b11-28d6-46dc-87e4-9e2...

Краткое описание: 
Познакомить учащихся с основными видами скульптурного портрета; развить наблюдательность, глазомер, пространственное воображение; сформировать художественное сознание детей; приучить детей к аккуратности в работе с пластическим материалом.
ХОД УРОКА: (слайд 1) 
 
 
УЧИТЕЛЬ: На протяжении трех уроков мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?
 
УЧЕНИК: Мы познакомились со скульптурой.
 
УЧИТЕЛЬ: С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. Ребята, кто даст определение, что такое скульптура?

Приём «З-Х-У» 

УЧЕНИК: Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму (высоту, ширину и глубину). Выполняется она из твердых или пластических материалов (слайд 2). 

Приём  “Корзина идей, понятий, имен”

 На доске прикреплён значок  корзины, в которой условно  будет собрано то, что ученики знают об изучаемой теме. Рядом с корзиной крепятся таблички с художественными терминами.

УЧИТЕЛЬ: Как называют художника, который выполняет скульптуру?
 
УЧЕНИК: Скульптор, он лепит, ваяет скульптуру.
 
УЧИТЕЛЬ:  А какие жанры скульптуры вам известны?
 
УЧЕНИК: Главные жанры скульптуры – портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический жанр.
 
УЧИТЕЛЬ: Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. На какие два вида делится скульптура?
 
УЧИТЕЛЬ: Скульптура делится на два основных вида - на круглую скульптуру и рельеф.
 
УЧИТЕЛЬ: Чем вы занимались на прошлом уроке, с каким видом скульптуры вы познакомились?
 
УЧЕНИК: Мы познакомились с понятием “круглая скульптура”, и вылепили по два эскиза – образа.
 
УЧИТЕЛЬ: Охарактеризуйте понятие круглая скульптура.
 
УЧЕНИК: В круглой скульптуре полностью передаётся объём изображаемой фигуры или предмета. Её можно обойти, рассмотреть с различных точек зрения, а это очень важно для восприятия. Её ставят на открытом месте не только для лучшего обозрения, но и в целях зрительного увеличения пространства.
 
УЧИТЕЛЬ:  По назначению скульптура подразделяется на …?
 
УЧЕНИК: Скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную (слайд 3).
 
 
УЧИТЕЛЬ:  Остановимся на интересующей нас станковой скульптуре.  Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение. Какой основной жанр станковой скульптуры вам известен?
 
УЧЕНИК: Основной жанр станковой скульптуры – портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека.
 
УЧИТЕЛЬ: Ребята, скажите, что может изображать круглая скульптура?
 
УЧЕНИК: Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, голова, бюст). В портретном жанре раскрывается духовный мир, характер, чувства, мысли человека.
 
УЧИТЕЛЬ:  Для более полного выражения особенностей конкретного человеческого характера обычно используют определённую форму портрета: бюст (франц . buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное скульптурное изображение человека, распространенный вид скульптурного портрета.
 
УЧИТЕЛЬ: Давайте познакомимся с самыми яркими скульпторами  и их  работами.
 
2 УЧЕНИК: (слайд 4).
 
 
 К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в.до н.э.).
 
Я люблю сладкое дыхание твоего рта, 
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой,
Мое желание – слышать твой прекрасный голос, 
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух… 
(Поэтическое послание Эхнатона царице Нефертити)
 
Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре. Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять - перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи. Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. 
 
Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, голова производит огромное впечатление, увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. 
 
3 УЧЕНИК: (слайд 5).
 
 
 Крупнейшим скульптором барокко в Италии был мастер универсального дарования Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). 
 
Важную роль сыграл Бернини в создании нового типа скульптурного портрета, лучшим примером которого представляется мраморный бюст Людовика ХIV (Версаль, Королевский дворец). Бернини как бы воплотил в этом произведении сущность французского монарха, которую сам король выразил однажды словами: “Государство – это я!”
 
4 УЧЕНИК: Шубин (до 1761 г. Шубной) Федот Иванович (1740 — 1805) — выдающийся русский скульптор. Родился в семье крестьянина близ Холмогор Архангельской губернии, с детских лет занимался резьбой по кости. Работал Шубин в основном в жанре скульптурного портрета. Все его работы, выполненные с высочайшим мастерством, отличаются особым психологизмом, тонким пониманием характера портретируемого. Такие его работы как скульптурный портрет Екатерины II (1773 г.), бюсты князя Голицына (1775 г.), Ломоносова (1792 г.), Павла I (1800 г.),— подлинные жемчужины в истории русской скульптуры. Творчество Шубина впервые поставило русскую скульптурную школу вровень с лучшими достижениями мировой пластики, а по силе и яркости характеристик он почти не знает себе равных.
 
УЧИТЕЛЬ:
 
Вот мы и подошли к теме нашего урока, а именно вы должны сделать портрет на основе эскиза, который выполнили на предыдущем уроке ( портрет друга). Нам предстоит выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу, увеличив его размеры (слайд 6). 
 
 
Ваша работа должна выглядеть примерно так, только меньшего размера. Давайте вспомним, какие основные правила построения портрета вы знаете?
 
УЧЕНИК: выходит к доске и объясняет по схеме пропорции лица человека (слайд 7).
 
 
УЧИТЕЛЬ: Мы с вами все повторили, теперь переходим к практической работе. (В процессе создания портретов, можно обращаться к слайдам, на которых изображено лицо женщины в разном возрасте (15, 25, 55, 75 лет)
 
(слайд 8)
 
 можно пронаблюдать какие оно претерпевает изменения. А также различия по национальному признаку. (слайд 9)
 
Неоценимую поддержку сделают наглядные пособия поэтапного выполнения частей лица в скульптуре на основе простых  форм: нос-капелька; глаза- шар; веки, брови, рот- жгутики; ухо-листок)
 
(слайд 10)

Приём «Постановка проблемы»

Практическая работа.
 
У вас приготовлен пластилин, он уже “промят”, теперь поэтапно выстраиваем череп человека, и придаем ему отличительные черты (портретное сходство). Работать нужно быстро, аккуратно. Постоянно проверять пропорции лица человека, наклон шеи. Приемы работы: вытягивание, сплющивание, «налеп». Оказываю индивидуальную помощь тем детям, которые затрудняются. Проводим небольшой анализ удачно выполненных работ.
Приём "З-Х-У"
 
Динамическая пауза: во время занятия 1 мин.
 
Итог урока: Все ваши работы остаются в классе, т.к. на следующем уроке мы продолжим разговор по теме “Портрет” и проанализируем работу этого урока, а самое интересное то, что оценки будете выставлять вы самостоятельно. Высказываю свое мнение по работе класса в целом, а также индивидуально.

Приём  “Рюкзак”. Рюкзак перемещается от одной группы к другой, где каждая фиксирует не просто успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Домашнее задание: во время каникул посетить художественный музей, выставочный зал с целью знакомства со скульптурным портретом. Обсудить с родителями, друзьями. Подумать, что нравится в работах художников – скульпторов, а что не нравится и почему.
Прикрепленный файл Size
презентация к уроку.ppt 1.52 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн