Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностические материалы компетентостного характера по оцениванию планируемых результатов обучения

Submitted by Наталья Алексеевна Кирьянова on Tue, 25/06/2013 - 10:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кирьянова Наталья Алексеевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная  школа" Тамбовская область  п.Первомайский у

учитель истории и обществознания

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Диагностические материалы компетентостного характера по оцениванию планируемых результатов обучения. Подборка заданий по теме &quot;Социальная сфера жизни общества&quot;, часть заданий&nbsp;&nbsp;интегрированные (обществознание-русский язык-литература). &nbsp;К каждому заданию описание компетенций, которые формируются и развиваются в ходе выполнения задания. Для каждого задания подробные критерии оценивания.</p>

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

 

Первомайского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

Диагностические материалы

компетентостного характера

по оцениванию планируемых результатов

 обучения

 

 

Составила:Кирьянова Н.А.

 

 

Подготовил:

учитель истории

  Кирьянова Наталья Алексеевна

 

 

 

п.Первомайский

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

 «Социальная сфера жизни общества»

 

интегрированныезаданияпо  обществознанию, русскомуязыку и литературе

Кирьянова Н.А.

МБОУ «Первомайская средняя

общеобразовательная школа»

Социальная сфера жизни общества

9 класс

Элементы содержания, проверяемые заданиями

1.Общество

2. Формальные и  неформальные санкции

3. Социальные группы

4. Виды социальных норм

5.Социальная структура общества

6. Социальный статус

6.Социальный конфликт

7. Отклоняющее поведение

8. Социальное развитие общества

9. Стили речи

10. Роль вопросительных и восклицательных предложений

11. Умение работать с текстом, диаграммами

 

 

1.  Опережающее задание. Провести опрос в классе. Тема опроса:  «Какие книги вы любите читать? Результаты опроса оформите в виде диаграммы. Обоснуйте выбор типа диаграммы.

4 балла(2 балла за правильно составленный опрос, 1 – за представление данных в виде диаграммы, 1 – балл за обоснование выбора типа диаграммы)

Формируемые компетенции

Личностные:

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной  позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
  •  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • формирование навыка проведения лексического анализа слов.

 

 

2. По какому принципу образован ряд? Дайте КРАТКИЙ ответ. . 

 Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

 

1 балл

Личностные

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Предметные

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • умение формулировать, аргументировать  своё мнение.

 

 

3.  Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

1. Слесарь, академик, принц, президент, лауреат Нобелевской премии

2. Класс, страта, сословие, коллектив, работа

4 балла(2 за определение лишнего понятие,2 – за пояснение)

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Предметные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.

 

 

4.Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

 а. Родовая община,племя, ______, нация

б. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство –

2 балла (по 1 баллу за правильный ответ)

 Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Предметные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • формирование навыка проведения лексического анализа слов.

 

 

5.Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте три вопроса, которые позволят вам убедиться в этом.

5 баллов(по 1 баллу за вопрос, 2 балла за правильную формулировку  стилистически и грамматически )

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Предметные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

6.В небольшом городе проживают около 15 тыс. человек. Городские власти попросили ученых описать социальную структуру населения. Ученые ответили, что необходимо применить различные критерии, чтобы полученная картина соответствовала реальному положению дел.

Предложите пять самых важных, с вашей точки зрения, критериев

Почему вы выбрали именно их? Не забывайте, вы выполняете задание городских властей.

(работа в группе)

5 баллов

Личностные:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 

 

Предметные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной  позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
  •  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных или письменных высказываний.

 

 

 

7.Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого статуса.

3 балла(раскрыт  смысл понятия,  приведены примеры)

 

Личностные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития

Метапредметные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Предметные:

  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

 

 8.Что такое социальный конфликт? Составьте два предложения содержащие информацию о социальном кофликте.

4 балла(раскрыт  смысл понятия,  составлены два переложения содержащие информацию о понятии, предложения составлены в соответствии с нормами русского языка)

Личностные:

  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития

 

Метапредметные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

 

 

Предметные:

  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
  • приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

9.Какие два скачка количества курящих учащихся школ показывают статистические данные? Предположите, какие могут быть объяснения наблюдаемых скачков.

Доля учащихся 4-11 классов общеобразовательной школы, курящих табачные изделия %

3 балла(1 – определено, когда скачки роста курящих школьников, 2 – дано объяснение)

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение письменной речью

Предметные:

  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

 

 

12.Задание для работы в группе

Представьте, что вам предсооит брать интервью у губернатора Тамбовской области Бетина О.И.. Тема пресс-конференции «Социальное развитие Тамбовской области». Составьте пять вопросов, которые должны охватить различные сторонысоциальной  сферы жизни общества, затронут актуальные проблемы.

6 баллов(3 балла – вопросы затрагивают различные стророны социальной жизни,

2 балла вопросы актуальны, 1 балл - вопросы составлены корректно, формулировка соответствует нормам русского языка)

Личностные:

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 

Предметные:

  • совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного  общения (русский язык);
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского  языка;
  • формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, социальной ответственности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • понимание основных принципов жизни общества
  • овладение  основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных или письменных высказываний.

 

 

13. Составить синквейн по теме «Общество»

3 балла

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 

Предметные:

  • совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного  общения (русский язык);
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского  языка;
  • понимание основных принципов жизни общества

13.

Анализ текста

Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жиз­ненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как вла­дельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облег­чать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку про­жить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка — неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая мебель или машина — опять огорчение.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, кото­рое человек делает, было бы его внутренней потребностью. Поэто­му главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не за­ботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? Отнюдь нет!

Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормаль­ное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. А ее не <надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И ма­шину хорошо приобрести. Только не надо второстепенное превра­щать в первостепенное.

Д.Лихачев

Анализ текста.

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. В чем по мысли автора должны состоять цель и  жизненные задачи?
  3. Что важнее сточки зрения автора престиж занимаемого положения или авторитет, основанный на личностных качествах?  Согласны ли вы с таким подходом? Приведи­те два аргумента в обоснование своей точки зрения.
  4. Какова тема текста?
  5. Какую основную мысль утверждает автор?
  6. Сформулируйте основную проблему текста.
  7. Определите стиль и тип речи.
  8. Покажите, какую роль в данном тексте играет противопоставление. Какие жизненные позиции и жизненные цели противопоставлены?
  9. Какую роль в аргументации играют сложноподчинённые предложения? Какие их виды преобладают?
  10. Какую роль в тексте играют вопросительные и восклицательные предложения?
  11. Найдите в тексте повторы (лексический повтор, повторы предлогов, союзов).

Какова роль повторов в тексте?

 

Система оценки

  1. Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным – 2 балла

 

  1. Указаны две позиции – 2 балла

 

  1. Правильно определена позиция автора,  выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с при­веденным подходом; приведены два аргумента (объяснения) – 2 балла

 

  1. 1балл- за правильное определение темы текста; 0 - за неправильный ответ)
  2. 1балл -за верное определение основной мысли; 0-за неправильный ответ)
  3. 1балл за верное формулирование проблемы, фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет; 0 –за неверное определение проблемы текста
  4. 1балл за правильное определение стиля и типа речи; 0 – за неправильное  определение стиля и типа речи
  5. 2балла за верное  определение жизненных позиций и жизненных целей и их противопоставление;1балл – допущена 1 ошибка в комментариях; 0- допущено более 1 фактической ошибки в комментариях
  6. 2балла за правильное определение роли СПП в аргументации, их видов; 1 балл – допущена 1 фактическая ошибка в определении вида СПП; 0 – допущено более 1 ошибки в определении вида СПП
  7. 1балл за правильное определение роли вопросительных и восклицательных предложений,0 – допущены ошибки в определении роли вопросительных и восклицательных предложений
  8. 2балла за верное определение  повторов в тексте; 1балл – допущена 1 ошибка в определении повторов ; 0 –допущено более 1 ошибки в определении повторов  в тексте

Всего 17баллов

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • умение осознанно использовать средства письменной речи в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 

Предметные:

  • совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного  общения (русский язык);
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского  языка;
  • формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, социальной ответственности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • понимание основных принципов жизни общества.

 

Список использованной литературы

  1. Боголюбов, Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 9. - С. 24 -36.
  2. Волков, А. Е. Модель «Российское образование — 2020» // Вопросы образования. — 2008. № 1. — С. 32-64.
  3. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства — Минск : Технопринт, 2000.
  4. Ключевые компетенции и образовательные стандарты, стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-l.htm.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Президент России молодым ученым http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml.
  6. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Педагогика. 2003.-№2.-С. 3-10.
  7. Леонтьева, М. Р. Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Ме-тапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия Текст. / М. Р. Леонтьева // Учит. газ. 2009. - 13 янв. (№ 1 - 2). - С. 23.
  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. / Министерство образования и науки Российской Федерации. http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591/.