Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Учебная дискуссия - один из способов формирования мышления

Фото пользователя Татьяна Борисовна Собко
Размещено: Татьяна Борисовна Собко - пт, 23/08/2013 - 11:10

Собко Татьяна Борисовна

учитель начальных классов

 

     «Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса,

                   с удивления или недоумения, с противоречия.

            Этой проблемной ситуацией определяется

                        вовлечение личности в мыслительный процесс»

С.Л.Рубинштейн

 

Все, что делается в школе, в том числе организация учебного сотрудничества должна быть направлена на воспитание человека, способного во взрослой жизни к самостоятельному определению своего места в мире человеческих отношений, своего образа мыслей и действий, своей позиции. Известно, что шести-семилетние дети не способны встать на чужую позицию, обнаружить разницу своей и чужой логики. Как учителю научить ребенка обнаружить эту разницу и найти свою точку зрения?

 

У детей, приходящих в первый класс, целостной структуры учебной деятельности еще нет. Она формируется, особенно интенсивно в начальных классах. Необходимо отметить, что младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, то есть поддерживают друг друга в принятии и решении учебной задачи и вместе с тем вступают в диалоги и дискуссии для выбора лучшего пути решения поставленной задачи.

 

Диалог – это не просто «разговоры двоих», это иное мышление, качественно новые отношения. Условием диалога является уважение к собеседнику, точное соблюдение границ свободы, умение находить аргументы и использовать их, добиваясь поставленной цели, а именно - убедить собеседника. А чтобы убеждать – надо иметь собственное мнение. «Инкубатором» для выращивания культурных навыков дискуссии  являются микродискуссии детей, работающих в малых группах (по Г.А.Цукерман). Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю являются споры между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы спор был содержательным, без склок и самообвинений, собеседники должны научиться:

 

  1. формулировать свою точку зрения;
  2. выяснять точку зрения своих партнеров;
  3. обнаруживать разницу точек зрения;
  4. пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

 

В курсе Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь» для установления доверительных эмоциональных связей и навыков сотрудничества предлагаются специальные игру и упражнения, направленные на коммуникативные навыки детей. В играх «Одноруки», «Повтори, дополни, отличись», «Одновременное движение» и т.д. дети учатся договариваться, выслушивать мнение товарищей, сопереживать. А это и есть первые ростки дальнейшего учебного сотрудничества.

 

На первых уроках под руководством учителя необходимо выработать «правила игры», то есть нормы взаимодействия внутри группы. Желательно, чтобы они возникли не стихийно. Учитель целенаправленно осваивает с детьми разные формы работы, способы взаимодействия внутри группы. На примере работы одной группы можно и нужно продемонстрировать наиболее удачные моменты и конфликтные ситуации. Важен не результат решения задачи, а способы работы группы, их эффективность и целесообразность.

 

Коммуникация предполагает, что в текстах, которыми обмениваются участники групп, обязательно содержится оформленная мысль. Это означает, что у учащихся должно быть «видение» мыслительных объектов или действительности, в которой происходят мыслительные операции и процедуры. Иначе говоря, учащийся в коммуникации опирается на научные теории, законы, категории и т.д.

 

Каждый знает, насколько трудно мыслить четко и логично. Сознание основано на речи и развивается вместе с речью. Л.С.Выготский отмечает, что мысль не выражается в слове, но совершается в нем. Владению словом надо учить, а значит учить мыслить. Когда ребенку есть что сказать и хочется поделиться своими мыслями, тогда и только тогда появляется желание оформить свою речь в соответствии с нормами – хочется, чтобы тебя поняли. В начальной школе необходимо огромное внимание уделять развитию речи учащихся на уроках чтения, русского языка, окружающего мира.

Общаясь, ребенок не только сам учится, но и учит других, обмениваясь своими мыслями. Тем самым, он как бы частично берет на себя функцию учителя, что неизмеримо повышает социальную значимость учебного труда, который становится более сознательным и мотивированным.

В учебном процессе, построенном на принципах диалогического общения, ученик и учитель становятся субъектами деятельности, личностями, равноправными участниками процесса обучения. Мастерство педагога проявляется в умении учащихся задавать вопросы, которые, в свою очередь, двигают  мысль дальше. Диалогическим можно признать только такое общение, в процессе которого вырабатывается общая позиция, а поиск решения не может принадлежать только одной, более инициативной стороне.

 

Работа детей в группах необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящем в рамках общеклассной дискуссии, и индивидуальной работой по освоению нового способа. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении заданий, контролируют друг друга.

    

 

Примером может служить следующий фрагмент урока «Окружающий мир» 2 класс.

  Тема урока: «Основной способ разрешения научных споров».

     Учитель рассказывает детям о своих наблюдениях, сделанных в лесу.

     Учитель: «….. Недавно я гуляла в лесу и рассматривала шишки, лежащие на дорожке. Все шишки были открыты, похожи на ежиков. На следующий день те же самые шишки были закрыты, чешуйки прижались друг к другу. Как вы думаете, из-за чего такое могло случиться?»

     У детей появляются всевозможные версии.

     Денис: Это из-за погоды.

     Лена: Я думаю, что от дождя.

     Соня: Утром открываются, вечером закрываются, как цветы.

     Лейла: От солнца.

     Выслушиваем все версии. Предложений много, но какое из них верное, не понятно.

     Учитель: А каким способом будем получать ответ на поставленный вопрос?

     Дети предложили обсудить это в группах. 1 группа решила спросить у родителей, 2 группа – прочитать в энциклопедии, 3 группа – понаблюдать за «поведением» шишек. Группы выступили со своими гипотезами. Гипотезы 1 и 2 группы отвергли.

     Денис: У родителей спрашивать не интересно, хочется самому понять.

     Катя: Мы должны сами сделать, а то у родителей и так много дел.

     А Соня в это время берет энциклопедию и ответа на вопрос не находит.

     Дети решили – будем наблюдать за шишками. Но учитель говорит: «Я очень внимательно наблюдала за погодой в те два дня. В первый день погода была сухая, жаркая, солнечная, а в другой – влажная, холодная, безветренная».

     Леня: Да, все равно нельзя узнать из-за дождя это или из-за ветра.

     Катя: Я с тобой, Леня, не согласна, в первый день было тепло, а во второй холодно. Значит шишки закрылись от холода.

     Учитель: Кто же прав Леня или Катя?

     Денис: Я думаю – Леня. Ведь все изменилось, а не только холод.

     Марина: А я согласна с Денисом.

     Учитель: А вы, ребята, согласны?

     Дети показывают согласие знаком «+» и делают вывод, что наблюдение не позволяет найти правильный ответ. Как же быть? Дети анализируют затруднения в группах и приходят к выводу, что все условия смешались, надо выбрать то условие, которое поможет решить поставленную задачу.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
"Непоседы"- сообщество учителей начальных классов

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн