Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по теме: «Механические колебания и волны» в 10 классе

Данные об авторе
Автор(ы): 
Щаблыкина Нина Семеновна
Место работы, должность: 

МБОУ РСОШ № 9

учитель физики

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

Цели:

Обучающие (дидактические)

  • Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и пути ее решения;
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности , навыков работы в команде;
  • Показать связь науки и искусства, расширить и углубить знания учащихся по теме;
  • Развивать познавательный интерес к предмету.

  Развивающие:

  • Развитие представлений об источниках звука;
  • Научить проводить исследования «Почему звучит скрипка»;
  • Развитие умения учиться (кратко излагать свои мысли, применять свои знания в нестандартных ситуациях, научить обобщать материал по данной теме в результате работы с различными источниками информации, научить пользоваться программой «Power-Point»;
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание гуманизма и любви к прекрасному;
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 Физика 11 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

Физика 11 класс С.А. Тихомирова, Б.М. яворский и др.

Используемая методическая литература: 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. И .П. МИЛЬТО. Поговорим о музыке.

   Минск. Беларусь. 1989 г.

2. А. КЛЁНОВ. Секрет Страдивари.

Музыка; Москва 1977г.                                                                         

           3. А. РАКИН. Волны большие и маленькие . Москва; Д,Л; 1990г                                                  

4.С. ГАЗАРЯН. В мире музыкальных

инструментов . Москва, Просвещение 1989 г.                               

5.В.З. КРЕСИН. Физика сложных систем

Москва, Просвещение, 1978г.

Используемое оборудование: 

 

скрипка, мультимедиа, компьютер, камертоны (2), резиновый молоточек.

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку "Почему звучит скрипка"

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong>Аннотация к уроку.</strong></p> <p> Данная тема определена в моей программе 10 класса, как тема проекта. И, конечно же, предусматривает проектную деятельность учащихся, которая лежит в основе личностно-ориентированного обучения, что помогает мне донести знания по теме : &laquo;Механические и звуковые волны&raquo;&nbsp; просто, доступно, интересно, разнообразно.</p> <p> Сегодняшнее время заставляет по-новому&nbsp; переосмыслить цели образования, а именно, не как систему знаний, умений, и навыков, а как выявление способностей у ребят использовать эти знания для решения практически познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.</p> <p> Форма проведения данного урока &ndash; семинар-конференция. Учащиеся получили памятки: &laquo;как готовиться к семинару&raquo;, &laquo;как составить план выступления&raquo;, тезис выступления. (Весь этот материал имеется в уголке &laquo;Учись учиться&raquo; в кабинете физики). &nbsp;</p> <p> Учитель обращается&nbsp; за 3 недели до изучения темы &laquo;Механические и звуковые волны&raquo; к детям с просьбой сформулировать проблему по данной теме, предлагает формулирование темы осуществить с опорой на следующие вопросы (ответы дети делают для себя): прослушайте музыкальные произведения с участием струнных инструментов (Моцарт, Бетховен и т.д.) и ответьте на вопросы:</p> <ol> <li> &laquo;Почему вам нравится данное музыкальное произведение?&raquo;</li> <li> &laquo;О причинах звучания какого музыкального инструмента вы бы хотели узнать и поведать нам?&raquo;</li> <li> &laquo; Если убрать из оркестра струнные инструменты, будет ли полное представление о том, о чем хотел композитор поведать нам в своем произведении?&raquo;</li> </ol> <p> И &nbsp;ребята формулируют проблему с подачи учителя &laquo;Почему звучит скрипка?&raquo;.</p> <p> Класс разбит на группы, которые подбирают в библиотеке литературу по теме. Учитель проводит консультации, индивидуальные и групповые, направляет в нужное русло работу по</p> <p> &nbsp;</p> <p> исследованию проблемы, проверяет записи в тетрадях Далее обсуждаются вопросы семинара в форме развернутой беседы, сообщений.</p> <p> Вместе обсуждаются пути преодоления недостатков&nbsp; на подготовительном этапе. Учащиеся видят, что имеющихся у них знаний недостаточно для того, чтобы раскрыть данную тему (мотивация познавательной деятельности). Учащиеся знакомятся с карточкой оценивания по теме (в основе которой лежит пятибалльная система).</p> <p> &nbsp;</p> <p> <strong>Аннотация к уроку.</strong></p> <p> Данная тема определена в моей программе 10 класса, как тема проекта. И, конечно же, предусматривает проектную деятельность учащихся, которая лежит в основе личностно-ориентированного обучения, что помогает мне донести знания по теме : &laquo;Механические и звуковые волны&raquo;&nbsp; просто, доступно, интересно, разнообразно.</p> <p> Сегодняшнее время заставляет по-новому&nbsp; переосмыслить цели образования, а именно, не как систему знаний, умений, и навыков, а как выявление способностей у ребят использовать эти знания для решения практически познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.</p> <p> Форма проведения данного урока &ndash; семинар-конференция. Учащиеся получили памятки: &laquo;как готовиться к семинару&raquo;, &laquo;как составить план выступления&raquo;, тезис выступления. (Весь этот материал имеется в уголке &laquo;Учись учиться&raquo; в кабинете физики). &nbsp;</p> <p> Учитель обращается&nbsp; за 3 недели до изучения темы &laquo;Механические и звуковые волны&raquo; к детям с просьбой сформулировать проблему по данной теме, предлагает формулирование темы осуществить с опорой на следующие вопросы (ответы дети делают для себя): прослушайте музыкальные произведения с участием струнных инструментов (Моцарт, Бетховен и т.д.) и ответьте на вопросы:</p> <ol> <li> &laquo;Почему вам нравится данное музыкальное произведение?&raquo;</li> <li> &laquo;О причинах звучания какого музыкального инструмента вы бы хотели узнать и поведать нам?&raquo;</li> <li> &laquo; Если убрать из оркестра струнные инструменты, будет ли полное представление о том, о чем хотел композитор поведать нам в своем произведении?&raquo;</li> </ol> <p> И &nbsp;ребята формулируют проблему с подачи учителя &laquo;Почему звучит скрипка?&raquo;.</p> <p> Класс разбит на группы, которые подбирают в библиотеке литературу по теме. Учитель проводит консультации, индивидуальные и групповые, направляет в нужное русло работу по</p> <p> &nbsp;</p> <p> исследованию проблемы, проверяет записи в тетрадях Далее обсуждаются вопросы семинара в форме развернутой беседы, сообщений.</p> <p> Вместе обсуждаются пути преодоления недостатков&nbsp; на подготовительном этапе. Учащиеся видят, что имеющихся у них знаний недостаточно для того, чтобы раскрыть данную тему (мотивация познавательной деятельности). Учащиеся знакомятся с карточкой оценивания по теме (в основе которой лежит пятибалльная система).</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Урок по теме: «Механические колебания и волны» в 10 классе

 

 

Тема урока: «Почему звучит скрипка?»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Фома урока: Семинар-конференция.

Цели:

Обучающие (дидактические)

  • Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и пути ее решения;
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности , навыков работы в команде;
  • Показать связь науки и искусства, расширить и углубить знания учащихся по теме;
  • Развивать познавательный интерес к предмету.

  Развивающие:

  • Развитие представлений об источниках звука;
  • Научить проводить исследования «Почему звучит скрипка»;
  • Развитие умения учиться (кратко излагать свои мысли, применять свои знания в нестандартных ситуациях, научить обобщать материал по данной теме в результате работы с различными источниками информации, научить пользоваться программой «Power-Point»;
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

ОБОРУДОВАНИЕ: скрипка, мультимедиа, компьютер, камертоны (2), резиновый молоточек.

 

Аннотация к уроку.

Данная тема определена в моей программе 10 класса, как тема проекта. И, конечно же, предусматривает проектную деятельность учащихся, которая лежит в основе личностно-ориентированного обучения, что помогает мне донести знания по теме : «Механические и звуковые волны»  просто, доступно, интересно, разнообразно.

Сегодняшнее время заставляет по-новому  переосмыслить цели образования, а именно, не как систему знаний, умений, и навыков, а как выявление способностей у ребят использовать эти знания для решения практически познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.

Форма проведения данного урока – семинар-конференция. Учащиеся получили памятки: «как готовиться к семинару», «как составить план выступления», тезис выступления. (Весь этот материал имеется в уголке «Учись учиться» в кабинете физики).  

Учитель обращается  за 3 недели до изучения темы «Механические и звуковые волны» к детям с просьбой сформулировать проблему по данной теме, предлагает формулирование темы осуществить с опорой на следующие вопросы (ответы дети делают для себя): прослушайте музыкальные произведения с участием струнных инструментов (Моцарт, Бетховен и т.д.) и ответьте на вопросы:

  1. «Почему вам нравится данное музыкальное произведение?»
  2. «О причинах звучания какого музыкального инструмента вы бы хотели узнать и поведать нам?»
  3. « Если убрать из оркестра струнные инструменты, будет ли полное представление о том, о чем хотел композитор поведать нам в своем произведении?»

И  ребята формулируют проблему с подачи учителя «Почему звучит скрипка?».

Класс разбит на группы, которые подбирают в библиотеке литературу по теме. Учитель проводит консультации, индивидуальные и групповые, направляет в нужное русло работу по

 

исследованию проблемы, проверяет записи в тетрадях Далее обсуждаются вопросы семинара в форме развернутой беседы, сообщений.

Вместе обсуждаются пути преодоления недостатков  на подготовительном этапе. Учащиеся видят, что имеющихся у них знаний недостаточно для того, чтобы раскрыть данную тему (мотивация познавательной деятельности). Учащиеся знакомятся с карточкой оценивания по теме (в основе которой лежит пятибалльная система).

 

 

 

 

 

№ п/п

Ф.И.

самооценка

Взаимооценка

 Степень интере-

са

Информа-

тивность

Нагляд-

ность

риторика

регламент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

У = ;  а- набрано баллов, в – всего баллов.

(см. «программу» для перевода баллов в оценку).

Данный урок из серии уроков «физика и музыка»

 

 

 

На доске:  « Наука и искусство также связаны между собой, как легкие и сердце» Л.Н. Толстой.

 

 

 

 

 

 

Учитель

учащиеся

IВступительное слово учителя.

Учитель напоминает задачу семинара, порядок его проведения, на что необходимо обратить внимание. Что надо записывать в тетрадь. Как должны вестись записи (чтобы было понятно одноклассникам) Учитель дополняет ненавязчиво материал

Учитель читает слова на доске : «Наука и искусство так же связаны между собой, как легкие и сердце» Л.Н. Толстой.

Вопрос: Как вы думаете, есть ли связь между физикой и музыкой?

Ведь: наука – физика, и искусство – музыка.

 

См. презентацию «Почему звучит скрипка?»

 

Просмотр слайдов.

1

2

3

 

Вопрос: К какому разделу физики мы должны обратиться, чтобы найти эту связь между физикой и музыкой?

Механические и звуковые волны

II. Организация обобщения и систематизации нового материала. (Проблемная беседа с привлечением материала из презентации)

Учитель: вопросы семинара.

 

Просмотр слайда

6

Вопрос: Что же является источником звука?

Назовите диапазон звуковых волн

Применив мыслительную операцию «сравнение», найти, что общего и в чем разница звуковых волн < 16 – 20000  > Гц.

Записать в тетради, оставив место для темы урока.

Учитель: запишите в тетрадь основные характеристики звуковых волн

Инфразвуковые

Звуковые

Ультразвуковые

высота, громкость, тембр.

Учитель Нарисовать в тетради звуковые волны

 

  • разной высоты;

 

 

  • разной громкости

 

  • о чем говорит тембр звука?

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:   порог слышимости. Что это? Является ли эта величина одинаковой для всех  «ушей»?

Учитель:  чем отличается голос певца: бас, баритон, тенор, контральто, колоратурное сопрано?

а)

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

 

       
   
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотр слайда 6

 

 

 

 

Учитель: «В струне, звучащей на просторе,

и в дудочке из камыша,

поет о радости и  горе

народа светлая душа».

Учитель: Может ли музыка  положительно влиять на развитие математических способностей человека, на  рост надоев молока у коров? (Привести примеры)

Акак вы это объясняете?

 

 

 

Просмотр слайда 7

Учитель: Какую роль  играет музыка в жизни человека?

 

Учитель: Какие струнные инструменты вам известны? (примените мыслительную операцию «сравнение»)

Просмотр слайда 8

Сообщение учащихся «из истории  струнных инструментов».

Просмотр слайда 9

Учитель: А кого из скрипичных дел мастеров вы знаете?

Просмотр слайда 10

Учитель: Устройство скрипки (ребята рассматривают устройство скрипки.) Комментарии учителя.

 

Учитель показывает камертон на ящике и его звучание.

 

 Учитель обращается к учащимся с вопросом, что общего в устройстве этих приборов и в чем различие? (мыслительная операция «сравнение»)

 

Просмотр слайда 11

 

 

 

 

 

 

Мой проект скрипки.

Ребята соглашаются с тем, что лучше существующих проектов скрипок и не придумаешь,  преклоняясь перед творчеством известных скрипичных дел мастеров: Амати, Страдивари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Так почему же звучит скрипка?

Учащиеся объявляют о результатах опроса, проведенного среди людей разных профессий  по теме: «Почему звучит скрипка?»

Были получены ответы:

  • поет душа музыканта;
  • на ней играет скрипач;
  • струны колеблятся;
  • по струнам водят смычком.

(выслушиваются мнения детей)

просмотр слайда 12.

Учитель: Итак, что же такое музыка? И какова роль  человека в познании мира?

 

Просмотр слайда 13

III. Деятельность по систематизации материала (составить структурно-логическую схему)

 

Выполнить задание в группах из 4 -5 человек

                                                 МУЗЫКА

 

 

               наука                     и т.д.                                   искусство

 

 

 

 

Повторить основные положения по данной теме.

Просмотр слайда 6,7.

Сделать записи в тетради структурно-логической схемы, (после обменяться тетрадями с другой группой, ответить на интересующие их и вас вопросы)

IV. Контроль знаний  учащихся (викторина)

Просмотр слайда 14. ответы на вопросы даются в тетрадях учащихся из другой группы (для проверки они опять обмениваются  тетрадями.)

V. Домашнее задание.  Основные положения темы (учебник ф-10)

1-я группа: основные положения;

2-я группа:§ 74, задача 3-4.

3-я группа: предложить классу для прослушивания музыку Моцарта.

VI. Оценивание деятельности. Использование коэффициента

успешности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель благодарит всех за работу, а дети предлагаю посетить один из концертных залов  г. Ростова-на-Дону, чтобы прослушать концерт

 классической симфонической музыки.

Рефлексия: понравился ли вам урок? Почему? С какими трудностями вы столкнулись? Ваше участие в нем?

Нужны ли такие уроки вам? (оставьте на столах полоски бумаги красную, зеленую, желтую, 

соответствующую вашим ответам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока физики в 10 классе по теме  : «Почему звучит скрипка

В рамках проектной деятельности по теме «механические колебания и волны».

Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний и способов деятельности

Форма урока: семинар-конференция.

Цели:  обучающие (дидактические):

  • Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и пути ее решения;
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в команде;
  • Показать связь науки и искусства, расширить и углубить знания учащихся по теме;
  • Развивать познавательный интерес к предмету.

  Развивающие:

  • Развитие представлений об источниках звука;
  • Научить проводить исследования «Почему звучит скрипка»;
  • Развитие умения учиться (кратко излагать свои мысли, применять свои знания в нестандартных ситуациях, научить обобщать материал по данной теме в результате работы с различными источниками информации, научить пользоваться программой «Power-Point»;
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

 

 

В самоанализе остановлюсь на следующих психолого-дидактических аспектах урока

 

 

  1. Организационно-деятельностные аспекты личностно-ориентированного урока.

 

1.  Организация на формирование деятельности

Чтобы у учащихся вызвать интерес к теме, им было предоставлена возможность самим сформулировать проблему в виде основного вопроса: «Почему звучит скрипка?» Для осуществления самостоятельной деятельности по уроку классу была предоставлена возможность на группы из 4 -5- человек для выполнения общего задания, были учащиеся, которые захотели работать индивидуально, им тоже была предоставлена такая возможность, таким образом, создана ситуация успеха для каждого ученика. Обсудив идеи учащихся, наметили план их осуществления, конкретизировав деятельность каждого, которая бы обогатила субъектный опыт учащихся.

Это хорошо просматривалось в конце урока  «рефлексия» урока

 

  1.  Организация развивающего пространства.

 

На уроке и при подготовке возможно возникновение проблемных ситуаций,  при решении их ребята старались найти компромисс. Урок в форме семинара позволяет сделать его более информативно-емким, создает иной уровень речевых возможностей, умения и навыки развиваются более успешно.

  1. Реализация индивидуального подхода.

Работа в группах дала возможность  проявить также свою индивидуальность. Сложность учебного материала выбиралась учеником и варьировалась учителем, обеспечивалась активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных способностей. Это было отмечено при подведении итогов.

 

 

II.  Создание условий для развития субъектной позиции учеников

 

1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников. Обеспечивалась возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания. Книги для чтения выбирались детьми, а учитель согласовывал различны опыт учащихся в процессе урока. Учащимся было интересно, и они с удовольствием выполняли задание. Дети, которые осуществляли презентацию, по-деловому входили в контакт с остальными группами. В личностно-ориентированной системе обучения и иная позиция ученика. Он выступает субъектом деятельности. Субъектная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учебе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя, как личность. Конечно, субъектная позиция ученика «выращивается» учителем, при этом важны заинтересованность в работе друг друга, акцентирование внимания  на мнение каждого ученика в деятельности группы, уважительного отношения к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся, обеспечение взаимопомощи.

  1. Развитие активности учащихся в учебной деятельности.

Учащиеся самостоятельно нашли дополнительную литературу, изучили ее в соответствии с разрезом данной темы, видеоклип по теме, музыку. Составляли вопросы викторины, подбирали музыку. Вопросы, задаваемые учащимися, поощрялись учителем..

  1. Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся. Ребята планировали свою работу самостоятельно, это наглядно проявилось на этапе выбора заданий и его обсуждения.

III. Проявление личностно-ориентированной позиции педагога.

  1. Проявление ценностного отношения к личности учащегося.

Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса, направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности, показ важности участия каждого в обсуждении данной темы

 2. Реализация учителем новых педагогических функций. Иная позиция педагога в личностно-ориентированном процессе обучения так же характеризуется новыми функциями:

  • фасилитаторская функция -  дает возможность учителю  проявить себя в роли человека, создающего условия для учения, строящего свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном  принятии ребенка, открыто выражает свои чувства, и тем самым создает для ребенка комфортные условия;
  • Исследовательская функция - отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии;
  •  учитель, как психотерапевт.

IV. Обеспечение личностно-гуманных  взаимоотношений между участниками учебного процесса.

 1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. Так как сущностное отличие личностно-ориентированного урока от традиционного заключается в ином характере взаимоотношений между учителем и учащимися в учебном процессе, то с этим связана другая организация урока и деятельности на нем, иная позиция учителя и учащихся. Совместная  рефлексия ребенка и педагога, поиск общих смыслов и ценностей совершенного, сорадование, сострадание. Создавались условия для диалога учитель- ученик и ученик – ученик. Учитель наблюдает, сформировано ли сотрудничество в работе, или учащиеся продолжают работать в одиночку (решает воспитательные задачи незаметно для детей).

 2.  Создание благоприятного психологического климата на уроке. Учитель выслушивает все мнения и не вмешивается в обсуждение. Ре6ята ведут себя свободно, без боязни самовыражения.

3.  Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. На уроке и в процессе деятельности происходит обмен мнениями. Заинтересованность в положительном результате работы. Приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции. В конце урока учитель благодарит за работу.

Ребята предлагают посетить один из концертных залов г. Ростова-на-Дону , чтобы прослушать концерт классической симфонической музыки


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн