Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дорошенко Э.М. Использование «Детского альбома для фортепиано» Игоря Парфенова на уроках специального фортепиано. Применение регионального компонента

Автор: 
Дорошенко Элеонора Михайловна
Место работы: 
преподаватель фортепианного отделения МБОУ гимназии №10, г. Челябинск
Контакты: 

Использование «Детского альбома для фортепиано» Игоря Парфенова на уроках специального фортепиано. Применение регионального компонента

 

При обучении детей игре на музыкальном инструменте важно, чтобы ученик нашел в музыке предлагаемых пьес близкие для себя музыкальные образы. Сборник курганского композитора Игоря Парфенова состоит из небольших миниатюр, объединенных в сюиты, и написан под впечатлением различных жизненных наблюдений и зарисовок. Название пьес придумывали сами дети при проигрывании их композитором.

В годы Отечественной войны Парфенов проживал с родителями на Северном Урале. Он организовал концертную бригаду, которая выступала в госпиталях с концертами. В одной из палат школьники увидели подростка, лет тринадцати. Оказывается, этот мальчик был разведчиком: ходил по немецким тылам и доставлял важные сведения партизанам о немецких частях. У него медаль «За отвагу». Так появились пьесы «Юные разведчики», « В отряд с донесением», « Рассказ партизана». Увидев однажды братскую могилу моряков, рядом с которой плескалось Черное море, он создал пьесу «У вечного огня».
После посещения осенью 1987 года Дома-музея П.И.Чайковского в Клину, появилась целая серия пьес: «Осенние грезы», «Портрет», «Мелодия», «В осеннем лесу». Пьесы написаны в стилистическом колорите XIX столетия.

Посещение Московского цирка натолкнуло на мысль написать пьесы «Шутки клоуна», «Жонглер», «Воздушные гимнасты».

Автор стремился создать программные пьесы, в которых была бы яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодия, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура. Пьесы являются как бы подготовительным этапом к работе как с классическим, так и с современным репертуаром.

Много пьес посвящены пейзажу, различным его состояниям и настроениям. Работа над такими пьесами помогает подготовить ученика к будущему знакомству с пьесами Э.Грига, П.Чайковского, Р.Шумана, Д.Кабалевского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича. Пьесы Парфенова можно использовать и как концертный репертуар.

Прикосновение к данной музыке является разминкой для мышления ученика, увлекательным решением технических и чисто пианистических задач. «Детский альбом» Парфенова – это ступенька для подготовки к исполнению пьес из «Детского альбома» П.Чайковского и «Альбома для юношества» Р.Шумана.

Остановимся на некоторых интересных пьесах

«В весеннем лесу»
Пьеса программного характера. В музыке есть элементы пейзажной созерцательности. Ученик учится использовать прием «рубато». Чередующиеся половинные с четвертной на одном звуке, в виде органного пункта, исполняются первым и вторым пальцами очень легко, подражая весенней капели. Но это только фон, на котором звучат гармонические краски верхнего голоса. Педаль гармоническая.

«Черемуха над водой»
Пьеса кантиленного склада. Это небольшой этюд для левой руки, с некоторыми элементами двухголосия. На протяжении всей пьесы соблюдается характер текучести. Характер музыки светлый, солнечный. Педаль гармоническая.

«Пришла задумчивая осень»
Пьеса открывает объединенный в своем замысле цикл пьес, написанных под впечатлением поездки осенью в город Клин, дом-музей П.Чайковкого. В цикл вошли восемь пьес, в которых есть элементы мечтательности, размышления и пейзажной лирики. Некоторая стилизация музыки автором внесена умышленно. Форма пьесы простая трехчастная. В музыке важно передать настроение осеннего пейзажа, его тихую грусть и поэтическую красоту. Встречающийся в пьесе мажор должен быть светлым и жизнеутверждающим. Педаль гармоническая.

«Мелодия»
Пьеса написана в форме этюда с повторяющимся на протяжении всей пьесы одним и тем же ритмическим рисунком из восьмых длительностей. Эта ритмическая группа из восьмых идет фоном, на котором должны рельефно звучать  мелодии верхнего и нижнего голосов.

«Родной пейзаж»
Пьеса в простой трехчастной форме, кантиленного склада. Играется с движением, рубато, певучим звуком. Новый ритм в репризе в виде синкоп рассматривается как новый образ, новая окраска.

«В осеннем лесу»
Пьеса простой трехчастной формы. Музыка пьесы передает настроение лесного пейзажа, его внутреннюю поэзию и неповторимую красоту. Особое внимание обращаем на тембровую окраску, в которой звучит главная тема пьесы.

«Частушка»
Пьеса в форме короткой и сжатой сонатной формы, где есть главная и побочная темы. Форшлаги исполняются смягченно. Важно строго соблюдать динамику и единый темп.

«Тихое утро»
Пьеса кантиленного характера, программная. В музыке передается свежесть тихого весеннего утра. В ритмическом отношении используется прием рубато. Встречающееся стаккато в нижнем голосе второй части исполняется смягченно, на педали. Особое внимание обращаем на гармоническую и тембровую окраску. Пьеса исполняется свободно, как небольшая импровизация. Педаль гармоническая.

«Бармалей»
Пьеса простой трехчастной формы, программная, динамичная. Исполняется напористо, угловато. Секундные созвучия звучат подчеркнуто, воинственно. Средний эпизод идет сдержанно, таинственно, фантастично. Некоторую трудность вызывают контрастные соотношения динамики.

«Кукольный марш»
Это небольшая пьеса-шествие. Характер музыки изящный, пикантный. Встречающиеся триоли исполняются несуетливо, певуче, на легато. Особое внимание обращаем на штрихи.

«Песня, что пела мне мать»
Пьеса написана в трехчастной форме, кантиленного склада. Некоторую трудность представляет исполнение нижнего голоса на фоне синкопированного ритма в верхних голосах. Во второй части синкопированный ритм переходит в средние голоса, а партии верхнего и нижнего голосов обрамляют его своей певучестью.

«Пионерская кадриль»
Пьеса простой трехчастной формы. Характер музыки жизнерадостный. Форшлаги в среднем эпизоде исполняются игриво, изящно. Всю мелодику пьесы и ее попевки, особенно в басовой партии, подчеркиваем рельефно. Необходимо при этом создать контраст между мелодиями верхнего и нижнего голосов. Педалью пользуемся весьма сдержанно.

«Дедушка и ослик»
Пьеса-шутка программного характера. Это небольшое скерцо-каприччиозо, в котором два образа: упрямого ослика и добродушного дедушки. Пьесу следует исполнять как яркую и контрастную по тембровым краскам шутку. В среднем эпизоде при скачках от четвертной к восьмой в виде секунды играть, как бы подражая крику ослика.

«Вариации на русскую песню «Ах, вы сени, мои сени»
Вариации написаны в форме свободных, сквозных вариаций, которые контрастны между собой, различны по характеристике и представляют  небольшую сюиту. Здесь как бы два образа – мужественный, удалой и нежный, хрупкий.

«О чем пела кукушка?»
Пьеса в простой трехчастной форме. Вся музыка построена на интонации голоса кукушки, но это обобщающий образ. В пьесе важно передать скрытую тревогу и взволнованность. Средний эпизод следует исполнять певучим звуком, легато в нижнем голосе. Вся пьеса должна быть построена на сопоставлении двух контрастов.

«Вальс у елки»
Пьеса простой трехчастной формы. По музыке – это небольшой лирический вальс, в котором звучат детская жизнерадостность, беззаботность и общее новогоднее веселье. Второй раздел пьесы исполняется игриво и немного подвижно. Небольшое трио звучит несколько сдержанно. В нем – скрытое раздумье и мечтательность. Педаль гармоническая.

После ознакомления с «Детским альбомом» И.Парфенова хочется побольше узнать об этом человеке.                                                

Парфёнов Игорь Алексеевич родился 9 апреля 1928 года в городе Кургане. С 6 лет начал обучаться игре на фортепиано, а с 14 лет - заниматься сочинением небольших мелодий под руководством председателя Союза композиторов Кабардино-Балкарии Т.К.Шейблера.  Поступил в Ленинградское Высшее Художественное училище им. барона Штиглица, которое закончил в 1947 году. С 1950 по 1954 год служил в погранвойсках в Молдавии, где был концертмейстером ансамбля песни и пляски.
Демобилизовавшись в 1954 году, поступил на 2-й курс теоретико-композиторского отделения Краснодарского музыкального училища. Окончив его в 1957 году, в течение 38 лет преподавал в музыкальной школе сольфеджио и музыкальную литературу, сочинял музыку. В композиторских делах консультировался с А.Б. Гольденвейзером и Д.Б. Кабалевским.

И. А. Парфёновым написаны более 350 пьес для фортепиано, 3 симфонии для оркестра народных инструментов, 3 скрипичных концерта в сопровождении камерного оркестра, Первый фортепианный концерт, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 2 сюиты для духового оркестра, сборник романсов на стихи А.Фета, а также хоры, песни и многое другое. Композитор постоянно бывает на творческих встречах в разных городах России: Кирове, Томске, Воткинске, Соликамске, Кусе и Миассе, Клину.

Неподражаемый Игорь Алексеевич, в упорнейшей борьбе уступив годам толику моложавости и физической силы, по части духовного здоровья остается для них неприступной крепостью. - Беру пример с Гайдна, - объясняет композитор, – Гайдн отличался оптимизмом. И в моих произведениях вы не найдете печали. Разве что в цикле осенних песен – тихую грусть… Друзья и коллеги ни разу не видели его не то что в состоянии уныния, а даже просто расстроенным или раздраженным. Он всегда удивляет умением вкусно и подробно проживать каждый день, независимо от прогнозов синоптиков. Складывается ощущение, будто у него внутри, среди прочих органов, обосновалась каким-то чудом солнечная батарейка, непрерывно вырабатывающая энергию, которая не расходуется по пустякам, на мелкие житейские нужды, а целиком вливается в творчество. Все получаемые киловатты света, приятие жизни, весь неисчерпаемый запас юмора, позитивного отношения к действительности – прямиком направляются в музыку, картины, стихи. Но музыка, конечно, прежде всего. Преподаватели курганских школ композитора Парфенова оценили давно и начали активно вводить в репертуар юных исполнителей сочинения земляка. Но по-настоящему востребованными они стали позже, когда нотные сборники Игоря Алексеевича (не без помощи людей) пересекли границу области и получили распространение в соседних регионах, столице. Слава к отечественным пророкам традиционно приходит «из-за рубежа». Так и в нашем случае – Сургут, Тюмень, Северск, Новосибирск, Москва с удовольствием открывали для себя нового автора, создателя красочных, внятных, созвучных детскому воображению образов. Обратите внимание: чем дальше, тем дефицитнее становятся эта мелодическая щедрость, эти светлые, «натуральные», обнадеживающие гармонии – в мире, переполненном противоречиями и канцерогеносодержащими продуктами. Между тем, курганский композитор, отдавая дань крупным «взрослым» музыкальным формам - симфониям, фортепианным концертам, сюитам, – хранит верность пытливой и непосредственной ребятне. Минувшее каргапольское лето Парфенова (в Каргаполье находится семейная дача, где отлично работается) ничем не уступало небезызвестной болдинской осени Александра Сергеевича. Есть у композитора и конкретные путеводные звезды, он не скрывает: Петр Ильич Чайковский в творчестве и жена (муза!) – по жизни. Тысячи писем с разных уголков страны – это, конечно, замечательный стимул.

Музыка И.Парфенова настолько программна и понятна, что и дети со слабыми способностями  хотят играть его произведения, потому что они им доступны и нравятся.

 

 

Литература
1. Парфенов И.А. Детский альбом для фортепиано. – Курган, 1988 г.
2. Парфенов И.А Альбом фортепианной музыки для учащихся 3-4 классов
ДМШ. Издательство. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 г;
3. Парфенов И.А Альбом фортепианной музыки для учащихся 4-5 классов
ДМШ. Издательство. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 г;
4. Парфенов И.А Альбом фортепианной музыки для учащихся 5-7 классов
ДМШ. Издательство. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 г;
5. Музыкальная коллекция «Сборник пьес для фортепиано» 
Для учащихся 4-5 классов ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008: 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн