Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Культура русского зарубежья

Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлова Юлия Ивановна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ "2 с УИОП" г.Валуйки Белгородской обл., учитель истории и обществознания

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
  • охарактеризовать   причины,   уяснить   смысл   эмиграции,   её   влияние   на

развитие русской и зарубежной культуры;

  • проанализировать события, процессы и факты культурной жизни страны в

20-е - 30-е гг.;

  • сформировать    умение    логически,    последовательно    излагать    учебный

материал;

  • развивать речь, интеллект учащихся;
  • прививать интерес к изучению нераскрытых страниц истории Отечества;
  • воспитывать   у   учащихся   любовь   к   Родине,   нравственную   культуру,

эстетический вкус

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 
  • подборка произведений Цветаевой М., Бальмонта К., Бунина И.; 
Используемое оборудование: 
  • запись «Полонез» М. Огинского, музыка Рахманинова;
  • компьютер, проэктор;
  • портреты Шаляпина Ф.И., Бунина И., Бердяева Н., Цветаевой М.; 
  • репродукции картин Коровина К., Рериха.
Используемые ЦОР: 
  • презентация«Поэты Русского Зарубежья»
  • запись «Полонез» М. Огинского, музыка Рахманинова
Краткое описание: 
<p> Предполагается проведение урока в форме <strong>урока - бенефиса.</strong></p>

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА ИСТОРИИ

 

«КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

 

                                   АВТОР: ПАВЛОВА Ю.И..

                        ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

                                                 ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Урок может быть проведен с учащимися IIкурса ПУ или учащимися 11 го класса средней школы (возраст 15 - 17 лет).

 

Предполагается проведение урока в форме урока - бенефиса.

 

Условия для проведения:

·        кабинет, оснащенный аудио- и видеоаппаратурой;

·        книги с произведениями писателей и поэтов Русского Зарубежья;

·        наличие репродукций картин Коровина, Рериха;

·        грамзаписи произведений С.Рахманинова, М.Огинского.

·         

Методические советы на подготовительный период:

·        учащиеся заранее готовят сообщения о деятелях культуры Русского Зару­бежья, эти сообщения редактируются преподавателем. Отбираются произве­дения, которые будут звучать на уроке;

·        в кабинете оформляется выставка произведений поэтов;

·        на доске записывается тема урока или готовится надпись на листе ватма­на;

·        готовится презентация «Поэты Русского Зарубежья».

 

Цели урока:

 

  • охарактеризовать   причины,   уяснить   смысл   эмиграции,   её   влияние   на

развитие русской и зарубежной культуры;

  • проанализировать события, процессы и факты культурной жизни страны в

20-е - 30-е гг.;

  • сформировать    умение    логически,    последовательно    излагать    учебный

материал;

  • развивать речь, интеллект учащихся;
  • прививать интерес к изучению нераскрытых страниц истории Отечества;
  • воспитывать   у   учащихся   любовь   к   Родине,   нравственную   культуру,

эстетический вкус.

 

 

Оборудование:

  • запись «Полонез» М. Огинского, музыка Рахманинова;
  • компьютер, проектор;
  • портреты Шаляпина Ф.И., Бунина И., Бердяева Н., Цветаевой М.;
  • подборка произведений Цветаевой М., Бальмонта К., Бунина И.;
  • репродукции картин Коровина К., Рериха.

 

 

Тип урока - урок-бенефис.

 

 

Структура урока:

 

 I.         Оргмомент.

П.       Мотивационная беседа.

III.      Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учеб­ных умений учащихся. Текущий контроль.

IV.       Закрепление изученного материала. Обобщающий контроль.

V.        Подведение итогов урока. Мотивация оценок. Рефлексия.

VI.      Домашнее задание.

 

План изучения темы:

 

 

1.   Большевики и интеллигенция.

2.   Белая эмиграция.

3.   Русская культура за рубежом.

 

Ход урока:

 

I.          Оргмомент.

 

II.        Мотивационная беседа:

1.   Назовите основные события первых трех десятилетий XX века.

2.   В чем заключается основное содержание дооктябрьского периода нашей исто­рии?

3.   Как изменилась жизнь в стране после событий октября 1917г.?

4.   Охарактеризуйте основные направления политической и культурной жизни страны в 20-е - 30-е гг.

 

III.             Изучение нового материала:

 

Логическое задание: Определите, в чем состоит драматизм судеб людей, покинувших Ро­дину.

 

1.   Большевики и интеллигенция.

Объяснение учителя.

В начальный период своего прихода к власти большевики мирились с существовани­ем различных направлений в культурной и научной жизни. С теми учеными, культурными деятелями, которые тем или иным образом способствовали укреплению обороны и экономи­ки страны или имели мировое признание, новая власть стремилась к тесному сотрудничест­ву. Этим людям предоставляли сносные условия жизни и работы. Ученые же считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это и не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков.

Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кро­вью платили они за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!». Была одна мелочь - не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?

«Старая культура должна быть уничтожена», «Создадим новую чисто проле­тарскую культуру» - это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что можно дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?».

 

! ! ! - Как вы думаете, что выбрал бы пролетариат из двух ниже представленных про­изведений?

Ф.Шкулев

Мы - кузнецы, и дух наш молод,

Куем мы счастия ключи!

Вздымайся выше, тяжелый молот,

В стальную грудь сильней стучи!

Мы светлый путь куем народу –

Мы счастье родине куем...

В горне желанную свободу

Горячим закалим огнем.

Ведь после каждого удара

Редеет тьма, слабеет гнет,

И по полям родным и ярам

Народ измученный идет.

 

 

О. Мандельштам

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь,

Вся комната напоена

Истомой - сладкое лекарство

Так много поглотило сна.

Немного красного вина,

Немного солнечного мая, -

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.

 

-Но стоит ли вообще так ставить вопрос? Подумайте!

 

 2.   Белая эмиграция

(Звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной»)

- Кто знает название этого произведения? На сегодняшнем уроке речь пойдет о людях, вынужденных по каким-то причинам оставить Родину -русских эмигрантах.

Разные мотивы побуждали их к этому: политические, экономические, религиозные и т.д. Се­годня, переосмысливая прошлое, мы по-новому оцениваем факты, события, поступки людей. Русское зарубежье - это наша общая драма и трагедия, не до конца осознанная и раскрытая. Это - часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.

Немало людей в разные эпохи бежало из России -- князь Курбский и писатель А.Герцен, раскольники, враги царизма. Однако, переломным рубежом, изменившим смысл прежнего понятия «эмиграция», был октябрь 1917 года.

Белая эмиграция - это люди, не принявшие советскую власть и покинувшие Россию после октября 1917 г. К началу 20-х годов XX века в России насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией. Подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно, в каждом случае причины для отъезда могли быть различными.

 

Сообщения учащихся:

1.   У Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски, а их деятельность посто­янно наталкиваясь на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей.

2.   У композитора Глазунова не было даже нотной бумаги...

3.   Трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Н.Гумилева. Летом 1921 г. его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрре­волюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.

4.   Летом 1922 г. без суда в административном порядке из страны были высланы десятки ученых из среды профессоров, литераторов. По решению коллегии ГПУ они пожиз­ненно были высланы из страны на двух пароходах. Теперь об этой высылке говорят кратко: «философский пароход».

 

Помещики, капиталисты, писатели, деятели культуры, чиновники, офицеры, солдаты и казаки разбитых белых армий - их выгнала гражданская война. Разными были эти люди: и ностальгически переживающие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционное лихоле­тье, но мало кому известно, что среди русских эмигрантов существовали фашистские партии.

 

Сообщения учащихся:

1.  Одна из них возникла в США, в штате Коннектикут. ЕЕ организовал и был ее вождем А.Вонсяцкий. Он был женат на миллионерше.

Другая фашистская партия существовала в Манчжурии (с 1932 г. ее возглавил Родзаевский, новоявленный фюрер из молодого поколения эмиграции, он бежал из СССР в 1925 г. и вел активную антисоветскую деятельность). Своею целью русская фашистская партия видела в совершении национальных революций в России. На счету РФП были террор, убийства, похищения людей. РФП была связана с японской мафией, расцвела торговля наркотиками, возникли игорные притоны, под видом обыска велись грабежи. Опасность русских фашистов поняли позже.

2.   В начале 20-х годов в Праге, Белграде, Париже, пользуясь государственной финансо­вой поддержкой, возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор возглавил князь Г. Львов - бывший премьер-министр Временного прави­тельства. С помощью Земгора создавались русские школы по типу старых гимназий. Русская гимназия в Париже была создана осенью 1920 г. и просуществовала 40 лет.

Русская эмиграция организовывала различные научные общества: инженеров, химиков и т. д. Большой вклад в науку внес Сикорский Игорь Иванович.

(краткая биографическая справка)

3.   В 1929-1931гг. во многих странах разразился мировой экономический кризис. Он на­нес ощутимые удары и по русской эмиграции. Многие из эмигрантов оказались без работы. Не все выдержали испытание судьбы. Моральное опустошение, отчаяние приводили часто к трагедиям. Но были и другие судьбы: 25-летний эмигрант (занимался платными танцами), женится на 60-летней принцессе. Три грузина - братья Мдивани - прославились своими бра­ками с голливудскими кинозвездами. Массовое явление в Париже - русские таксисты - быв­шие казаки, офицеры и даже генералы (в 30-е гг. - их 3 тысячи). Многие эмигранты, отпра­вились в поисках счастья в 30-е годы в Южную Америку, пополнили армию нищих, голод­ных и беззаботных. Очень трудно приходилось интеллигенции: многие погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых плантациях.

 

3.   Русская культура за рубежом

Объяснение учителя

Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская культура за рубежом. Сре­ди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России: певец Ф. И. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева, К. Бальмонт, балерина А. Павлова, ху­дожник К. Коровин.

На экране показываются их портреты

 

Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделя­ется необычная история жизни знаменитого художника Н. Рериха.

Портрет, репродукции его картин

Если вы хорошо всмотритесь в репродукции его картин, то вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.

 

Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его глубокого талан­та является Ф. И. Шаляпин.

Портрет, рассказ о певце (грамзаписи)

 

Звучит музыка С. Рахманинова, портрет композитора. Рассказ о нем.

 

- Трагичной была судьба И. Бунина, жившего воспоминаниями о той России, которая была ему близка и понятна.

Портрет, рассказ о поэте, стихотворение «Родина»

 

 Живя большую часть своей жизни за границей, многие поэты так и не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была неотступна, перед глазами. Об этом говорят их сти­хи, письма, воспоминания. В литературном мире было широко известно имя Константина Бальмонта.

Портрет, краткий рассказ о поэте, стихотворение «В глухие дни»

 

 Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева. С ее творчеством вы будете знакомиться на уроках литературы, а сегодня вы узнаете только одну из страниц ее драматической биографии

Портрет поэтессы. Рассказ о поэтессе, стихотворение об одиночестве, стихотворение

«Тоска по родине».

Стихотворение «Мне нравится» - даже в этом лирическом стихотворении мы чувствуем одиночество и неповторимость натуры поэтессы.

 

Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья. В свое время А. Толстой сравнил Россию с истрепанным бурями русским кораблем. Это сравнение можно отнести и к сегодняшней России.

По данным общества «Родина» в 1999 году численность наш соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек. Только в США проживает около 10 млн. русских.

 

IV.   Закрепление изученного материала. Обобщающий контроль:

Выполнение логического задания

 

V.     Подведение итогов урока. Мотивация оценок. Рефлексия.

 

VI.   Домашнее задание: подобрать материал об эмигрантах.

 

Литература:

 

1.  Беренштейн Е.П. «.. .Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Констан­тина     Бальмонта. «Литература в школе» №3. 1994

2.  Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. Учебная книга для стар­ших классов. С.-П., 1998

3.  Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. «Литература в школе» №4. 1990

4.   Павловский А. Марина Цветаева. «Литература в школе» №3 1991

5.  Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой...» «Литература в школе» '   №3 1991

 

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

 

«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два по­эта начала века: Анна Бунина и Василий Жуковский... - писал Бунин в предисловии к фран­цузскому изданию рассказа «Господин из Сан-Франциско». - Все предки мои были связаны с народом и с землей. Были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари создавали за­слоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался бога­тейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».

Осенью 1881 г. Бунин поступает в первый класс гимназии в Ельце. Но уже в декабре 1885 г. он бросил гимназию и стал заниматься дома самостоятельно. Большую помощь в это оказывал его старший брат - Юлий, революционер-народник. Брат отмечал, что Иван не воспринимал «абстрактные языки», но зато в изучении истории, языков и особенно литера­туры делал огромные успехи. Первые стихи не решался печатать. В 1887 г. в журнале «Роди­на» вышло бунинское стихотворение «На смерть С.Я.Надсона». Уже в пору отрочества Бу­нин мечтал быть не кем-нибудь, а «вторым Пушкиным или Лермонтовым». В 1890-х - начале 1900 -х гг. выходят первые прозаические произведения «Мелитон», «Сосны», «Антоновские яблоки». Бунин размышляет о судьбе поместного дворянства. Его симпатии обращены в пат­риархальное прошлое. В произведениях Бунина нарастает тема конца сложившегося миро­порядка. В пору революции он вступил охранителем стародавних устоев. Решительно не принял Временное правительство, а потом и большевистское руководство. Свое короткое пребывание в Москве назвал «Окаянными днями». Покинув Россию (из России), в феврале 1920 г. Бунин через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где и обосновался. В эмиграции, как и прежде, Бунин сдвигает жизнь и смерть, радость и ужас, надежду и от­чаяние. Но нигде ранее не выступало с такой обостренностью в его произведениях ощуще­ние бренности и обреченности всего сущего - женской красоты, счастья, славы, могущества. Бунин не мог оторваться от мысли о России. Как бы далеко он ни жил, Россия была неот­торжима от него. Но это была отодвинутая Россия. Все в ней стало под вопрос и испытание.

 

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» родному дому!

 

У зверя есть нора. У птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

 

В ночь на 8 ноября 1953 г. Бунин скончался в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха. Он так и не решился вернуться на Родину.

 

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

 

 

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 -1942)

 

Отец будущего поэта был скромным земским деятелем. Мать, оказавшая на сына большое влияние, обладала широкими интеллектуальными интересами. Счастливое детство Бальмонт провел в родной усадьбе Шуйского уезда Владимирской губернии. С 1876 по 1884 г. учился в гимназии г. Шуя. Но был исключен: юноше были свойственны народнические увлечения. Окончил Владимирскую гимназию (1886). В том же году поступил на юридиче­ский факультет Московского университета. Однако снова был исключен за участие в студен­ческих волнениях. Дважды пытался продолжить образование (в университете и Демидов­ском лицее Ярославля) и сам прерывал обучение. Жил напряженной внутренней жизнью, за­читывался немецкой, скандинавской литературой, занимался переводами (П.Б.Шелли, Э. По). В период 1905-1920 гг. Бальмонт создал цикл стихотворений «Песня рабочего молота», но Октябрьскую революцию и социализм не принял. В 1920 г. Бальмонт выехал, с разреше­ния советских властей, на лечение во Францию и остался в эмиграции (умер в приюте «Рус­ский дом» недалеко от Парижа). Тягостно переживал Бальмонт свое изгнанничество. Он пи­сал:: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь».

 

Лебедь

Заводь спит. Молчит вода зеркальная,

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.

 

Это плачет лебедь умирающий,

Он с своим прошедшим говорит.

А на небе вечер догорающий

И горит и не горит.

 

Отчего так грустны эти жалобы?

Отчего так бьется эта грудь?

В этот миг душа его желала бы

Невозвратное вернуть.

Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,

Все, на что надеялась любовь,

Проскользнуло быстрым сновидением,

Никогда не вспыхнет вновь.

 

Все, на чем печать непоправимого

Белый лебедь в этой песне слил,

Точно он у озера родимого

О прощении молил.

 

И когда блеснули звезды дальние

И когда туман вставал в глуши,

Лебедь пел все тише, все печальнее,

И шептались камыши.

 

Не живой он пел, а умирающий,

Оттого он пел в предсмертный час,

Что пред смертью, вечной, примиряющей,

Видел правду - в первый раз.

 

Марина Цветаева (1892-1941)

 

 

Русская поэтесса. Родилась в московской профессорской семье: отец - И.В. Цветаев, мать - М.А. Мейн (умерла в 1906 г.), пианистка. Дед сводных сестры и брата - историк Д.И.Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пан­сионатах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 г. слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символи­стов. Она знакомится с В.Брюсовым, поэтом Эллисом. Большое влияние на ее поэтичесий и художественный мир оказал М.Волошин.

В 1918-1922 гг. вместе с малолетними детьми она находится в Москве, тогда как ее муж С..Я. Эфрон сражается в белой армии. С 1922 г. начинается эмигрантское существова­ние Цветаевой: Берлин, Прага, Париж...Постоянная нехватка денег, бытовая неустроенность, непростые отношения с русской эмиграцией, возрастающая враждебность критики. Марина тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет», - писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить - в Россию!» По словам Цве­таевой, ее муж С.Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию.

Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на Родине тот порядок, ко­торый там возобладал. В 1937 г. Сергей Эфрон. Ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на Роди­ну и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С.Эфрон расстрелян в 1941 г., Ариадна после 15 лет репрессий была реабилитирована в 1955 г.) Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы. Ее стихи не печатались. Ока­завшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей, покончила жизнь самоубийством (1942г., Елабуга). «В бедламе нелюдей отказы­ваюсь жить...».

 

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где - совершенно одинокой

 

Быть. По каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

 

Мне все равно, как среди

Лиц – ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно –

 

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.

 

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

 

Мне безразлично - на каком

Непонимаемой быть встречным!

 

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

 

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все равны, мне все - равно,

И, может быть, всего равнее –

 

Годнее бывшее - всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.

 

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

 

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина...


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн