Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в образовании"

Ответов - 19
Кирилл Владимирович Сапегин
Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 691
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 10 часов 18 мин. назад.

Уважаемые коллеги!

В качестве рефлексивного отношения к курсу, посвященного реализации метапредметного подхода в образовании в условиях введения ФГОС ООО, давайте поразмышляем над следующими вопросами в этом форуме:

·         Изменилось ли Ваша позиция в ходе курса (восприятие метапредметов, идеи индивидуализации образовательного процесса, прорывных детско-взрослых проектов и др.): «да», нет», «отчасти», почему?

·         Что, наш взгляд, может стать предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с другими коллегами?

·         Какие важные вопросы остались за бортом? Какие сомнения требуют комментариев?

·         Что хочется сказать (опубликовать) на тему: «Как я прослушал очередной курс»…

Алевтина Юрьевна Хмельницкая
Фото пользователя Алевтина Юрьевна Хмельницкая
На сайте с: 18/03/2010
Баллы: 4
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 неделя 3 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

 Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в образовании".

Метапредметный подход в образовании был всегда. Для учителя физики, например,  всегда было важным, в первую очередь, развивать логику у школьника, умение работать с графиками, ориентироваться в море информации, решать физические задачи, делать вычисления, уметь работать с приборами, знать как измерить величину, в чём её можно измерить и т.д.. Понравился метапредмет "Задача" (видиосюжет). 

Я считаю, что не обязательно выделять для развития какого-либо метапредмета целый урок, метапредмет можно  развивать и во время урока, а методы и методики для развития метопредмета должны быть индивидуальными и зависеть  от личности учителя.

Спасибо, курс интересный, заставил размышлять, где-то соглашаться,  а где-то оставаться при своём мнении.

Алевина Хмельницкая

Alevtina Khmelnitskaya

Кирилл Владимирович Сапегин
Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 691
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 10 часов 18 мин. назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

Интересно в этом свете, насколько предметный материал сопротивляется метапредметным смыслам? Т.е. заставляет увязнуть в содержании темы или задачи ("сюжет забрал", а за ним иронию автора не увидел и т.п.)... Например, в чем ценность "работы с приборами"...? Сложно устроен? Как-то действует? Функционален? Формирует представление о каком-то культурном образце, феномене, идее?...

Комментарий был изменен с момента создания (KSapegin, чт, 21/11/2013 - 23:05).
Ольга Борисовна Модулина
Фото пользователя Ольга Борисовна Модулина
На сайте с: 14/04/2009
Баллы: 11
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 дней 20 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

 

Кирилл Владимирович и коллеги, доброго времени суток!

 

О метапредметности впервые задумалась много лет назад, в течение года активно эту проблему обсуждаем на курсе...

Изменилась ли моя позиция? Конечно, ДА! А может я сделала лишь маленький шажок в осмыслении этого вопроса?

Для меня метапредметность означает универсальность, интегральность и инструментальность человеческого знания. Но знание базируется на информации.

Более того, соглашусь с мнением А.И. Берга, что самая общая характеристика сути деятельности людей заключается в сборе и переработке информации. Как учитель информатики подчеркну, что человек - житель информационного общества, а научно-технический прогресс предоставляет человечеству новые возможности. Но ни одна информационная революция не снимает актуальности задачи научить ребёнка "мыслительной переработке" информации!

Анализируя подходы Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, А.Г. Асмолова, а также базируясь на дискуссии во время занятий и собственные теоретические размышления, хочу предложить следующую идею.В основу метапредметного подхода необходимо положить метапредмет 1 уровня - "информация", который должен стать сквозной линией.  Метапредметы 2 уровня создаются с целью освоения разнообразных способов и инструментов работы с информацией (примеры метапредметов мы увидели на курсе, да и сами неплохо "педагогически пофантазировали"). А при изучении традиционных школьных предметов и при соорганизации образовательных событий необходимо создавать такие условия, в которых учащиеся выстраивают собственное понимание и обогащают собственный опыт на конкретном предметном содержании.

Может об этом и стоит помыслить, поговорить?

Рассматривая метапредметный подход как "философскую идею", приходишь к выводу, что задача учителя-практика заключается в том, чтобы на предметном содержании базовых или специфических школьных предметов продемонстрировать законы развития человеческой мысли и этапы развития знания. Если о метапредметном подходе говорить на инструментальном уровне, то необходимо создавать условия для деятельностного освоения учениками разнообразных способов и инструментов "сбора и переработки" информации. Важно, чтобы школьники учились создавать собственный информационный продукт (во внутреннем плане и внешнем).

Возможно это позволит перейти от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности... 

 

Что за бортом? ОКЕАН... океан мыслей и проблем, считаю, что необходимо время для осмысления ворпросов, которые рассматривали на занятиях, ну и поиска вектора приложения сил для практических шагов.

 

Мы - Модулина О.Б. и Карастелина С.В. - три года работаем по проблеме развития метапредметных умений школьников в ИКТ-насыщенной среде, есть желание поделиться некоторыми заметками на полях...

 

В завершении: "Я не прослушала очередной курс!". Я пыталась размышлять!

Спасибо всем, кто мне помогал!

 

Ольга Модулина

Светлана Олеговна Шувалова
На сайте с: 08/11/2009
Баллы: 2
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 дней 19 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

В свое время, в должности учителя, мне довелось вести в старшей школе курс формальной логики.  Тогда для меня было своего рода открытием, что практически в каждой учебной дисциплине мы пользуемся законами логики, только на своем предметном содержании. Я убеждена именно этот курс заметно расширил мои представления о теории знаний вообще, о  подходах к исследованию и обоснованию выводов и т.п.  На мой взгляд, в этом и должна заключаться метапредметность. Пройденные курсы подтвердили и укрепили эту позицию. Поиск того содержательного материала, на котором можно сформировать у детей универсальные способы действий, и организация его подачи для освоения детьми – вот та нелёгкая задача, которая ложится на плечи педагога (коллектива), которая поставлена новыми стандартами.  Да, школа Громыко предложила некоторые готовые решения. Но для рядового учителя они достаточно сложны и трудоемки. Такие практики затрагивают перестройку деятельности всего образовательного учреждения и будут успешны, если есть группа энтузиастов, способная уйти от классно-урочной системы, обучения детей, которые сидят «стройными рядами», которые работаю на ЕГЭ не по принципу натаскивания, а по принципу осмысленного действия.  Считаю, что подобная программа дает в руки конкретному педагогу-практику изменить свой конкретный подход к организации учебного процесса, изменить свою позицию и несколько шире взглянуть на свой предмет, по-другому включить детей в процесс его изучения.

Очень интересны и важны все темы программы.

 

Думаю, что в рамках курсовой подготовки педагогов было бы целесообразно выбрать одну из тем, изучение которой можно было организовать через идеи метапредметности, создать такие условия, чтобы тема была предложена к изучению в нескольких маршрутах. Педагог должен сам побыть в роли ученика достигающего не только предметный, но и метапредметный результат. Чтобы научиться плавать – надо плавать!

 

Пока есть большое сомнение, что педагог сможет справиться с задачей достижения метапредметных результатов у детей самостоятельно. Необходима большая помощь со стороны специалистов, создание новой дидактики, накопление программ метапредметных курсов. Успешность будет достигнута такими коллективами, где смогут сломать межпредметные границы и найдут объединяющее начало, выделят те способы деятельности, которые независимо от содержания работают на успех. Вот тогда и успех стандарта будет достигнут. При этом, безусловно, и форма урока качественно изменится.

 

 

Кирилл Владимирович Сапегин
Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 691
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 10 часов 18 мин. назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

На счет плавать не в одиночку - идея очень верная. Неслучайно коллеги из НИИ Громыко всегда пытаются работать командно, организовывать "антропологические консилиумы". В нашем случае перспективно разрабатывать, пробовать проводить, обсуждать, корректировать тремя и более специалистами междисциплинарные программы междисциплинарных занятий (образовательные события, метапредметные недели, модули программ для каникулярных погружений и т.п.)

Светлана Геннадьевна Скоробогатова
Фото пользователя Светлана Геннадьевна Скоробогатова
На сайте с: 04/02/2013
Баллы: 2
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 дней 19 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

Моя позиция, после посещения курса, изменилась и стала несколько другой, причем где то на подсознательном уровне. Я обеими руками «за» введение метапредметов и более чем уверена, что это даст определенные результаты. Обособленность разных  учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века и с этого времени мало что изменилось. Учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого. Введение метапредметного подхода  – это попытка осторожно, постепенно  развернуть образование навстречу новым потребностям, решить проблему разобщенности оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Предметом дальнейшей проработки с коллегами я вижу проектирование  метапредметных курсов (было придумано и предложено много вариантов) и их апробацию на практике.

Важный вопрос: как это сделать? Кто поможет разобраться, на правильном ли пути движется команда разработчиков?

В заключении хочу сказать, что проблема кроется в непонимании педагогами сущности и принципов метапредметного подхода, значит нужно способствовать развитию этого понимания, причем в глобальном масштабе, ведь « кадры решают все».

Наталия Эдуардовна Милаш
На сайте с: 06/02/2013
Баллы: 3
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 дней 19 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

Для меня понятие метапредметы было очень "туманное". Чем больше читаешь, тем больше запутываешься, столько противоречивых мнений. В ходе курса мое мнение изменилось, особенно после посещения семинара в Тутаеве. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я понимаю, что нужно делать дальше, внедряя метапредметный подход в школе. Если провести аналогии с тем, что ты делал раньше,  оказывается, что все новое - это хорошо забытое старое, или, по крайней мере, частично новое.

Проектной деятельностью я занимаюсь давно со старшеклассниками. Очень интересный получился интегрированный проект "Яблоко через призму предметов" (химия, биология, математика, литература, английйский). В гимназии ежегодно проводятся "Праздник мысли" и "Малые дельфийские игры", на которых выступают ученики всех возрастов со своими исследовательскими работами. Но привлекались дети по желанию и не было охвата всех учеников. Организация проектной деятельности для каждого пятиклассника - новый для нас опыт.

Спецификой работы в гуманитарной гимназии является связь с литературой и искусством.  Я  использую фрагменты научно-популярной и художественной литературы на любо этапе урока.  Литературные сюжеты становятся либо источником химического  знания, либо  основой заданий, увлекательным вводом в тему.  Что это как не использование метапредметного подхода на уроках.

В рамках преемственности обучения, учителя средней школы ( и я  в том числе)  осваивают технологии образовательной системы "Школа 2100".  Програмы по предметам разработаны  с учетом новых требований, т.е.  направлены на формирование всех групп образовательных результатов.

Не совсем понятным остался вопрос - как измерить "приращения" в развитии ребенка?

Н.Э.Милаш, заместитель директора гимназии № 18 г. Рыбинска

Елена Владимировна Ошанина
Фото пользователя Елена Владимировна Ошанина
На сайте с: 15/04/2012
Баллы: 1
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 дней 7 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

На курсах в основном были представлены и рассмотрены идеи реализации метапредметного подхода в образовании. Генри Форд  сказал: «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея, в конце концов, только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически». Поэтому считаю, что предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с коллегами должно стать освоение метапредметных технологий и их применение в образовательном процессе с последующей рефлексией и анализом полученных результатов.

А в целом курс действительно полезный. Метапредметный подход — это пока не совсем привычное понятие в работе учителя… Поэтому самое трудное при реализации новых образовательных стандартов — это изменение  мировоззрения педагога, его подходов  к проектированию урока, к организации внеурочной деятельности в условиях метапредметного подхода. Для этого необходима серьезная подготовка учителей, т.е. для методиста УМО впереди целый фронт работы.

Е.В. Ошанина

Оксана Александровна Потапова
Фото пользователя Оксана Александровна Потапова
На сайте с: 26/01/2010
Баллы: 6
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 дней 3 часов назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

 

По мере того, как происходило обучение на обсуждаемом курсе, мое восприятие метапредметного подхода изменялось, корректировалось, приобретало некоторую форму. Поэтому я могу для себя сделать следующие выводы. Во-первых, очевидно, что метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. Во-вторых, я уяснила для себя, что значит интеграция с позиции метапредметного подхода. Учебные программы по предметам, программы дополнительного образования, программы внеурочной деятельности… А теперь ещё и метапредметы? А как же перегруженность детей? Вот здесь и возникает вопрос, связанный с интеграцией. Но при метапредметном подходе – эта интеграция не та, что предполагает изучение одной и той же темы или факта путём кооперирования разных предметов (например, музыки и изобразительного искусства). Это интеграция, при которой осваиваются некоторые универсальные принципы и некоторые общие, универсальные стратегии познания.

Но с другой стороны, важно не забить головы учеников набором ненужных сведений и предметов, а найти то главное содержание, которое бы было связано и с действием, и с реальной работой мышления, и с коммуникацией. А вот как осуществлять вытекающий отсюда так называемый системомыследеятельностный подход - может стать предметом дальнейшей проработки в рамках самообразования или совместно с другими коллегами.

О.А. Потапова

Елена Геннадьевна Крылова
На сайте с: 06/11/2009
Баллы: 3
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 часов 15 мин. назад.
На: Рефлексивное отношение к курсу "Метапредметный подход в обра

Вовлечение школьников в проектную  и исследовательскую деятельность, по моему – это яркий пример метапредметного подхода к обучению, так как здесь реализуются все этапы метапредметного подхода:  актуализация, Целеполагание,  проблематизация, осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.  Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для семьи, для школы или просто для себя,  для одноклассника, для друга. Метапредметный подход позволит школьнику осознанно подходить к образовательному процессу.

В наших школах учатся самые разные дети, кто-то лучше, кто-то слабее, но это на наш взгляд. Ведь мы знаем, что природа сотворила каждого ребенка индивидом,  каждый одарен по своему. И мне кажется, что использование метапредмета в школе, как раз развивает его индивидуальность, его неповторимость, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы  видим свою главную задачу.

Спасибо за интересный курс, нестандартность преподавания, за то, что Вы заставили остановиться и задуматься над довольно сложной и интересной темой.

С уважением!

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн