Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дорошенко Э.М. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Автор: 
Дорошенко Элеонора Михайловна
Место работы: 
преподаватель фортепианного отделения МБОУ гимназии №10, г. Челябинск

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

 

“Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней, -
обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и
подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла
выполнить свою воспитательную и познавательную роль…
Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой
не заинтересовался, не увлёкся, не полюбил её, обречён на неуспех.”
Д.Б. Кабалевский.

На протяжении 38 лет педагогической деятельности в школе искусств №10 (в дальнейшем - гимназии №10) мне как преподавателю специального фортепиано довелось работать с детьми, имеющими разные способности и отношение к предмету. Не все дети – «звездочки», однако все дети тянутся к красоте, хотят быть творческими, увлеченными. В каждом ребенке, независимо от его успеваемости по школьным предметам, заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть любимыми и оцененными окружающими.

Исходя из этого, все эти годы я старалась раскрыть в каждом ребенке его индивидуальность, подчеркнуть его лучшие качества, привить уважение к самому себе и любовь к музыке.

ЦЕЛЬ педагогической работы: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям жизни.

ЗАДАЧИ:
1. Формирование физически здоровой личности:
- недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
2. Развитие творческих способностей учащихся:
- создание творческой атмосферы на уроке;
- привлечение учащихся к музыкально-культурной жизни города;
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
- продуманное составление индивидуального учебного плана и учебных программ каждого ученика;
На протяжении большого количества лет работы с детьми выработались следующие заповеди:
- Не навреди.
- Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
- Имей чувство юмора.
- Найди ключ к каждому.
- Не используй отметку как средство наказания.
- Не говори: «не способен», говори : «способности не раскрыты».
- Не забывай похвалить.
- Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
- Не навязывай ученику свою точку зрения.
- Не добивайся успеха силой.
- Будь автором своей системы методов.
- Не имей любимчиков.
Помни! Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

Почему некоторые дети считаются трудными для учителей? Мешает недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к школе.

У младших подростков (4-6 классы) происходит стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий. Поэтому часто в коллективе такой ребенок является изгоем, его открыто не любят учителя, он не находит поддержки среди своих сверстников. И тогда на помощь приходят индивидуальные занятия в маленьком кабинете, где ребенок чувствует себя защищенным, находясь один на один с педагогом и музыкой. Здесь задача учителя по специальности - проявить максимальную открытость и заинтересованность потенциальными возможностями ребенка. Любого человека надо хвалить и давать веру в себя, с верой он может творить чудеса.
В старших классах как итог неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы поступки носят нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.

Однако, при встрече с мудрым наставником, который внушает ребенку доверие, он раскрывается с наилучшей стороны. Оказывается, что ему нравится посещать концерты, участвовать в них. Особенно дети любят играть фортепианные ансамбли друг с другом. При этом они чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего партнера.

Старший школьный возраст – это возраст тревог, этим уже многое сказано.

Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно
сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться, приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется.

Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если имеют взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей, собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается “второе рождение”? После сопоставления многих определений можно сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он начинает претендовать на независимость суждений и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать началом подросткового возраста.

Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак. По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивое искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных качеств и навыков общественного поведения.

Из нескольких определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении и воспитании таких подростков:
- трудности в общении, непонимание;
- отторжение, невосприятие требований;
- искажённые нравственные ценности;
- отвержение положительных авторитетов;
- сильное влияние отрицательной микросреды;
- наследственные и семейные проблемы.

И здесь на помощь приходит учитель. Какую же помощь он может оказать?
• психологическую;
• психолого-педагогическую;
• организационную;
• эмоциональную;
• эстетически художественную;

Реабилитационные мероприятия (виды помощи трудным подросткам).

1. Психологическая помощь.
На уроке:
- создать атмосферу доверия;
- возможность отдохнуть, отвлечься;
- помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
- помочь разобраться в себе;
- развивать рефлексию;
- вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие
ребёнка;
- “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;

2. Психолого-педагогическая помощь.
На уроке:
- правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся
должны быть важнее учебных;
- соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и
индивидуальный подход);
- постоянно держать на негласном контроле;
- контроль должен быть поощряющим;
Внеурочное время:
- вовлекать во все внеклассные мероприятия;
- помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
- заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;
- формировать у них навыки здорового образа жизни;

3. Организационная помощь.
На уроке:
- создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
- поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
Внеурочное время:
- предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,
где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна
нацеливать и на успешную деятельность на уроках;

4. Эстетически-художественная помощь.
На уроке и во внеурочное время:
- влияние на эмоциональную сферу;
- создание красоты, привитие чувства прекрасного;

В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

В нашей школе конкретные педагоги занимаются с более сильными детьми, ориентированными на продолжение музыкального специального образования, они готовят их к конкурсам (от районных до международных), занимаются с ними дополнительно и несут большую ответственность за профессиональное будущее этих детей.

Другие педагоги специализируются на обучении детей, которые считаются трудными, слабыми, неперспективными в области специального музыкального образования. Такие педагоги должны обладать особым чувством такта и повышенного внимания к детям, которые недостаточно организованы, не имеют высокого чувства ответственности. Задача такого педагога - суметь заинтересовать ребенка. Для этого предлагается особый педагогический репертуар, уделяется большее внимание свободному музицированию, игре в ансамбле и аккомпанементу. На каждом уроке такой ребенок получает похвалу даже за самый маленький успех. Он не может быть постоянно для всех «мячиком для битья».

Сложным моментом для таких детей являются экзамены и выступления перед большой аудиторией. Чувство неуверенности, подкрепляемое окружающими, приводит к неврозам и стрессам, последствия которых потом приходится решать у врачей и психологов.

Перед каждым публичным выступлением, стараясь успокоить своих «трудных» учеников, я всегда говорю им, что все равно их люблю, верю в то, что все получится, и прошу их играть для меня. К сожалению, обсуждение после экзаменов и выставление оценок является трудным моментом, т.к. ставит комиссию перед дилеммой: можно ли поставить «4» сильному ученику, сыгравшему неудачно, и слабому, сыгравшему хорошо.

Применение различных форм и методов индивидуализации и
дифференциации на уроках музыки способствует достижению цели приобщения учащихся к музыкальной культуре. Отсюда следует, что нельзя обучать музыке, не пробудив в детях интерес к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественные образы музыкального искусства.

Л.Н. Толстой сказал: “Люди - как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”

Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для трудных подростков.

На уроках музыки учитель может создавать ситуации успеха именно
для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках, воздействуя на чувства, а через них - на поведение трудных подростков. Так как в каждом классе обучаются разные ученики с разными способностями, с разными интересами, с различной профессиональной направленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросы наших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть “прокрустова ложа”. И оно должно быть ориентировано на индивидуальные особенности и познавательные потребности ученика. Поэтому и подход в обучении должен быть индивидуальным и
дифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности: слушание, исполнение музыки (пение), игра на музыкальных инструментах, беседа (анализ музыкального произведения).
Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения,

В результате анализа должны быть получены такие знания, которые можно будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомления детей с данным сочинением.

Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст вопрос, на который ученик сможет ответить:

1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор
состояние человека (природы)?
2. Как прозвучала музыка?

Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос, не требующий размышления, суждения, логического заключения, вариативности ответа, а вопрос, дающий лишь воспроизведение ответа. Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика, подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему в дальнейшей его жизни.

Рассказ великого танцора: “Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы за неуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, он
бы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Там печать, подпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперь посоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и, довольный, пошёл в школу.

Слышит, повторяют на все лады фамилию Калеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас я - академик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени - одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народов мира. Жизнь всему научила…” Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторым стоит во время уйти “танцевать”?
На уроках музыки открывается большая возможность влияния на трудных учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала воздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыки владеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себе культурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные и художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой души. Умелая подача учебного материала позволяет не только дать
учащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение к общечеловеческим ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию, Труду. Эффективным воздействие на подростка будет тогда, когда процесс обучения будет гуманным, построенным на принципе сотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно и искренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенно чувствительны к фальши и насилию в любой форме, они вызывают у подростков очень бурную реакцию сопротивления. Это не значит, что
подростку нельзя делать замечания или наказывать, речь идёт о том, чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны в вежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение с подростком - тот ключик к его сердцу, о котором мечтают многие взрослые и учителя. В этом секрет того, что просьбу одного учителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют.

Общеизвестно, какими сильными факторами воздействия являются музыка и общение, особенно в подростковом возрасте. Музыка и успокаивает и побуждает к действию, она и объединяет и позволяет ощутить свою сопричастность с чем-то важным и прекрасным, что так значимо для подростка. Замечено, что именно по предметам художественно – эстетического блока, физкультуре у трудных учащихся оценки выше, чем по другим предметам, именно здесь большинство из них “находит себя ”, у них формируются устойчивые интересы. На уроках музыки подростку предоставляется возможность не только показать свои знания, но и проявить свою индивидуальность, оформить свои эмоции в образы, поделиться своими переживаниями, найти поддержку и единомышленников.

Значительным резервом для учителя в процессе оказания помощи трудным подросткам служат психологические знания. Помогая ученику стать человеком, приобщая его к музыкальной культуре, учитель музыки помогает школьнику стать личностью, обрести себя, научиться адаптироваться в сложном современном мире.

Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное
воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.

Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя в том, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломится в закрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: “Как дела?” И подросток успокаивается. Некоторым достаточно упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. В современных педагогических технологиях представлено много разнообразных и эффективных приёмов, помогающих учителю и ученику находить взаимопонимание. Например: авансирование доверием. Учитель как бы не допускает мысли, что именно этот ученик мог поступить так плохо, это его как бы удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как развивается рефлексия.

Весь процесс обучения и воспитания в школе и семье должен быть направлен на формирование механизма самовоспитания личности, так как, окончив школу, человек продолжает восхождение к культуре всю свою жизнь.

Лучшие педагоги всех времён и народов стремились создать такую школу, которая позволила бы ребёнку раскрыться во всём его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.

Вместе с тем массовая школа, сложившаяся в 17-19 веках, заслужила много справедливых нареканий за подавление личности ученика, пренебрежение его индивидуальностью. Даже такой выдающийся педагог, как Ян Амос Коменский, сравнивая школу с типографией, считал, что она призвана тиражировать духовный продукт. А вот какую характеристику массовой школе дал Януш Корчак: “Посредством школы дети втянуты в общую циркуляцию… Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и развитии. Здесь их познают, квалифицируют и продумывают место будущей работы для каждого”. По мнению многих педагогов и психологов, господствующая в школе императивная система обучения, для которой характерны однозначные команды и непреложность их исполнения всеми учениками, развивает в детях пассивность, конформизм, формирует “старательного филистера” (Б.Г. Ананьев).

За внешними характеристиками поведения, за успешностью (или неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные динамические особенности. Нередко они порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности, обобщённости, а также в поведении.

Всё проходяще, только музыка вечна… Эта фраза может быть и вызывает у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если возвести понятие «музыка» на пьедестал общечеловеческих ценностей, то мало кто будет оспаривать утверждение, что там ей и место. Значение музыки в жизни человека столь велико, что абсолютно бесспорно. В ракурсе проблемы трудности подростков, влиянию на них музыки, может быть ещё не достаточно уделяется внимания. Так же, как можно музыкой лечить, музыкой можно попробовать перевоспитывать. Музыка поднимает и наполняет духовностью существование человека. Прекрасные, великолепные музыкальные произведения создаются одарёнными людьми. Как они сами, так и их музыка может стать тем нравственным стержнем, ориентиром в жизни, которого не хватает многим людям. Подростки должны знать, что подобные проблемы переживали в своё время и великие люди, добившиеся впоследствии мирового признания. Те средства, которыми владеет учитель музыки, позволяют не всем детям, но хотя бы тем, кто восприимчив к музыке, создать условия на уроках и вне урока для того, чтобы трудный подросток оценил и выбрал приемлемый для себя нравственный вариант жизни.

Дети учатся создавать и воспринимать художественные образы как выражение пристрастного, неравнодушного отношения к миру, в котором живет человек.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.
Москва, 1992.
2. Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, 1993.
3. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
4. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. Москва, 1990.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.
6. Белкин А.С. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп. Екатеринбург, 1993.
7. Большой толковый социологический словарь.
8. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Москва, 1988.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.
10. Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми.
11. Гусев В.Е. Творческий процесс и художественное восприятие. Ленинград, 1978.
12. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Москва, 1999.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка.
Москва, 1993.
14. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. Рязань, 1994.
16. Корчак Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. Москва, 1990.
17. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. Москва, 1972.
18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.
Москва, 1976.
19. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.
20. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. Журнал “Вопросы психологии” №3, 1988.
21. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
22. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Москва, 1986.
23. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Москва, 1998.
24. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Москва, 1996.
25. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
26. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. Москва, 1985.
27. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. Москва, 1991.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн