Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Распространённые и нераспространённые обращения. Знаки препинания при обращении.

Фото пользователя Анна Владимировна Сухилина
Submitted by Анна Владимировна Сухилина on Wed, 23/10/2013 - 17:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сухилина Анна Владимировна
Место работы, должность: 
филиал МБОУ "Новолядинская СОШ" в с.Тулиновка
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Образовательные:

 -расширение  представлений учащихся об обращении, способах его выражения,

- рассмотрение   случаев  постановки знаков препинания при обращении, зависимость постановки запятой и восклицательного знака  от интонации;

Развивающие:

-развитие  мыслительно-речевой  деятельности  учащихся;

- раскрытие  творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

 -формирование  познавательного  интереса, мотивации  к обучению через разнообразие используемых приёмов,

-воспитание  культуры  умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  Л.А.Тростенцова,  Т.А.Ладыженская «Русский  язык. 8 класс»

Используемая методическая литература: 

 

ОМС по теме «Обращение» (информационный и практический модули)

 

Карточки-задания для проверки усвоения изученного материала

Презентация к уроку

Используемое оборудование: 

Компьютер с проектором (если есть возможность, то один компьютер на стол)

 

 

Используемые ЦОР: 

 

ОМС по теме «Обращение» (информационный и практический модули)

 

Краткое описание: 
На уроке учащиеся знакомятся с видами обращений, способами его выражения и пунктуацией при обращении

I.                  Вступительное слово учителя  (слайд 1)

Чаще всего первым  словом, которое произносит ребёнок, является слово МАМА. Это не случайно, ведь малыш зовёт самого близкого  для  него человека. Таким образом, первое слово в нашей жизни – это обращение.

Каждый из нас живёт в обществе, поэтому мы  постоянно используем в своей речи слова-обращения. А  что вы знаете об обращении?

 

Ответы детей.

 

Учитель.  Хорошо. А на сегодняшнем уроке нам предстоит узнать много нового, ведь  его тема «Распространённое и нераспространённое обращение. Знаки препинания при обращении». Слайд 2.               

Перед нами стоят следующие задачи (слайд 3)

II.               Изучение новой темы.

1.     1 вариант - фронтальная работа

Учитель.  Посмотрите на экран.  (слайд 4)

Работаем с информационным ОМС «Обращение» [2]   Гиперссылка на омс

2 вариант (при наличии компьютера на каждом столе  ОМС  заранее загружаются на него ) – самостоятельная  работа в парах с информационным ОМС.

2.     Работа в парах с  теоретическим материалом (приложение 1)

Задание:  Внимательно прочитать теоретический материал, ответить на вопросы (Слайд 5):

- Каковы признаки обращения? (Слова называют  адресата речи,сопровождаются особой звательной интонацией. Обращение, кроме основной функции - привлечь внимание собеседника, может иметь еще оценочную функцию, когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны)

- Чем может быть выражено обращение? (Обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи. Обращение часто выражается местоимением с частицей о.)

 

- Какие обращения называются распространёнными? (Это существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными)

 

3.     Практическая работа.  

Вариант 1. Вставить пропущенные знаки препинания (карточка  приложение 2) [1] . Самопроверка. Слайд 7.

 

Вариант 2. Выполнение заданий практического модуля «Обращение»[2] (в парах). Слайд 6                    Гиперссылка на омс

 

4.     Синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, выполняет и комментирует)

Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный...(Лермонтов)                                                                                                               (Обращение «Кавказ» распространено приложением «суровый царь земли» - эти слова не являются членами предложения)

 

5.     Задание в парах: составить алгоритм нахождения обращения в предложении.  Обсуждение результатов. Слайд 8.

Примерный алгоритм:

а) найти существительное в именительном падеже или слово, выступающее в его роли,

б) определить, называет ли данное слово того, к кому обращаются с речью,

в) произнести предложение и определить, с какой интонацией мы произносим данное слово,

г) если присутствует звательная интонация, то данное слово – обращение.

 

III.             Развитие речи.  

1.     Наблюдение над поэтическим текстом. (Слайд 9. Стихотворение для прослушивания.  Гиперссылка  на  аудиозапись)

 

Учитель.Особую функцию выполняют обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и расширяется. Обращение в художественной речи часто утрачивает собственно звательную функцию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, в нем широко используются обращения к предмету речи, к неодушевленным объектам, явлениям природы. Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения. В художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем ее многообразии.

 

Послушаем аудиозапись элегии  В.А.Жуковского «Море»

Море

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

Вывод о роли обращений в стихотворении. С элегии употреблено распространённое обращение. Автор характеризует море, обращается к нему как к живому существу, подчёркивает его изменчивость.

 

2.     Творческая работа.  

 

Составить 5 предложений  с обращениями так, чтобы в них передавалось ваше отношение к адресату. В качестве адресатов  могут  выступить  родители, друзья, директор школы, любимое домашнее животное, явление природы.   (Слайд 10-заставка)

Возможные варианты предложений:

Милая мамочка, я скоро приеду.

       Я рад  тебя видеть, дорогой мой друг.

Здравствуйте, уважаемый Иван Иванович.

Шарик, разбойник, иди сюда.

Соловушка, спой мне.

 

3.     Практическая работа.  Слайд 11

Упражнение 345 (Составить по два предложения с каждым словом, чтобы в одном предложении указанное слово  было подлежащим, а в другом – обращением). Взаимопроверка в парах. По итогам заслушать 2-3 варианта предложений.

IV.            Самостоятельная работа.   Слайд 12

Упражнение № 348

 Учитель выборочно проверяет и оценивает работы.

 

V.                Обобщение изученного. 

 

Продолжить предложения: (Слайд  13)

Обращение – это…(слова, которые называют того, к кому обращаются с речью).

Распространённые обращения – это…(существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями).

Обращения могут находиться  в…( начале, середине и конце предложения).

На письме обращения выделяются…(запятыми, а может стоять восклицательный знак).

Обращение не является…(членом предложения).

 

VI.            Подведение итогов урока.  Оценивание.

 

VII.         Домашнее задание (слайд 14)

1. § 55-57

2. упр. 347

3. Индивидуальное сообщение «Случаи обращения на Вы и вы»

 

 

Прикрепленный файл Size
конкурсный сценарий обращение.zip 6.7 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн