Распространённые и нераспространённые обращения. Знаки препинания при обращении.
Submitted by Анна Владимировна Сухилина on Wed, 23/10/2013 - 17:25
I. Вступительное слово учителя (слайд 1)
Чаще всего первым словом, которое произносит ребёнок, является слово МАМА. Это не случайно, ведь малыш зовёт самого близкого для него человека. Таким образом, первое слово в нашей жизни – это обращение.
Каждый из нас живёт в обществе, поэтому мы постоянно используем в своей речи слова-обращения. А что вы знаете об обращении?
Ответы детей.
Учитель. Хорошо. А на сегодняшнем уроке нам предстоит узнать много нового, ведь его тема «Распространённое и нераспространённое обращение. Знаки препинания при обращении». Слайд 2.
Перед нами стоят следующие задачи (слайд 3)
II. Изучение новой темы.
1. 1 вариант - фронтальная работа
Учитель. Посмотрите на экран. (слайд 4)
Работаем с информационным ОМС «Обращение» [2] Гиперссылка на омс
2 вариант (при наличии компьютера на каждом столе ОМС заранее загружаются на него ) – самостоятельная работа в парах с информационным ОМС.
2. Работа в парах с теоретическим материалом (приложение 1)
Задание: Внимательно прочитать теоретический материал, ответить на вопросы (Слайд 5):
- Каковы признаки обращения? (Слова называют адресата речи,сопровождаются особой звательной интонацией. Обращение, кроме основной функции - привлечь внимание собеседника, может иметь еще оценочную функцию, когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны)
- Чем может быть выражено обращение? (Обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи. Обращение часто выражается местоимением с частицей о.)
- Какие обращения называются распространёнными? (Это существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными)
3. Практическая работа.
Вариант 1. Вставить пропущенные знаки препинания (карточка приложение 2) [1] . Самопроверка. Слайд 7.
Вариант 2. Выполнение заданий практического модуля «Обращение»[2] (в парах). Слайд 6 Гиперссылка на омс
4. Синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, выполняет и комментирует)
Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный...(Лермонтов) (Обращение «Кавказ» распространено приложением «суровый царь земли» - эти слова не являются членами предложения)
5. Задание в парах: составить алгоритм нахождения обращения в предложении. Обсуждение результатов. Слайд 8.
Примерный алгоритм:
а) найти существительное в именительном падеже или слово, выступающее в его роли,
б) определить, называет ли данное слово того, к кому обращаются с речью,
в) произнести предложение и определить, с какой интонацией мы произносим данное слово,
г) если присутствует звательная интонация, то данное слово – обращение.
III. Развитие речи.
1. Наблюдение над поэтическим текстом. (Слайд 9. Стихотворение для прослушивания. Гиперссылка на аудиозапись)
Учитель.Особую функцию выполняют обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и расширяется. Обращение в художественной речи часто утрачивает собственно звательную функцию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, в нем широко используются обращения к предмету речи, к неодушевленным объектам, явлениям природы. Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения. В художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем ее многообразии.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Вывод о роли обращений в стихотворении. С элегии употреблено распространённое обращение. Автор характеризует море, обращается к нему как к живому существу, подчёркивает его изменчивость.
2. Творческая работа.
Составить 5 предложений с обращениями так, чтобы в них передавалось ваше отношение к адресату. В качестве адресатов могут выступить родители, друзья, директор школы, любимое домашнее животное, явление природы. (Слайд 10-заставка)
Возможные варианты предложений:
Милая мамочка, я скоро приеду.
Я рад тебя видеть, дорогой мой друг.
Здравствуйте, уважаемый Иван Иванович.
Шарик, разбойник, иди сюда.
Соловушка, спой мне.
3. Практическая работа. Слайд 11
Упражнение 345 (Составить по два предложения с каждым словом, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом – обращением). Взаимопроверка в парах. По итогам заслушать 2-3 варианта предложений.
IV. Самостоятельная работа. Слайд 12
Упражнение № 348
Учитель выборочно проверяет и оценивает работы.
V. Обобщение изученного.
Продолжить предложения: (Слайд 13)
Обращение – это…(слова, которые называют того, к кому обращаются с речью).
Распространённые обращения – это…(существительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями).
Обращения могут находиться в…( начале, середине и конце предложения).
На письме обращения выделяются…(запятыми, а может стоять восклицательный знак).
Обращение не является…(членом предложения).
VI. Подведение итогов урока. Оценивание.
VII. Домашнее задание (слайд 14)
1. § 55-57
2. упр. 347
3. Индивидуальное сообщение «Случаи обращения на Вы и вы»