Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Филологический анализ

Submitted by Нина Леонидовна Заварыкина on Tue, 26/05/2009 - 13:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нина Леонидовна Заварыкина
Место работы, должность: 
г.Вязники СОШ№9
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
Филологический анализ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из опыта работы
 учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ №9» г. Вязники
Заварыкиной Нины Леонидовны
 


 
Пояснительнаязаписка
Слово ... первоначально есть символ, идеал и имеет все свойства художественного произведения
А. А. Потебня
«Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной и культурной национальной ценностью. Он является основной формой проявления национального и личностного самосознания и первоэлементом художественной литературы как словесного искусства»
Русский язык, будучи одним из богатейших языков мира, обладая уникальными ресурсами, имеет огромное значение в воспитании и развития учащихся. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
Задача курса русского языка в 10-11х классах сформировать у учащихся представление о русском языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа; воспитать у ребят любовь и уважение к слову, учить их воспринимать язык как единое целое, как живой организм, имеющий свои законы развития, свою историю. Необходимо учить детей умению увидеть особенности языка разных авторов, а также владению всеми видами речевой деятельности и культурой устной речи.
    В 9-классе учащиеся завершили изучение основного курса русского языка, основанного на теории и практике современного русского языка, курс 10-11 классов необходимо максимально привязать к курсу литературы. Основной прием повышения грамотности при этом комплексный анализ текста. Кроме того, учащиеся по заданию учителя и под его контролем самостоятельно работают над повышением уровня грамотности и углубления знаний по орфографии и пунктуации, используя пособия под редакцией Розенталя, Чешко, Власенкова.
          На уроках грамматический материал повторяется, обобщается и
используется преимущественно в речевом аспекте. Проводятся наблюдения
над значением словообразовательных элементов (с учетом текстуального
значения слов) грамматических форм, словосочетаний и синтаксических
конструкций, над смысловой и стилистической ролью порядка слов,
текстообразующей     и     стилистической
        функциями     разных     типов предложений, синонимией синтаксических конструкций, над лексическими, фонетическими и синтаксическими выражениями в речи различных смысловых отношений, литературной нормой и разного рода отступлениями от неё.
Одновременно ведется работа по закреплению и совершенствованию навыков правописания. Основным приемом работы при этом являются орфографический и пунктуационный разборы, позволяющие повторять основные правила русского языка в комплексе.
Работы по осмыслению текста, по развитию речи на основе изучаемых литературно-художественных текстов, а также работы собственно языкового характера (анализ и использование стилистических средств, вхождение в языковую лабораторию писателя, формирование у учащихся собственного индивидуального стиля) нацеливает ребят на повышение грамотности.
В каждом конкретном случае, обращаясь к очередному жанру, учитель сосредотачивает внимание учащихся как на предметно-тематических, композиционных, так и на собственно языковых его особенностях.
Работа с текстом изученных произведений позволяет, таким образом, углубить знания по литературе, а также готовит учащихся к выполнению различных письменных работ, учит их внимательно читать текст, правильно использовать его в собственных работах, развивает речь учащихся.
Отрывки (тексты) выбираются учителем произвольно, так как каждый эпизод, каждый абзац, каждое слово несет в себе идею всего художественного произведения. Это позволяет учителю отбирать тексты с учетом конкретных задач урока и особенностей класса.
В связи с тем, что в школе преподается курс «Стилистика русского языка», углубленное изучение научного, официально-делового, публицистических стилей проходит на этих уроках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I.        Введение. Рольрусскогоязыкавсовременноммире
II.    Технологиянаписаниясочинения
Тема и идея сочинения. Логический анализ формулировки темы. План.
Тезисы. Тема - понятие, тема - вопрос, тема - суждение. Жанры школьного
сочинения: рассуждение, рассуждение-опровержение, эссе, рецензия,
сопоставительный анализ образов героев.
Технология написания изложения.      Изложение относительного характера.
Сжатое   изложение.   Выборочное   изложение.   Изложение   с   творческим
заданием.
III. Работаскритическойлитературой.
Выписки. Конспект. Реферат. Общие требования к оформлению реферата.
IV.Филологическийанализтекста
1). А. Н. Островский, драма «Гроза».
Монолог и диалог в пьесе как средство выражения авторской позиции.
Особенности раскрытия образа героя через языковую характеристику -
схему   звуковой   организации   речи.   Просторечие   и   лексика      высокой
стилистической    окраски. Суффиксы субъективной оценки. Смысловая и
стилистическая   роль   синтаксических   конструкций:   инверсия,   неполные
предложения,    однородные   члены.   Взаимосвязь   пунктуации   и   смысл
высказывания.
Рекомендуемые   отрывки:   Монолог  Катерины,   монолог   Кулигина,
монолог Кабановой.
2). Н. Лесков. Очарованный странник. Тупейный художник. Композиционные особенности отрывка и его связь с общей композицией произведения, обусловленной его идеей. Особенности русского национального характера, нашедшие отражение на различных языковых уровнях. Антитеза на уровне лексики, словообразования, фонетики. Синтаксические конструкции, используемые в описании, и их стилистические возможности. Использование союзов как средства связи частей предложения, а также частей речи.
Рекомендуемые отрывки: Портрет Ивана Флягина вначале   повести «Очарованный странник». Финальный отрывок в рассказе «Тупейный художник».
.3). М.Салтыков-Щедрин. Сказки.
Роль фольклорных элементов в сказке М.Салтыкоав-Щедрина как прием стилизации УНТ. Фразеологизмы и их роль в раскрытии идеи    сказки.
Авторская интерпретация фразеологических оборотов как прием создания
комического    эффекта.    Авторская    орфография   как    способ   раскрытия
характера героя. Стилистические возможности синтаксиса и пунктуации.
Смешение просторечной и книжной лексики.
Рекомендуемые произведения: сказки: «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».
4). Ф.И. Тютчев Лирика.
           Роль    синтаксиса    и    пунктуации    в    раскрытии    идеи    стихотворения. Особенности    авторской    пунктуации,    связанные    с    темой    вечности, пространства, космоса и хаоса. Смысловые и стилистические возможности сравнительных      оборотов,      инверсии,      выделительных      конструкций. Экспрессивные и эмоциональные аспекты использования многоточия и тире в синтаксических конструкциях.
Рекомендуемое стихотворение: «Святая ночь на небосклон взошла».
 
5). А. Фет. Лирика
Сопоставительный анализ стихотворений Фета, со    стихотворениями    других    авторов. Компаративистика как метод, дающий   возможность глубже проникнуть в мир   поэта.   Возможности   пунктуации   в   раскрытии   идеи   отдельного произведения и жизнетворческой позиции автора в целом Запятая и тире как знаки, отражающие авторскую позицию. Роль бессоюзных предложений.
Звуковая и ритмическая организация стихотворения как способ создания
образа лирического героя. Особенности использования различных частей
речи в произведениях поэта.
Рекомендуемые стихотворения: «Ещё весна...» , «Шёпот, робкое дыханье...»
 
 б). В. Шекспир. «Гамлет»
Сопоставительный    анализ    перевода    трагедии    М.    Лозинским    и    Б. Пастернаком. Особенности восприятия героя переводчиком, отраженные в фонетике, лексике, синтаксисе и пунктуации. Оттенки характера Гамлета, переданные каждым из переводчиков.
 Рекомендуемый отрывок: Монолог «Быть или не быть...»
7). Л. Толстой. «Война и мир»
Роль эпизода в структуре романа. Использование иноязычных конструкций в романе и их роль в раскрытии идеи произведения и характеров персонажей. Антитеза как средство выражения авторской позиции. Предложение как мини-модель произведения. Этимология слова «мир» и её роль в раскрытии замысла автора. Использование различных форма слова «мир» (мир, в мире, в миру, миром). Особенности синтаксических конструкций в рассуждении как средство раскрытия внутреннего мира героя. Роль союзов. Художественные     определения    как    средство    раскрытия    характеров. Особенности авторской пунктуации.     Анафора, связь стилистического и религиозного значений термина в романе.
Рекомендуемые отрывки:
1). «Салон Шерер» т.1;
2). «Размышления Пьера о смысле жизни», т.2;
3). «Размышления Андрея о любви». т.З;
4). «Пьер на батарее Раевского» т.З.
 
8). Гончаров. «Обломов»
Предложение как модель всего произведения. Роль конструкций с однородными членами в раскрытии идеи романа. Состав слова и прием ложной этимологии как возможность толкования произведения (на примере фамилии героя).
9). И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, романа «Отцы и дети»
Лексико-грамматические средства, используемые автором для создания образа. Образно-композиционное значение рефрена. Смысловая и синтаксическая однородность и связанные с этим особенности авторской пунктуации. Смысловые и синтаксические возможности бессоюзных предложений. Многоточие, тире и точка с запятой как знаки выражения авторской позиции, их эмоционально-экспрессивные возможности.
Рекомендуемые отрывки:
1). Стихотворение «Как хороши, как свежи были розы»; 2). Пейзаж в сцене дуэли Базарова и П.П. Кирсанова.
10)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Особенности психологизма, выраженные с помощью языковых средств. Синтаксис   (однородные   члены,   вводные   слова,   союзные   и   бессоюзные предложения); несобственно-прямая речь; личные местоимения, суффиксы субъективной оценки. Роль служебных частей речи в раскрытии внутреннего состояния героя. Эпизод как модель всего романа.
Особенности   построения диалога   (структура предложений,   интонация,
инверсия, звуковая организация речи) в раскрытии психологии героев.
Психологизм и приемы его создания.
Рекомендуемые отрывки:
1). Эпизод подготовки Раскольникова к убийству;
2). Размышления Раскольникова после прочтения письма матери;
3) Свидание Свидригайлова и Дуни.
11)А.П. Чехов «Вишневый сад»
Роль авторских ремарок в раскрытии позиции автора. Речевая характеристика персонажей: повторяющиеся слова, интонация, синтаксические конструкции, пунктуация. Прямое и переносное значение слова, слово - символ. Диалог и полилог.
 
12)Поэзия Серебряного века. И. Анненский, И. Северянин, Н.Гумилев и др.
Внимание к слову на всех уровнях языка. Связь семантики с фонетикой,
графикой, словообразованием. Прямое и переносное значение слов. Роль
неологизмов.   Особенности   синтаксиса   стихотворного   текста,   авторская
пунктуация. Точка с запятой как знак перелома конструкции и его роль
создании образа лирического героя.
Рекомендуемые тексты:
1). И. Анненский. «Тоска мимолетности»;
2). И. Северянин «Поэза «ego» моего »; «Поэза оправдания»
3). К.Бальмонт «Камыши».
13)А. Куприн. «Гранатовый браслет»
Связь идеи и содержания эпизода со структурой и смыслом повести в целом. Описание природы как средство раскрытия внутреннего мира   героя. Роль антитезы   на   фонетическом,   лексическом,   синтаксическом      уровне в создании   психологического   портрета   героя.      Роль   сложносочиненных предложений и градации.
Рекомендуемые отрывки:
Цветник княгини Веры
Финал повести «Гранатовый браслет»
14) И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»; рассказы из сборника «Тёмные аллеи»
Психологизм прозы Бунина и средства его создания. Возможности синтаксиса в раскрытии психологического состояния героев. Период и его функции в тексте. Структура периода. Пунктуационное оформление периода. Смысл использования деепричастных оборотов, однородных членов, сложно-сочиненных предложений. Роль многоточий. Оформление диалога. Роль служебных частей речи. Логическое ударение. Сопоставительный анализ отрывков из произведений Бунина.
Рекомендуемые отрывки:
1) Рассказ «Тёмные аллеи»;
2)   Две смерти: сопоставительный анализ эпизодов смерти героев в
рассказах «В Париже» и «Господин из Сан-Франциско».
15) М.Горький. рассказ «Старуха Изергилъ»; пьеса «На дне»
Средства эмоционально-экспрессивной окраски в романтических произведениях Горького. Согласованные и несогласованные определения как художественно-выразительные средства в создании образов героев. Особенности авторской пунктуации: роль тире и многоточия в прозе Горького. Языковая характеристика героев в пьесе «На дне». Несобственно-прямая речь как способ выражения авторской позиции в драматургии. Интонация   как   средство   характеристики   героя.   Экспрессивная лексика,
просторечие,   суффиксы субъективной оценки в речи героев. Ремарки как
средство выражения авторской позиции и их роль в создании образов персонажей пьесы.
Рекомендуемые отрывки:
1)      Пейзаж в начале рассказа «Старуха Изергиль»;
2)      Авторские ремарки в III действии;
3)      Монолог Сатина в IV действии.
16) А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать»
Роль односоставных предложений в раскрытии образа лирического героя и мировоззрения автора. Звук и ритм как художественное выразительное средство. Роль личных местоимений. Особенности авторской пунктуации в лирике Блока. Антонимы, омонимы (в том числе омофоны и омоформы), многозначные слова в лирике поэта. Прием контраста в поэтическом содержании, в лексике, в синтаксисе, в ритме. Лексика высокой стилистической окраски и просторечие как способы создания образов. Элементы публицистического стиля в поэме «Двенадцать».
Рекомендуемые произведения:
1)      Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Незнакомка»;
2)      поэма «Двенадцать».
17) С. Есенин. Поэма «Анна Снегина»
Сопоставительный анализ отрывков (Я помню у той вон калитки...) в начале и в конце поэмы. Роль синтаксиса и пунктуации в точном осмыслении позиции лирического героя. Графическое оформление умолчания, его роль в произведении. Риторические вопросы, риторические восклицания, авторские вводные конструкции, инверсия как особенность поэтического синтаксиса.
18) В. Маяковский. Лирика; поэма «Облако в штанах»
Роль личных местоимений в раскрытии характера лирического героя. Интонационно-смысловой принцип тонического стиха и его графическое оформление: Слово как ритмическая единица. «Лесенка» как прием создания разговорной интонации. Элементы публицистического стиля в лирике Маяковского Роль оксюморона в раскрытии внутреннего мира поэта и его лирического героя. Языковые средства, выражающие бунтарство автора и его жизненное кредо поэта-футуриста  (просторечия, агрессивная лексика, гипербола, неологизмы).
 Рекомендуемые произведения:
1)      Стихотворение «А вы могли бы?»;
2)      I часть поэмы «Облако в штанах».
19) М. Шолохов. «Тихий дон»
Роль диалектизмов в прозе Шолохова, «казачий язык». Образ солнца в романе. Звуковая организация текста. Синтаксические приемы создания динамичной картины: деепричастные обороты, однородные глагольные сказуемые. Диалог как прием психологизма. Особенности эпитетов, метафор в романе Шолохова, их связь с «народной образностью», роль пословиц и поговорок. Элементы официально-делового и публицистического стилей как приём создания атмосферы эпохи.
Рекомендуемые эпизоды:
1)      сцена рыбалки;
2)      первый диалог Григория и Аксиньи;
3) гибель Аксиньи;
4) возвращение Григория домой в финале романа.
20)Б. Пастернак. Лирика
Метафоричность лирики Пастернака как открытие и создание новой реальности. Синтаксические особенности стихотворений поэта, роль сравнительных оборотов, авторская пунктуация, нарушение лексической сочетаемости как художественно выразительное средство. Языковая организация стиха (аллитерация, ассонанс). Роль согласованных и несогласованных определений.
 Рекомендуемые стихи:
1)«Февраль»;
2)«Как бронзовой золой жаровень»;
3)«Гамлет».
21) М. Цветаева и А. Ахматова. Лирика
Сопоставительный анализ синтаксических конструкций в стихотворениях Ахматовой и Цветаевой. Противопоставление мира внешнего и мира внутреннего, выраженное в стихах Цветаевой с помощью антитезы. Создание неологизмов. Тире как знак, характеризующий внутренне состояние лирического героя. Отличие антитезы в произведениях Ахматовой отантитезы в произведениях М. Цветаевой, связанное с мировосприятием поэта.
Интонационные вариации при чтении стихов Ахматовой. Пунктуация как прием      психологизма.      Звуковая      организация      стихотворения      как художественно выразительное средство.
 
Рекомендуемые стихи;
1)Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел», Ахматова « А ты думал я тоже такая»;
2)Цветаева «Каждый стих - дитя любви», Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту...»;
3)Цветаева «Что же мне делать слепцу и пасынку», Ахматова «Я научилась просто, мудро жить...»;
22) А. Платонов «Котлован», В. Распутин «Прощание с Матерой»
          
Предложение как микромодель произведения, как квинтэссенция его идеи. Сопоставительный анализ 2-х предложений из произведений Платонова и Распутина. Особенности лексики, синтаксиса в создании образа дерева как
символа жизни. Мировосприятие автора, отраженное
в предложении. Намеренная неправильность речи Платонова, разрушение
грамматической нормы как отражение разрушения духовного мира человека.
Торжественность и поэтичность народного говора, нарушение
грамматической сочетаемости в повести Распутина как отражение силы и
несокрушимости духа.
Рекомендуемые предложения:
1) В. Распутин «Прощание с Матерой»: «Но называть его «она» , об этом
дереве...» (гл. 19 описание Лиственя)
А. Платонов «Котлован» «Вощев подошел к открытому окну...» (начало
повести)
23) А. Солженииын «Раковый корпус», В. Набоков «Машенька»
          
Литературоведческое эссе « размышления над финальными строками
повестей по двум последним абзацам повестей Солженицына. «Раковый
корпус», и В. Набокова «Машенька» Особенности синтаксиса связанные с
идеей произведения. Роль тире у Солженицына и у Набокова. Сравнение
близких по значению слов, используемых Солженицыным и Набоковым при
создании образов героев.
24). Чингиз Айтматов «Плаха»
Роль использования элементов библейского языка в романе на уровне лексики и синтаксиса, в ритмической организации прозы. Многоточие и тире как знаки, подчеркивающие эмоционально-экспрессивные качества речи. Сложное синтаксическое целое, средства связи в ССЦ между предложениями (смысловые, тематические, лексические, грамматические), виды связи (параллельная и цепная).
Рекомендуемый отрывок:
1) Финал романа «Плаха»: «И наступил тот день...»
 
25). М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зеркальная синонимия как прием раскрытия идеи произведения и внутреннего мира героев в романе. Сопоставление зеркальных эпизодов (гроза в Ершалаиме - гроза в Москве; головная боль Пилата - головная боль Степы Лиходеева!). Ритмическая организация прозы. Роль синтаксических конструкций, фонетических особенностей, лексики в создании образа Ритмическая организация произведения. Речевая характеристика персонажа. Гротеск, ирония и сарказм в романе. Элементы эзопова языка в романе. Передача внутреннего состояния героя с помощью пунктуации. Связь высокого и низкого стилей.
Рекомендуемые отрывки:
1)      эпизоды: Гроза в Москве, Гроза в Ершалаиме
2)      диалог Воланда и мастера ;
3)      Арест Бегемота
V. Фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический, пунктуационный, орфографическийвиды разборанаматериалеанализируемыхтекстов.
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
 
1.     Кулевич С.В., Педагогика личности, ТЦ «Учитель» М., 2001
2.     Воспитание. Образование. Педагогика. № 6(п) 2007.
3.     Гуманистиечские традиции в учебно-воспитательном процессее, сб., Стерлитамак., 2001.
4.     Воспитание как научная категория и феномен социальной практики, Владимир, 2001.
5.     Подласый И.П., Продуктивная педагогика, Народное образование, М., 2003.
6.     Куренкова Р.А., Феноменологическая эстетика музыки, Владимир, 2006.
7.     Тименески А-Т., Свобода в образовании., сб. Феноменология художественного образования, Владимир, 1997
8.     Философское сознание: драматизм обновления, М., Политиздат, 1991.
9.     Белинский В.Г., Собрание сочинений в 3х томах, М., 1953.
10.Тоом А.Л., На пути к рефлективному анализу художественной прозы, сб. Семантика и информатика, 17й выпуск, М., 1981.
11. Тоом А.Л. Рефлексия в художественной прозе., сб. Семантика и информатика, выпуск №21, 1985.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

»  Tags for document:

На: Филологический анализ


Очень интересная наработка. Я тоже большое внимание уделяю анализу текста и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Работаю в таком же неправлении. Но у Вас есть чему поучиться. Спасибо. 




Фото пользователя Светлана Евгеньевна Гузенкова

На: Филологический анализ


Многоаспектный анализ текста, как и сам текст художественного произведения, необходим на уроках. к сожалению, это очень редко теперь увидишь при тех часах и том объеме, который нужно "пройти". Спасибо! Я рада, что этим еще кто-то занимается.




Фото пользователя Андрей Викторович Томилин

На: Филологический анализ


Очень интересный материал! Спасибо большое!




Фото пользователя Самига Талеповна Джумакулова

На: Филологический анализ


Интересный подход к анализу текста на уроке.Погрузиться в текст ,рассмотреть его детально,прочувствовать ,а потом высказать свое мнение.Это и будет его творческой работой.Спасибо!




Фото пользователя Наталья Алексеевна Черненко

На: Филологический анализ


Согласна с мнением уважаемого РРР в том, что ресурс заслуживает внимания. Конкретизируем: с точки зрения содержания. Действительно, Нина Леонидовна проделала огромную работу по обобщению содержания курса русской литературы и создала авторскую программу интегрированного курса изучения языка и литературы. Но программа детально не проработана, поэтому возникют сомнения и опасения по поводу дубляжа при реализации данной программы и государственной программы по литературе в 10-11-х классах. И насколько сочетаются эти программы во временном отношении? Далее, некоторые темы, по моему мнению, требуют объединения, например, "Роль односоставных предложений в произведениях..." или "Приёмы психологизма в произведениях... "и т. д. В программах подобного типа нужно использовать более высокие уровни изучения.

Что касается оформления программы как документа, то у педагога явно не хватает опыта. Во-первых, не определена область использования, во-вторых, не указано, на сколько часов рассчитана программа, в-третьих, какая конкретно практическая деятельность учащихся подразумевается.

Поэтому, думаю, что  другой педагог вполне может воспользоваться хорошей предложенной идеей, принципом отбора материала, перечнем произведений для расширения и углубления знаний по русскому языку и литературе. Спасибо.




Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Филологический анализ


Замечательный ресурс, достойный внимания

С уважением РРР


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн