Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная программа по курсу "Кулинария" для воспитанников детского дома

Фото пользователя Галина Станиславовна Коломеец
Submitted by Галина Станиславовна Коломеец on чт, 07/11/2013 - 11:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коломеец Галина Станиславовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Сиверский специальный (коррекционный) детский дом"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Подготовка к самостоятельной жизни &ndash; одна из основных задач процесса обучения курса &laquo;Кулинарии&raquo;, воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.</p> <p> Программа по &laquo;Кулинарии&raquo; разработана мной из опыта работы с детьми, опираясь на программы по трудовому обучению: В.В.Воронковой &laquo;Программы специальной (коррекционной) школы VIIIвида 5 &ndash; 9кл.&raquo;, Н.М. Конышевой &laquo;Трудовое обучение в начальных классах&raquo;, Г.И. Жаренковой.</p>

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 курс  «Кулинария»

 

 

 

 

 

Возраст детей – 7-17 лет

Срок реализации – 4 года

Автор: Коломеец Галина Станиславовна - педагог дополнительного образования

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

 

1.  Направленность

Социально-педагогическая

2.  Объединение

Курс «Кулинария»

3.  Ф. И.О. педагога

Коломеец Галина Станиславовна

4.  Вид программы

Модифицированная

(авторская, типовая, модифицированная, экспериментальная, интегрированная)

5.  Тип программы

Образовательная, учебная

(образовательная, учебная, досуговая)

6.  Целевая установка

Социальной адаптации, познавательная, (познавательная, профессионально-прикладная, развитие художественной одаренности, социальной адаптации)

7.Уровень освоения

Общекультурный

8.Образовательная область

Технология

9.  Форма организации

образовательного процесса

Групповая

(индивидуальная, групповая, зачетная)

10.  Возрастной диапазон

7-17 лет

(дошкольники;  7-10 лет;  11-14 лет; 15-17 лет)

11. Контингент

Дети с ограниченными возможностями здоровья

(дошкольники;  7-10 лет;  11-14 лет; 15-17 лет)

12.  Срок  реализации

От трёх до пяти

(один год, два-три года, от трех до пяти лет, более пяти лет)

13.  По характеру

Ознакомительная, репродуктивная

(ознакомительный, репродуктивные, поисковые, интегрированные, спортивно-оздоровительные, спортивного  совершенствования, научно-исследовательские)

 

 

1.   Пояснительная записка

Программа по «Кулинарии» разработана мной из опыта работы с детьми, опираясь на программы по трудовому обучению: В.В.Воронковой «Программы специальной (коррекционной) школы VIIIвида 5 – 9кл.», Н.М. Конышевой «Трудовое обучение в начальных классах», Г.И. Жаренковой. Коррекционно–развивающее обучение «Трудовое обучение» и является  модификацией с учётом применения в детском коррекционном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIIи VIIIвида).Данная программа делает акцент на личностно - ориентированный подход к каждому ребёнку. Программа по курсу «Кулинария» предназначена для воспитанников с 1-го по 9-й класс детского дома.

1.1.Направленность                                                                                           

Направленность дополнительной образовательной программы «Кулинария» социально-педагогическая.  

Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. 

Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников коррекционных учреждений в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети-сироты оказываются, не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в специальном (коррекционном) детском доме был создан  кабинет кулинарии.

Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область технология дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа «Кулинария» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению. В основном она рассчитана на социальную адаптацию и коррекцию детей VIIи VIIIвида.

       

1.2.     Новизна

В системе воспитания детей, важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения.

 Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» - говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться.  Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.

 На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты.

 Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.  

Для проведения занятий в детском доме выделено помещение площадью 24кв.м,  а также созданы все условия для обучения. В настоящее время кабинет кулинарии является  для детей образцом современной кухни, постоянно пополняется современной бытовой техникой, инструментами, мебелью, посудой, приборами, специализированной литературой.  

       1.3.  Актуальность

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

           Китайская пословица

     В Сиверском специальном (коррекционном) детском доме воспитываются дети в возрасте от 3-х до 17лет. Поступают дети из домов ребёнка, из неблагополучных семей, где голодные дети зачастую довольствуются куском чёрного сухого хлеба. А ведь пища – является одним из основных элементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. От того как человек питается, зависит его здоровье, внешний вид, функционирование внутренних органов, настроение, трудоспособность.   Дело в том, что дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей.  Вот поэтому возникла идея о необходимости  проводить в основном практические занятия  по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить  пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот.   Безусловно, детский дом даже в лучшей его форме не может полностью компенсировать утрату семьи, но наиболее эффективно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе возможно.

  Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою  семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.

Отработаны темы занятий по первому, второму, третьему и четвёртому году обучения. Работа над модернизацией и совершенствованием программы продолжается и в настоящее время.

Актуальность программы «Кулинария» в том, что обучение детей  направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.

Цель: 

Формирование  знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

   Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

   Обучающие:                                                                                                                                                                   

- Обучить технологии приготовления различных блюд.

 - Познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи,

- Обогатить словарный запас детей, на основе использования соответствующей терминологии.

- Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов. 

- Приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.

 - Ознакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.                                                   

  Коррекционно - развивающие:

- Пробудить интерес к кулинарному искусству у детей.

- Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка.

- Развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

   Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.  

 - Привить навыки работы в группе; формировать культуру общения.

 - Формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.

 - Формировать позитивную установку на семейную жизнь                                

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы   

Методы обучения подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на  занятиях «Кулинарии» различных методов обучения:                                                 

  • Беседа (объяснительно – иллюстративный метод обучения – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению  знаний)
  • Метод объяснительного чтения
  • Экскурсии
  • Практический  метод – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений. Вовлечение воспитанников в практическую деятельность, с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности
  • Записи рецептов
  • Упражнения в применении полученных знаний - самостоятельная работа   
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Ярмарки и проведение праздников и др.
  • Работа с дополнительной литературой
  • Методы проверки знаний

Дидактическое обеспечение

   - Картотека «Украшение блюд», журналы  «Кулинария», «Самобранка», «Люблю готовить», «Приготовление первых блюд»,  и др.

- Таблица калорийности основных продуктов питания

- Технологические карты, схемы приготовления блюд 

- Фото и репродукции  (разделы  «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)  

 -Тесты для контроля знаний, умений, навыков; 

- Наглядный иллюстративный материал; 

- Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии.

 

Продолжение см. в прикреплённых файлах


 

Прикрепленный файлSize
ПРОГРАММА.docx41.19 KB
ПРАКТ.СОДЕРЖ. СТР №1.rtf71.22 KB
ПРАКТ.СОДЕРЖ.СТР. №2.doc77.73 KB
ПРАКТ.СОДЕРЖ. СТР. №3.doc14.96 KB
Литература.docx13.99 KB