Вы не зарегистрированы

Авторизация



Морфологический разбор глагола

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - чт, 28/05/2009 - 08:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галушко Елена Ивановна
Место работы, должность: 
учитель МОУ - “СОШ №49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов”
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе. Способствовать воспитанию культуры общения на уроке, потребности беречь и укреплять свое здоровье.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Схема – алгоритм   морфологического разбора, блок - схема  “Глагол”, книжки – опоры” Глагол”, сделанные детьми, карточки с заданиями  для работы в группах, контрольные  карточки  у консультантов,  “Толковый  словарь живого великорусского языка”  В. Даля, картина – таблица  “Зимние развлечения”,  карточки “Лицевой счет урока”.

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

1. Организационный момент.

Упражнение   для мозговой  гимнастики.

Учитель. Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте   плечи, уроните голову  вперед. Продолжайте   ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка   изогнутую   линию на  груди. Откройте глаза! Вы спокойны. Настроение  хорошее. Я желаю вам  здоровой   успешной  работы на уроке.

 

2. Проверка  домашнего  задания

Учитель. Давайте выборочно  проверим  домашнее задание. Посмотрите,  в какую форму поставил глаголы из упражнения 2 урока 83,(“Рабочая тетрадь 2  Пишем грамотно”) …Взаимопроверка.

 

Ученик.   (Слайд 1)

Учитель. Оцените работу своего соседа.

 -Ребята, о какой же части речи мы будем говорить на уроке?

Дети. О глаголе.

 

3. Сообщение темы и  целей урока

Учитель.  Прочитайте слова А. Югова: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. ’’(Слайд 2 )

-Как вы их понимаете?

Дети. Глагол обозначает движение, действие, без него  невозможно передать события, невозможно представить   будущее, узнать прошлое.

Учитель. Давайте послушаем, что значит слово глагол и  что говорит о нем  в своем   “Толковом словаре” всезнающий  В. Даль. Об этом я просила узнать

Ученик.  (Слайд 3)

Термин глагол – в  переводе с латинского   значит “слово, речь”.

 В  словаре В. Даля это слово означает:

1)слово, речь;

2)часть речи, разряд слов, выражающих   действие, состояние.

Учитель. Сегодня  урок  из блока'' Как устроен наш  язык'', мы рассмотрим   алгоритм  морфологического разбора  глагола.  

 (Слайд 4)

-Чему будем учиться на уроке?

Дети. Характеризовать  глаголы  как части речи.

Учитель. Постараемся в работе уважать друг друга, сохраняя свое здоровье и здоровье своих одноклассников.

 

4. Мотивация    учебной   деятельности.

Минутка   чистописания.  Работа  над предложением.

здравствуйте  здоровье

(Слова записаны на доске.)

Учитель. Что  объединяет эти слова?

Дети. Говорить человеку “ здравствуйте ‘’значит желать ему здоровья.

Учитель. Какие орфограммы присутствуют в словах?

Дети. Непроизносимая согласная, сочетание - оро-,     разделительный мягкий  знак.

Учитель. Прочитайте и запишите  каллиграфически правильно предложение.

Помните о том, что красивый  почерк нас манит - он грамотность высокую сулит.

 

Здоровье свое   бережем с малых   лет,

Оно нас  избавит от  горя и бед!

 

Учитель. Почему так говорят?

Дети. Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма, его нужно беречь с детства, заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим дня.

Учитель. Наш выдающийся ученый Н. Е. Введенский считал: ”Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе  громадный запас сил и задатков.” (Слайд 5)

 Их необходимо беречь и  развивать. Все, кто регулярно занимаются физкультурой и  спортом,  меньше болеют, молодо выглядят и хорошо себя чувствуют.  

Учитель. Найдите в предложении глаголы.

Определите     непостоянные     признаки   глагола   бережем.

Дети. Изъявительное наклонение, настоящее время,1 лицо, множественное  число.

Учитель.  Укажите     постоянные    признаки  глагола  избавит.

Дети. Совершенный вид, 2 спряжение.

                       

5. Актуализация  опорных  знаний учащихся

Учитель.    Что такое морфологический  разбор слова?  С какой целью проводим  его?

Дети. Морфологический разбор слова - это разбор слова, как  части речи. Характеристика слова, как части речи.

Учитель.  Что  значит  охарактеризовать глагол как часть речи?

Дети.  Это  значит   указать все признаки  этого слова как части речи и доказать, что слово  относится  именно к этой части речи.

Учитель. Вспомните порядок морфологического разбора слова.

Дети. 1.Назови часть речи.

2. Образуй начальную форму.

3. Укажи постоянные признаки.

4. Укажи непостоянные признаки.

5.Определи, каким членом предложения  является.

Учитель.  Давайте  вместе составим алгоритм разбора  глагола   

 (Слайд 6.)

 

6. Первичное закрепление изученного  материала

(Разбор у доски глагола из предложения минутки чистописания.)

Учитель.  Докажите, что слово избавит   является  глаголом.

1. Избавит - глагол.

2. Начальная форма - избавить.

3. Постоянные признаки - совершенный вид, 2 спряжение.

4. Непостоянные признаки - изъявительное наклонение, будущее  время,

3 лицо, единственное число.

5. (Оно) избавит - сказуемое.

 

 

 

 

 

 

 

7.Физкультминутка (Проводит дежурный ученик)

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте – левой , правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два,  раз и два!

Поднимает  руки класс - это раз,

Повернулась голова - это  два,

Руки вниз, вперед смотри - это три,

Руки  в стороны пошире,  развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать - это пять,

Всем ребятам тихо  сесть - это шесть.

 

8. Закрепление  новых знаний и способов действий. Работа в группах постоянного состава.

 

(Индивидуальная работа  по  “Рабочей тетради 2” “ Пишем  грамотно”, урок 84.)

Учитель. Цель работы – поупражняться в  морфологическом разборе  глагола, работая в группе. В работе используйте  книжки – опоры.  Консультанты  групп помогают  организовать работу. Уважайте партнеров в группе, корректно делайте замечания, соблюдайте здоровую атмосферу   работы.

 

Спиши, дописывая личные окончания глаголов.

Сделай морфологический разбор выделенного глагола.

Зимой на лыжах ход  .  .  . ,  резв  .  .  .  ся на катке,

А летом – загорелый – купа  .  .  .  ся в реке.

Ты люб  .  .  .  прыгать, бегать,  играть тугим мячом.

Ты выраст  .  .  . здоровым,  ты буд  .  .  .  силачом!

 

Спиши, дописывая личные окончания глаголов.

Сделай морфологический разбор выделенного глагола

Ты с красным солнцем друж  .  .  .  ,

Волне прохладной рад,

Тебе не страшен дождик,

Не страшен снегопад.

Ты ветра (не) бо  .  .  .  ся,

В игре (не) уста  .  .  .  ,

И рано спать лож   .  .  .  ся,

И с солнышком вста  .  .  .   .

 

Спиши, подчеркни глаголы в начальной форме, определи их спряжение. 

Сделай морфологический разбор выделенного глагола.

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравит (?) ся ходить.

Люблю ходить,  люблю глядеть,

Друзей (с) собой в . дить.

Люблю гл .  деть (на) облака,

На солнечный восход,

На то, как  гулкая река

 Разламывает лед.

 

Контрольные карточки.  (Слайды 7.8.9)

Выборочная проверка

Учитель. Какой  частью речи является  слово ходишь (дружишь, люблю)? Я сомневаюсь, убедите меня в том, что это глагол.

То, как вы мне это доказали и есть морфологический разбор, т. к. вы указали все признаки глагола, как части речи  и показали, что в слове ходишь ( дружишь, люблю ) они представлены.

 

           9. Применение знаний и способов действий. Работа по учебнику.

 

Учебник С. В. Иванова, 4класс, 2 часть, стр. 31 упражнение 2.

Учитель. Прочитайте задание к упражнению, выполните его устно, работая в  паре. Помните о культуре общения друг с другом, о том что, “Худое дело – обидеть соседа” (русская пословица).

Какие заметили ошибки в морфологическом разборе?

 Дети. Любить - это  глагол 2 спряжения, в настоящем времени глаголы  по             родам не изменяются, поэтому здесь род не указываем.

 Начальная форма глагола наступили - наступить, это глагол совершенного вида,  стоит   в форме прошедшего  времени -  лицо не   указываем.

Учитель. Что явилось причиной допущенных ошибок? Какие знания помогли вам устранить ошибки?

Дети. Знание того, как изменяются глаголы настоящего времени, прошедшего времени.

 

10. Обобщение и систематизация знаний. Творческая работа в группах переменного состава.

Учитель. Давайте проверим, насколько  мы  внимательны бываем, используя глаголы  в устной речи.

Задание. Каждой группе необходимо  составить рассказ по картине о  зимних  развлечениях , употребляя глаголы в определенной  заданной форме.

 (Слайд 10)

Учитель. В работе   будьте интересными  для  других - это тоже Здоровый Образ Жизни. Выберите того, кто будет представлять классу ваши мини -  рассказы.

(Выслушиваются  рассказы  детей.)

 

Учитель. Человек должен черпать силы у природы так считали  еще древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.

 

 

11. Информация   о   домашнем   задании.

 

Записать  алгоритм морфологического разбора глагола в книжку  - опору ”ГЛАГОЛ’’, знать его. Письменная работа  разноуровневая:

1 уровень-стр.31 упражнение 3,

2 уровень - составить свой текст о зимних развлечениях, выполнить морфологический разбор одного глагола.

\

12. Подведение  итогов.

Учитель. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить,  что говорили о глаголе, что повторяли о нем, что узнали нового и  ответить на вопросы теста.

 

           Тест.   (Слайд 11)

 

 Подошел к концу наш урок.   Мне  хочется,  чтобы вы, мои ученики,   в этом непростом  мире людей, были такими же,  как глаголы в мире частей речи – живыми, активными, здоровыми, в постоянном действии, движении.

 

13. Рефлексия.

Учитель. Ребята, заполните соответствующим  цветом  свое эмоциональное отношение к тому, как вы работали на уроке индивидуально, в паре и в группе.

Ученики заполняют лицевой   счет урока.

Лицевой счет  урока

Индивидуальная работа

Работа в паре

Работа в группе

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Морфологический разбор глагола


Проект ” Начальная школа 21 века”Н. Ф. Виноградова
С уважением РРР


Поиск

Loading
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория