Вы не зарегистрированы

Авторизация



«По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Брувер М.М.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 31 г.Шахты, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Обучающие:

  • Познакомить учащихся  с биографией  В.П. Астафьева, пробудить интерес к его  личности и творчеству;
  • Продолжать работу по обучению аналитическому пересказу, анализу сюжетно – композиционных особенностей, проблемно - тематического своеобразия произведения.
  • Учить умению работать с текстом художественного произведения.

Развивающие:

  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений;
  • Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;
  • Развитие  логического мышления, всех видов памяти, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература 5 класс . Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений . Часть 2 . / Автор – составитель: Т.Ф. Курдюмова и др. М., Дрофа, 2010г.

Используемая методическая литература: 

Курдюмова Т.Ф.  Методические рекомендации к урокам литературы в 5 классе. - М.: Дрофа, 2010.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, демонстрационная доска, электронное приложение (презентация).

Краткое описание: 
<p> 1. Оргмомент, целеполагание.</p> <p> 2. Актуализация ранее изученного материала, проверка домашнего задания.</p> <p> 3. Изучение нового материала (чтение, анализ, обсуждение фрагментов литературно-художественного текста), составление маршрута и прохождение по станциям.</p> <p> 4. Самостоятельная (аналитическая, творческая) деятельность учащихся.</p> <p> 5. Рефлексия.</p> <p> 6. Подведение итогов урока, выставление отметок.</p>

Тема урока:

«По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Класс: 5

Цели урока:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся  с биографией  В.П. Астафьева, пробудить интерес к его  личности и творчеству;
  • Продолжать работу по обучению аналитическому пересказу, анализу сюжетно – композиционных особенностей, проблемно - тематического своеобразия произведения.
  • Учить умению работать с текстом художественного произведения.

Развивающие:

  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений;
  • Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;
  • Развитие  логического мышления, всех видов памяти, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

 

Тип урока:урок изучения нового материала. 

Форма урока: урок – экскурсия. ( презентация)

Оборудование: 

 

·         Литература 5 класс . Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений . Часть 2 . / Автор – составитель: Т.Ф. Курдюмова и др. М., Дрофа, 2008 г.

·         Тетради по литературе.

·         Компьютер, проектор, экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока.

 

 

1.      Организационный момент.  Целеполагание.

 

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, мы сегодня  отправляемся на экскурсию в лес  вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Наш урок – экскурсия называется «По Васюткиным тропкам».Для того, чтобы наша экскурсия была не только  интересной, но и познавательной, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5 класса, а  неутомимые  защитники природы – юные натуралисты.  Поэтому и форма вашей одежды должна соответствовать  столь почётному званию.

 

Природа …  Какая она? Какие отношения между природой и людьми?

 

На песчаном увале серебрится осина,

Остролистую зелень распускает лоза…

И на насыпи снежной след протаял лосиный,

И мерцают гольцов голубые глаза.

Юрий Николаев

 Как мы видим, природа и человек взаимосвязаны. 

 

Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев,  в песенках зимней вьюги или звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее этого? ( Георгий Скребицкий).

 

 Мы с вами много говорили о природе, о её неповторимости и красоте. Виктор Петрович Астафьев -  писатель – сибиряк, он тоже писал о  природе, о людях с крепким  несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний.

Дорогие натуралисты, перед нами стоит непростая задача – мы пройдём Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к Роднику Лесовиков, выйдем на просеку юных натуралистов и … возможно доберёмся до берега Успеха.

 

2.      Проверка домашнего задания.

 

 Итак, первая  достопримечательность нашей экскурсии – Опушка АРХИВАРИУСОВ.

- Ребята, расскажите, чем занимаются  архивариусы?

 

( Работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).

 

- Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, жизни, его детских рассказах?

 

Ответы учащихся:

 

1.      Виктор Петрович Астафьев  родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на Енисее.  К самому берегу подступает вековая тайга. Позже Виктор  Астафьев  писал: «Землю люблю свою  и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

 

 

2.      Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. С какой теплотой вспоминает он бабушку: « Выходило по рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них  и умела замечать их в простой своей и нелёгкой жизни. Дети родились – радость. Болели дети, но она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер – тоже радость. Обновка себе или детям – тоже радость. Урожай на хлеб хороший - тоже радость. Рыбалка была удачливой – тоже радость.

 

3.      Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

 

4.      Осенью 1942 года из родных мест ушёл на фронт, был тяжело ранен и контужен.

 

5.      После войны поселился на Урале, сменил много профессий, и в 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать  печатать свои рассказы, затем повести и романы. Это и стало началом его творческой биографии.

 

6.      Сравнительно недавно ушёл из жизни Виктор Петрович Астафьев, но произведения, которые он нам оставил, навсегда останутся в сознании читателей как книги о добре и зле, где добро, чаще всего, одерживает верх.

 

- А что вы можете рассказать об истории создания рассказа «Васюткино озеро?»

 

(Ответы учащихся).

 

- Какое из названий вам понравилось больше?

 

 

3.      Изучение нового материала

 

 Вторая остановка на нашем пути. Перед нами -  Поляна Литераторов.

 

 - Кто такие литераторы? Чем они занимаются?

 ( Литераторы – это люди,  которые  пишут литературные произведения или занимается их изучением).

 

- Правильно, мы тоже с вами будем заниматься изучением литературного произведения «Васюткино озеро».

- Юннаты! А  почему этот рассказ имеет такое название?

 

( Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нём заблудившийся мальчик Васютка  находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.)

 

-Что рассказывает писатель о рыбной ловле?

 

( Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведётся бригадами. Бригада либо движется по реке вниз  по течению и ловит сетями, либо живёт на одном месте и ведёт промысел паромами и перемётами. В ловушки попадалась ценная рыба – осётр, стерлядь, налим.

 

- Для чего отправлялся  Васютка в лес?

 

( Васютка ходил в лес за орешками для рыбаков).

 

-  Найдите в тексте диалог Васютки с матерью. Прочитаем в лицах. Стр. 18О

( СЛАЙД)

 

- Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собою краюшку  хлеба?

 

( Мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку  хлеба, потому что «спокон веков так заведено». Васютка понимал, что таков старинный обычай: « идёшь в лес – бери хлеб, бери спички».)

 

- Как случилось, что не раз бывавший в лесу  мальчик Васютка  заблудился?

 

( Васютка заблудился, потому что погнался за глухарём и сбился с дороги.

Он нарушил законы тайги)

 

- Найдите в тексте эпизод с мухой. Прочитаем. Почему он важен? Стр. 184-185

 

( Автор как бы сравнивает Васютку с попавшей  в паутину мухой). ( СЛАЙД)

 

 

Итак, Васютка заблудился в огромной тайге.   Что такое тайга?  Чтобы вы лучше представили себе, что это такое, послушайте, ребята, завораживающее описание тайги:  (СЛАЙД)

 

« Тайга – самый огромный на земле лес.  Царство колючей хвои.  Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Сухо, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не  слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем – то ветка, рапрямится примятая кем – то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи- то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут  тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.»  / Николай Сладков /

 

 Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая – то опасность таится в этом описании. Вы почувствовали это, ребята?

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.

 

Работа с ассоциограммой

 

 

Ребята!  Перед вами  - ассоциограмма.

 

Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу?

 

 

ЛЕС  

                                                            Испугаюсь

 

Позову на помощь                      Разожгу костёр

                                                            Заплачу

 

 

 

  -  Хорошо. А как  же повёл себя Васютка?

  - Попытаемся  понять Васютку. Прочитаем монолог «А я заблудился». Стр.

 

Работа со слайдом.

 

Дорогие юннаты! Перед вами места, где пришлось проходить Васютке:

·Лес

·Поляна

·Тропинка

·Озеро

·Берег

Вам, как знатокам природы, необходимо определить,  какие названия будут иметь эти места. Найти соответствия.

( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха).

3.  Мы  добрались до  Просеки  ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ.

  - Какой  старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм.  Найдите в тексте. Стр.

Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

Составьте, пожалуйста, памятку «Советы идущему в лес».

 Давайте сверим наши памятки. ( СЛАЙД).

 Советыидущемувлес.

1.       Продумай тщательно маршрут.

2.      Не забудь взять компас.

3.      Возьми спички для костра.

4.      Одежда должна быть тёплой.

5.      Приготовь запас еды ( соль, хлеб, сухари)

4.        Перед нами следующая остановка  - Родник Лесовиков.

Самостоятельная работа

Ребята, вы  дали ценные советы тем, кто собирается отправиться в лес.

  Васютка, знаток тайги, всё же заблудился.

Какимизнаниями и умениями обладал Васютка?

( СЛАЙД)

      Знания и умения, которые  помогли Васютке выжить:

Ø  Умение определять стороны света.

Ø  Найти по типу леса реку.

Ø  Понять проточный характер озера.

Ø  Предсказать погоду на завтра.

Ø  Подстрелить дичь, разделать и запечь.

Ø  Пользоваться затесями.

Ø  Запастись дровами.

Ø  Подготовить ночлег.

Ø  Экономить заряды, хлеб.

 

   5.  Наша экскурсия приближается к заветному Берегу Успеха.

Что помогло Васютке выжить?  Сумел он добраться до своего берега успеха?

(Для того чтобы выжить, Васютке помогли знания законов тайги.)

-  Тайга живёт своей собственной жизнью. Она живая, и так же является действующим лицом  наряду с Васюткой. И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни. Человек и природа – основная тема в творчестве Виктора Астафьева.

- Каким  предстал перед вами Васютка?

( Любознательный, непоседливый, азартный, способный к размышлению, наблюдательный)

  - Как  вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/

( Этот рассказ так называется, потому что мальчик Васютка нашёл озеро.)

 - Правильно, он нашёл озеро. Но  - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?

 ( Он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

-Правильно, ребята.  Как вы определите идею произведения?

( Преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию).

 

 

4 .  Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся.  Оценки.

 

- Назовите запомнившиеся события из жизни писателя.

- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?

- Какой совет  выживания для вас самый важный?

- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?

 - Что вы будете делать, если заблудитесь?

 

5. Домашнее задание– ответить на вопросы кроссворда по произведению В.П. Астафьев

 «Васюткино озеро».

 

За работу на уроке оценки следующие:

 

   Урок окончен, всем спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка ... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья ... и наконец остановились (Енисея).
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота ... («Игарец»).
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев).
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря).
7. Заночевать решил Васютка на берегу ... (озера).
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел ... (кедровку).

 

 

Кроссворд   по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка ...    

2. Далеко ушли рыбаки в низовья ... и наконец остановились.  

3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда .


4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота ...  

5. Фамилия автора рассказа  .


6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ...  


7. Заночевать решил Васютка на берегу  …

8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел  …

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Урок Васюткино озеро.doc82 KB

»  Размещено в сообществах: