Вы не зарегистрированы

Авторизация



Визитная карточка проекта "Дом, построенный Менделеевым"

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Submitted by Елена Александровна Пономарева on Fri, 22/11/2013 - 14:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия №9, г. Воронеж

Регион: 
Воронежская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Учебно-методический проект по теме "Периодическая система. Строение атома", химия, 8 класс.

 

Общие сведения
Название проекта "Дом, построенный Менделеевым"
Тема проекта «Периодическая система. Строение атома»
Идея проекта Материалом для проекта «Дом, построенный Менделеевым» стала тема курса химии 8 класса - «Периодическая система и строение атома», с которой начинается изучение предмета. Использование проектной деятельности на начальном этапе изучения химии поможет формированию познавательного интереса, заложит фундамент для дальнейшего развития навыков сотрудничества в классе XXI века, позволит достичь более глубокого освоения темы и сделать обучение творческим. Тема имеет значительный потенциал для воспитания патриотизма. В процессе работы над проектом обучающимися будут освоены теоретические вопросы темы, создан коллективно «Справочник химических элементов», работы о Д.И. Менделееве и периодическом законе на сервисе WikiWall.ru. Контроль освоения темы будет осуществлен в ходе игры-соревнования между группами «Отгадай элемент» и выполнения индивидуального теста в программе «MyTestX». Итогом работы станет урок-конференция, на которой будут представлены полученные результаты.
Предметы Химия, физика, информатика, история
Класс 8
Сайт проекта https://sites.google.com/site/dompostroennyjdim/ 
Цели и результаты
Образовательные стандарты

Проект направлен на формирование следующих компетенций:

Личностных:

воспитание патриотизма, знание истории и культуры своего народа;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития;

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;

 

Метапредметных:

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;   работать индивидуально и в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

 

Предметных:

овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания; углубление представлений о материальном единстве мира;

овладение основами химической грамотности;

формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.

Цели
образовательные: 
изучение структуры Периодической системы и закономерностей изменения свойств химических элементов в зависимости от их положения в Периодической системе; знакомство с историей создания Периодической системы;
 
развивающие: 
формирование навыков работы в группе; освоение сетевого общения и совместной работы;
 
воспитательные:
формирование активной жизненной позиции, гордости за Отечественную науку и российских ученых.
Задачи
1) научиться определять "адрес" химического элемента; по адресу - находить химический элемент, определять его относительную атомную массу и объяснять, что она означает;
2) научиться на основе положения элемента в Периодической системе изображать схему строения атома и электронную формулу химического элемента;
3) научиться аргументировать, пользуясь схемой строения атома, будет химический элемент металлом или неметаллом; сравнивать свойства элементов между собой;
4) познакомиться с различными гранями жизни деятельности Д.И. Менделеева;
5) сформировать навыки проектной деятельности в группе: планирования, самоконтроля, конструктивного обсуждения; подведения итогов, самоценивания и взаимооценивания;
6) научиться пользоваться сервисами сети Интернет для совместной работы:  WikiWall.ru, Google Disk и др. 
Планируемые результаты

В результате участия в проекте ученики должны:

·         уметь описывать положение химического элемента в периодической системе и определять химический элемент по его «адресу»;

·         уметь рисовать схемы  строения атома первых 20  химических элементов, их электронно-графические схемы, записывать электронные формулы;

·         прогнозировать,  будет ли элемент обладать металлическими или неметаллическими свойствами, объяснять это и сравнивать свойства элементов между собой;

·         понимать значение периодического закона для современной науки;

·         иметь представление о вкладе Д.И.Менделеева в развитие отечественной науки и промышленности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий

вопрос

Как разгадать секреты химических элементов?
Проблемные вопросы 

Почему химические элементы такие разные?

Чем отличаются элементы-металлы и элементы-неметаллы?

Как связан характер элемента и его "место жительство" в Периодической системе?

Почему и на самых далеких планетах не может быть иных химических элементов?

Почему кратер на Луне и вулкан на Курильских островах назвали в честь Менделеева?

Каково значение Периодического закона для нас?

Говорят, что Периодическая система продолжает развиваться и в ХХI веке. Как это следует понимать?

Учебные вопросы

Как построена Периодическая система?

Как устроен атом?

Как связано  положение элемента в Периодической системе и строение его атома?

Какую информацию можно найти в Периодической системе?

Что мы знаем о Менделееве?

Планирование проекта
Продолжительность проекта 5 недель
Этапы проекта

Подготовительный

На этом этапе учащиеся работают индивидуально, получая в качестве домашнего задания страничку сайта с вопросами, позволяющими самооценить свои теоретические знания и, следовательно, свою готовность к участию в проекте. В случае обнаружения пробелов на странице имеются ссылки на необходимые источники информации. Мотивация - не подвести группу.

 

На следующем уроке происходит деление на рабочие группы. Для этого учитель заготавливает карточки со знаками химических элементов по числу учащихся в классе. Нужно взять элементы из стольких групп Периодической системы, на сколько групп мы хотим разбить учеников. Знаки не повторяются. Предлагаем каждому участнику проекта взять карточку. Раздав карточки, спрашиваем, как объединиться по группам. Последующие задания выполняются по группам.

 

Первый этап

Создание визитной карточки химического элемента

Каждая группа создает коллективно визитную карточку одного из химических элементов, который расположен в группе Периодической системы с тем же номером, что и номер рабочей группы.

Предлагается использовать сервис Cacco.com для коллективной работы, презентацию Power Point или варианты, предложенные учащимися.

Работы размещаются на странице сайта Google, создавая коллективно "Энциклопедию химических элементов".

 

Второй этап

Группы создают коллективные газеты с помощью сервиса WikiWall.ru, связанные с истории Периодической системы или ее создателем.

Предлагаемые темы:

Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
Три службы на пользу Отечеству
История открытия Периодического закона
Предшественники великого открытия
Трудности на пути Периодического закона
Триумф Периодического закона
Синтез новых элементов в 20-21 веке
Значение Периодического закона
Формы периодической системы (короткопериодная, длиннопериодная, лестничная)
Имя Менделеева для наших современников.
 
Третий этап
Сетевая игра "Отгадай химический элемент". Группы сражаются друг с другом в сети (Google Disk), по очереди загадывая химические элементы и угадывая их, задав как можно меньше вопросов. Вопросы допускаются только такие, на которые можно дать ответ "да" или "нет".
 
Подведение итогов
Происходит на итоговой конференции. Группы оценивают свою работу, делятся трудностями и достижениями. В ходе конференции организуется рефлексия, само- и взаимооценивание. Усвоение материала темы осуществляется в ходе выполнения индивидуального теста в программе MyTestX.
Методы оценивания
Формирующее оценивание

Самоконтроль готовности к участию в проекте

Планирование работы группы;

Рекомендации по оформлению презентации;

Рекомендации по оформлению визитной карточки химического элемента и коллективных газет;

критерии оценки визитной карточки;

комментирование работ других групп;

критерии оценивания в игре-соревновании между группами.

Итоговое оценивание

Самооценка работы;

взаимооценивание одноклассниками,

оценка учителем;

Выполнение индивидуального теста

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии - оборудование Компьютеры, проектор, сеть Интернет
Технологии – сервисы и программы 

Сайт Google, документы Google

Сервис WikiWall.ru

Сервис Сасоо.соm

Программа PowerPoint

Программа MyTestX

Материалы на печатной основе Габриелян О.С. Химия. 8 класс.– М.: Дрофа, 2008-2013.
Интернет-ресурсы

Строение электронных оболочек атома

Состояние электронов в атоме

 
   
   

 



Фото пользователя Наталья Витальевна Байдакова

На: Визитная карточка проекта "Дом, построенный Менделеевым"


Елена Александровна, доброго времени суток. С большим удовольствием познакомилась с проектом. Вызывают восхищение четкая структура проекта, обилие использованных Интернет-сервисов, различные приемы рефлексии деятельности, использование разных технологий обучения. У Вас триединая цель, конкретные задачи. Мне очень импонирует такая формулировка целей и задач. Но у нас завучи настаивают, что цель одна, триединые задачи. Я в сомнении !? 

Спасибо Вам за расширение моих информационных и познавательных компетентностей! С уважением, Наталья Витальевна.

Комментарий был изменен с момента создания (Ivanbaidakov, вс, 02/02/2014 - 01:16).



Фото пользователя Елена Александровна Пономарева

На: Целеполагание


Наталья Витальевна, просто существуют разные подходы. Триединая цель, распадающаяся на три вида задач. Или формулировка трех целей, каждая из которых имеет свои задачи для ее достижения. Можно и так, и так.

 

И согласитесь, главное ведь не форма, а содержание.

Да, существует подход, когда формулировка цели должна выражаться существительным, а задачи - глаголы. Но поверьте, этот подход не единственный.

А на мой взгляд, вообще будет фарисейством придумывать непоколебимую букву закона, поставленную выше духа. В этом ли суть?

Цель должна иметь следующие характеристики: быть конкретной, достижимой, измеримой, нацеленной на результат, определенной во времени. (Но это лучше почитать у Елены Александровны Годуновой, если сайт "ЭОР" еще работает). 

Остальное не так важно.

 

А ведь на определенном этапе я тоже мучалась этими вопросами.))))

Дорогу осилит идущий!




Фото пользователя Наталья Витальевна Байдакова

На: Целеполагание


Спасибо за ответ, Елена Александровна. Сайт посмотрим, а Ваши суждения покажу администрации с Вашего позволения. С уважением, Наталья Витальевна. Творческих успехов!




Фото пользователя Елена Александровна Пономарева

На: Целеполагание


Простите, Наталья Витальевна, привела ссылку на материал на сайте "ЭОР" (там проходил обучающий семинар по целеполаганию) и совсем забыла, что без регистрации и присоединения к семинару все страницы будут вне доступа.

 

Если все-таки посмотреть будет интересно посмотреть материалы семинара, зарегистрировавшись, надо кликнуть "присоединиться" на правом поле этой страницы.

 

А вот ссылка, приведенная выше, прикреплена к семинару здесь, тоже можно присоединиться. Там сейчас тихо, никаких мероприятий нет, владельцы сайта уже заявили о его закрытии. Но пока материалы доступны, можно пользоваться.

Дорогу осилит идущий!




Фото пользователя Ирина Михайловна Сташевская (Арутюнян)

На: Визитная карточка проекта "Дом, построенный Менделеевым"


Спасибо, огромное Елена Александрона! 1) за великолепный, интересный, современный  урок 2) за знакомство детей и нас с разными сервисами и работой в них 3) за наглядный пример- мне , как учителю предметнику, всегда кажется, что не по силам  участвовать в конкурсах, где участвуют учителя информатики и ИКТ ( Я так не могу, меня этому не учили. и т п.), но вижу Ваши работы ( учителя химии) и понимаю- " дорогу осилит идущий". Сразу хочется узнать как это сделано, где найти, где использовать.4) за техническую помощь- всегда доступную и оперативную.  Успехов в вашей творческой работе! С Уважением  и восхищением -Ирина Михайловна




Фото пользователя Елена Александровна Пономарева

Спасибо!


blushsmiley Ирина Михайловна, спасибо за отзыв! Но, право, смущаете. )

"Дорогу осилит идущий," - это абсолютно верно. Особенно идущий вместе с друзьями. Я благодарна людям, которые всему меня научили - их в сети удивительно много.

Дорогу осилит идущий!