Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Безударные гласные – загадки или отгадки?».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Брувер М.М.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №31 г. Шахты   учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 Цель урока:  закрепить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для 5 класса  «Русский язык» под редакцией А.Ю. Купаловой

Используемая методическая литература: 

Уроки русского языка в 5 классе А.В. Соколова Поурочное планирование

Используемое оборудование: 

Карта  самоконтроля, сигнальные карточки,  тесты, карточка эмоционального состояния,компьютер, проектор, компьютерная презентация.

Краткое описание: 
<p> Организационный момент&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 2. Проверка домашнего задания&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3. Закрепление изученного материала &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.1. Актуализация знаний&nbsp; учащихся&nbsp; &nbsp;&nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.2. &nbsp;Работа у доски &ndash; орфографическая разминка &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.3. Работа сигнальными карточками &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.4. Выборочно- распределительный диктант &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.5. Работа в группах &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.6 . Работа с учебником (стр. 128, упр. 416) &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.7. Физминутка &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.8. &laquo;Лови ошибку&raquo;&nbsp; &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.9.&nbsp; &laquo;Зри в корень&raquo;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p> 3.10. Из истории слов &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 3.9. Самостоятельная работа &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 4. Домашнее задание &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 5. Подведение итогов урока&nbsp; &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> 6. Рефлексия&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p>

Тема  урока: «Безударные гласные – загадки или отгадки?».

 

Класс: 5

 Цель урока:  закрепить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

   Задачи урока:

•  совершенствовать знания, умения, навыки в распознавании корня слова;уметь применять правило и находить проверочное слово.

•  развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, письменную и устную речь, способствовать развитию образно- эмоциональной сферы личности.

 •  воспитывать  к слову, родному языку,  родному краю, воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения.

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока: комбинированный.

 

Оборудование: карта  самоконтроля, сигнальные карточки,  тесты, карточка эмоционального состояния, кроссворд, учебник для 5 класса  «Русский язык» под редакцией А.Ю. Купаловой, компьютер, проектор, компьютерная презентация.

 

 

 

 

План урока – 45 мин.

 

1. Организационный момент           -            3  мин.

 

2. Проверка домашнего задания     -            5  мин.

 

3. Закрепление изученного материала -   30  мин:

 

3.1. Актуализация знаний  учащихся   -  3 мин.

 

3.2.  Работа у доски – орфографическая разминка - 4  мин.

 

3.3. Работа сигнальными карточками – 2 мин.

 

3.4. Выборочно- распределительный диктант – 3 мин.

 

3.5. Работа в группах – 2 мин.

 

3.6 . Работа с учебником (стр. 128, упр. 416) –    4 мин.

 

3.7. Физминутка – 2 мин.

 

3.8. «Лови ошибку»  -   2 мин.

 

3.9.  «Зри в корень»  -        2 мин.

3.10. Из истории слов -  2 мин.

 

3.9. Самостоятельная работа - 5 мин.

 

4. Домашнее задание - 2 мин.

 

5. Подведение итогов урока  - 3  мин.

 

6. Рефлексия   -                            2 мин.

 

 

Ход урока.

 

 1. Организационный момент.

 

   -    Долгожданный дан звонок,

               начинается урок.

 

Слайд № 1

Ребята,  давайте подарим другу хорошее  настроение, улыбки и много  позитива! Я желаю вам удачи на уроке, будьте внимательны, не спешите, старайтесь, и у вас всё получится!

 

Слайд № 2

 

Запишем  дату урока, классная работа.

   

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:

От буквы – загадки

 К букве – отгадке

 И всё в порядке!

 

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

 ( О буквах, которые нужно правильно писать)

- Какая наука о русском языке учит нас правильно писать слова?

( Орфография)

   -  Правильно! Тема нашего урока –   «Безударные гласные – загадки или отгадки?». Запишите в тетрадь тему урока.

Слайд №3

  - Знакома вам эта орфограмма?

  -   Какие перед нами на уроке стоят цели?

-Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.

 

      - Повторить орфограмму «Безударные гласные   в корне слова».

     -  Вспомнить, как подобрать проверочное слово.

   - Не забывать правило.

 

Слайд №4

 

- Правильно, ребята, всё это нам предстоит вспомнить и хорошо запомнить.

 

    2.  Проверка домашнего задания.  

 Ну, теперь  приступим к проверке домашнего задания.

   Ведомость учёта домашнего задания готова, и я вижу, что все ребята домашнее задание выполнили. У кого есть вопросы? Проверим. У вас было задание -   написать мини- сочинение или  сказку  на тему: «Любимая орфография»  или  « Для чего человеку нужно быть грамотным?».

 

- Кто желает прочитать?

 

Чтение  2-3 мини – сочинений.

 

- Вам понравилось?

 

- Раскрыта тема сочинения?

 

3.Закрепление изученного материала.

 

  3.1.  Актуализация знаний  учащихся.

 Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет в этом знакомая вам карта  самоконтроля. После  отработки необходимых навыков  вы сами будете оценивать свои знания.

 

 Опора на доске:

 

Красный кружок –  отлично

 

Синий кружок –  хорошо

 

 Зелёный кружок– надо повторить правило

На партах у детей карты самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.

 

Слайд №5

Карта самоконтроля по теме: «Безударные гласные в корне слова»

 

 

Умение «видеть» корень в словах, подбирать однокоренные слова.

 

 

 

Умение выделять корень в словах

 

 

Знание правила о правописании проверяемых безударных гласных

 

 

Знание правила о правописании непроверяемых безударных гласных

 

Применение правила о правописании проверяемых  безударных гласных

 

 

Применение правила о правописании непроверяемых безударных гласных

 

Слайд №6

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

 

 

 

Ответим на первый вопрос: что надо проверять?

 (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять?

 (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять?

 (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять?

 (Безударная гласная проверяется ударением.)

Слайд №  7

 

 

 •  Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова.

Коллективная форма работы.

 

– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Слайд № 8

Алгоритм

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

- Каким образом необходимо подобрать проверочное слово?

Ответы учащихся.

 

·        Отметьте в карте  самоконтроля  -   как вы  знаете орфографическое правило.

 

3.2. Работа у доски.

 Орфографическая разминка.

Слайд № 9

 Как весной журавли, из далёкой земли, мы к твоим берегам прилетели.

Ребята, это строчка из замечательного стихотворения Николая Константиновича  Доризо, нашего земляка. Стихотворение называется «Дон», в нём рассказывается о долгожданной встрече с родной донской землёй, с Доном, «батюшкой Доном»,  как  называет автор нашу знаменитую реку Дон.

 Давайте проверим написанное. Есть ли орфографические ошибки, пунктуационные?   Найдём слова  с изучаемой орфограммой.  Подберите проверочные.  

Слайд №10

Произведём морфемный разбор слова  прилетели.

 Оценка.

·        Отметьте в карте  самоконтроля  -   как вы умеете применять орфографическое правило.

 3.3.   Работа с сигнальными карточками.

Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Слайд № 11

·        Игра «Будь внимательным»

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

 

 Ночёвка, цветок, бегун, листочек,   проходить,  дела, разделять, очарование, пятно,далёкий,  пожалеть.

 

  -Хорошо, ребята, вы правильно подобрали проверочные слова, значит, вы правильно напишите эти слова, а что нужно делать, если слово нельзя проверить, нет проверочного слова к нему;

(Необходимо обратиться к  орфографическому словарю и запомнить написание слова)

- Правильно, ребята, в этом случае наш верный помощник – орфографический словарь.

·         Учитель демонстрирует орфографический словарь.

 

  3.4. Выборочно - распределительный диктант.

Слайд   № 12

А теперь обратите внимание на экран -  перед вами  слова – ваша задача: распределить их в 2 столбика:

1 столбик –  с проверяемой  гласной в корне

2 столбик  - с непроверяемой гласной  в корне.

Выделите корень в словах.

 

Лесник, корабль, протянул, бежал, лошадка, ребята, фамилия, весёлый, телефон, посмотреть, портрет, молчит, газета, подняла.

·         Проверка. Читают 2 ученика.

Оценка.

Слайд  № 13

·        Отметьте в карте  самоконтроля: как вы умеете  выделять корень словах.

 

 3.5. Работа в  парах.

  Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в  парах.  Я предлагаю  «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.

Слайд № 14

   -Лёт-

 - лёд –

  -ход-

  -бел-

 - свист-

- бег-

- зим-

• Проверка (зачитываются слова от каждой  пары).

Подчеркните те из них, которые являются проверочными.

( В   этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

·       Отметьте в карте  самоконтроля: как вы умеете подбирать однокоренные слова.

 3.6. Работа с учебником  (стр. 128 упр. 416) Слайд № 15

Записать слова, вставить пропущенные буквы, выбрать проверочное слово. Один ученик у доски.

 Работа у доски.

3.7. Физминутка.

Слайд № 16

 - Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физминутку. Я буду называть слова. Если в слове есть безударная гласная о, то вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, то вы  показываете жестами   «нет».

Слова:  вода, река, шаги, трава, леса, посмотрел, окно,

 село, котёнок, ночной, метёт, земля, моря,

семья, волна.

- Молодцы!  Продолжим отработку умения видеть орфограмму в словах и подбирать проверочные слова. Перед вами слова, найдите  те, в которых допущены ошибки и докажите правильность своего ответа.

Слайд  №17

  3.8.    « Лови ошибку!»

PНайди и исправь ошибку.

 

•  Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

– Сколько слов  записано правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

 

PЗри в корень!

Слайд № 18

Ученику было дано задание: подобрать проверочные слова, чтобы определить правильность написания безударных гласных. Ученик добросовестно выполнил всё: подобрал слово, поставил в нём ударение, подчеркнул безударную гласную, которая стала ударной. Верно ли выполнил мальчик задание?

Линять – линия

  Яснеть – ясень

Скрипеть – скрипка

Паруса – пара

Ученик отвечает на оценку

Слайд № 19

Вывод: чтобы подобрать проверочное слово, нужно верно определять значение корня.

  - В некоторых словах проверить ударением нелегко. Это удаётся только после вдумчивого рассмотрения состава слова. Например: в первом слоге слова столицапишем О, потому что в Древней Руси  слово стол  употреблялось в значении «княжение» Говорили: Ярослав сел на стол отца своего Владимира. Отсюда древний Киев, где княжили великие князья, назывался стольным градом, т.е. столицей.

Слайд № 20

Долина.

В этом слове в первом безударном слоге пишем букву О, потому что долина– это низина между горами, дол. Дол означает «нижний край, низ». Поэтому слово долина нужно проверить словом дол.

 Интересно узнавать новое?  Я  обращаю ваше внимание на этимологический словарь русского языка. В нём вы найдёте не только много интересного о происхождении слов, но узнаете, как  правильно написать слово.

Слайд 21

·        Учитель демонстрирует этимологический словарь.

 3.9. Самостоятельнаяработа.  

Слайд № 22

Работа с тестами – подготовка к  ГИА

- Ребята, мы с вами  на уроках уже работали с тестами, вы знаете этот вид работы. Я раздаю каждому тест, ваша задача – отметить правильную строку в квадрате.

А 1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена  безударная проверяемая  гласная?

                                  В …сна, м…тель

                                  К…тёнок, с…ды

                                  Л..теть, в…кзал

                          С…бака, укр…шать.

А 2.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

                          З…ма, л…сник

                          В…сьмой,  см..треть

                          Р..ка, гр..бной

                          Изм…рять, нал…лись

 

А. 2. Укажите  строчку, включающую все слова с проверяемой гласной в корне.

                         Ст...рик, б...хрома.

                          К...лач, ув...дать.

                         Л...терея, ст...пной.

                         Исп...рение, з...леноватый

А. 2. Укажите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне.

                         Бри..гада,  пош..л.

                          Уд...вление , к..пуста

                          Кр...пива, к...рова.

                           Х...дьба, д...ржать.

 4.  Домашнее задание.

Слайд №23

Теория  50-52 повторить, разгадать   кроссворд .

 

5. Подведение итога урока.  

 

Какое умение мы отрабатывали на уроке?  

Слайд № 24

Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

– Кто хочет задать первый вопрос?

Слайд № 25

 

•  Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

 (Приём -  эстафета)

 

Не забудьте рифмованное правило:

Слайд № 26

Если буква гласная

Вызвала сомненья

Ты её немедленно

Поставь под ударенье!

Слайд № 27

 

Ребята, вернёмся к  эпиграфу нашего урока: стали ли безударные гласные   для вас более разгаданными, чем раньше?

Слайд №28

 6. Рефлексия.

•  Самооценка собственной работы на уроке.

–  Итак, урок подходит к концу, посмотрите на  карточки эмоционального состояния.  Оцените урок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Карточка эмоционального состояния

Дата

Заполните карточку значками:

Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

 

 

На уроке мне было интересно      

 

Я чувствовал (а) себя комфортно

 

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)         

 

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

 

 

Особое мнение, впечатление ____________________________________________________

 

- Что особенно понравилось на уроке?

 Слайд №29

 

Сдайте   рабочие тетради классному консультанту. Урок окончен, до свидания!

Слайд №30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ночёвка, цветок, бегун, листочек,   проходить,  дела, разделять, очарование, пятно, далёкий,  пожалеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

А 1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена  безударная проверяемая  гласная?

                          В …сна, м…тель

                          К…тёнок, с…ды

                          Л..теть, в…кзал

                     С…бака, укр…шать.

А 2.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

                          З…ма, л…сник

                          В…сьмой,  см..треть

                          Р..ка, гр..бной

                          Изм…рять, нал…лись

 

А. 3. Укажите  строчку, включающую все слова с проверяемой гласной в корне.

                         Ст...рик, б...хрома.

                          К...лач, ув...дать.

                         Л...терея, ст...пной.

                         Исп...рение, з...леноватый

А. 4. Укажите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне.

                         Бри..гада,  пош..л.

                          Уд...вление , к..пуста

                          Кр...пива, к...рова.

                           Х...дьба, д...ржать.


 

Алгоритм

 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя ___________________

 

Карта самоконтроля по теме: «Безударные гласные в корне слова»

 

Умение «видеть» корень в словах, подбирать однокоренные слова.

 

 

 

Умение выделять корень в словах

 

 

Знание правила о правописании проверяемых безударных гласных

 

 

Знание правила о правописании непроверяемых безударных гласных

 

Применение правила о правописании проверяемых  безударных гласных

 

 

Применение правила о правописании непроверяемых безударных гласных

 

 

Фамилия, имя ___________________

 

Карта самоконтроля по теме: «Безударные гласные в корне слова»

 

Умение «видеть» корень в словах, подбирать однокоренные слова.

 

 

 

Умение выделять корень в словах

 

 

Знание правила о правописании проверяемых безударных гласных

 

 

Знание правила о правописании непроверяемых безударных гласных

 

Применение правила о правописании проверяемых  безударных гласных

 

 

Применение правила о правописании непроверяемых безударных гласных

 

 


Карточка эмоционального состояния

Дата:

Заполните карточку значками:

Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

 

 

На уроке мне было интересно      

 

Я чувствовал (а) себя комфортно

 

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)         

 

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

 

 

Особое мнение, впечатление ____________________________________________________

 

Карточка эмоционального состояния

Дата:

Заполните карточку значками:

Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно      

 

Я чувствовал (а) себя комфортно

 

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)         

 

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

 

 

Особое мнение, впечатление ____________________________________________________


»  Размещено в сообществах: