Submitted by Лариса Александровна Лобанова on Sat, 01/02/2014 - 15:47
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему: «Содержание и форма в музыке». Давайте дадим определение этим двум понятиям.
Ответы детей (Содержание – это то, о чем говорится в произведении, форма – это строение музыкального произведения).
Учитель: Какие формы музыки вы знаете?
Ответы детей (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, форма вариации и др.).
Учитель: действительно, композитор не случайно выбирает ту или форму для своего произведения. Как вы думаете, с чем это связано?
Ответы детей (с содержанием; от того или иного содержания, которое композитор хочет раскрыть в своем произведении будет зависеть и форма).
Учитель: Правильно. На сегодняшнем уроке мы послушаем пьесу русского композитора П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года». С творчеством этого композитора мы знакомимся на протяжении всех лет обучения музыке. Что вы можете сказать о творчестве этого композитора? Какие биографические данные можете привести? Какие произведения П.И.Чайковского можете назвать?
Ответы детей. Дополнения учителя
Учитель: Действительно, П.И.Чайковский – великий русский композитор, написавший огромное количество музыки. Среди его произведений оперы, балеты, симфонии, концерты, романсы, сборник фортепианных пьес для детей «Детский альбом», фортепианный цикл «Времена года».
О создании фортепианного цикла «Времена года» следует сказать следующее: П.И.Чайковский написал этот цикл из двенадцати фортепианных пьес специально для журнала «Нувеллист». Позже они вышли отдельным сборником.
У всех пьес данного цикла два названия. Первое – название месяца, второе – собственно название пьесы. Задание перед слушанием: о чем, как вы думаете, хотел рассказать композитор в этом произведении?
Слушание.
Ответы детей (композитор рассказывает о последнем месяце осени – ноябре, когда уже ощущается приближение зимы, когда уже убраны нивы и открываются широкие бескрайние русские просторы. И как хорошо прокатиться на тройке лошадей по раскинувшимся просторам, послушать цокот копыт, порадоваться морозному дню, полюбоваться красотою родной природы).
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания музыкального образа?
Ответы детей.(мелодию, темп, динамику, регистр и т.д. Отдельно следует сказать о форме пьесы: она написана в 3-х частной форме, где первая и последняя части совершенно одинаковы и рассказывают о красоте русской природы. Вторая часть резко отличается от первой и последней: темп из медленного становится быстрым, мелкие длительности в высоком регистре фортепиано имитируют цокот копыт. Вторая часть описывает собственно прогулку на тройке лошадей).
Учитель:Ребята, какими словами вы бы определили тему нашего сегодняшнего урока?
Ответы детей.
Учитель: Да, тема нашего сегодняшнего урока: «Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского». А что такое музыкальный образ?
Ответы детей (музыкальный образ – это то жизненное содержание, те творческие замыслы, которые хотел воплотить в своем произведении композитор).
Учитель: И продолжая тему приближающейся зимы, я предлагаю вам исполнить уже знакомую нам русскую народную песню «Ах, ты зимушка-зима».
Пение. Работа над выразительностью исполнения.
Итог урока: Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? Какое впечатление произвела на вас прослушанная на уроке музыка?
Д/з: подготовить сообщение об одной из пьес фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».