Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В блокадном Ленинграде музы не молчали....

Submitted by Ирина Фёдоровна Алёшина on Tue, 04/02/2014 - 10:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алешина Ирина Федоровна
Место работы, должность: 
МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф.Ушакова
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Учащиеся осознают роль литературы и искусства в подъеме патриотического духа народа в борьбе с фашистскими захватчиками, через осмысление блокады Ленинграда посредством изучения исторических фактов, отраженных в литературных произведениях А. Ахматовой и О. Берггольц.

Задачи:

В ходе занятия учащиеся смогут:

- Использовать различные виды источников  (художественные тексты, исторические документы, карты, статистические данные, музыкальное произведение, воспоминания, энциклопедические статьи и др.) для достижения цели занятия;

- Отбирать, анализировать историческую информацию по теме «Блокада Ленинграда»;

- Соотносить исторические факты с текстами стихотворений А. Ахматовой  и О.Берггольц;

-формулировать  личные цели занятия;

- Представлять результаты исследовательской деятельности в форме сжатого публичного выступления

- формулировать собственное отношение к полученной информации в виде высказываний, участия в обсуждении, составления синквейна

- использование ИКТ .

В ходе занятия учащиеся получат возможность:

- развитие активной гражданской позиции,

- самостоятельности и способности к самоорганизации

- формировать умения  работать в группах, развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи, толерантного общения.

-  развить умения анализировать новую ситуацию, используя имеющиеся знания.

- развивать общеучебные навыки анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать, абстрагировать исторические понятия.

-сопоставлять исторические документы с литературными произведениями.

-делать политические и нравственные выводы.

- сформировать личностно-ориентированное восприятие связи времен,

-сформировать гражданско-патриотические качества

-воспитание  гордости  за свою Родину, патриотизм, привитие интереса к историческим документам, литературе и искусству

Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемая методическая литература: 

 

эпиграф к уроку, мультимедийная презентация, выставка детских книг о войне и блокаде, слова на магнитной доске для словарной работы (блокада, Ольга Берггольц, Дмитрий Шостакович и т.д.).

Используемое оборудование: 

 

планшетные компьютеры, компьютер, интерактивная доска

Краткое описание: 
Интегрированный Урок мужества(литература+история+музыка)проводился 27 января 2014 года в день 70летия снятия блокады в городе Ленинграде.

 

Предварительная подготовка:

2. Прочитать художественные произведения: стихи А.Ахматовой,  стихи О.Бергольц,

3. Составить мультимедийную презентацию: «Блокада Ленинграда, как одна из ярких и трагических страниц в истории Вов».

4.Распределить группы:

1-группа - «Историки»

2-группа - « Поэты»

3-группа - «Консультанты»

4-групп - «Эксперты»

4.Создание информационного пространства, отображающее событие «День снятия блокады Ленинграда», отбор материала к уроку.

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Цель 1 этапа  урока: Подготовить учащихся к восприятию темы.

Слово учителя:

Одной из ярких страниц истории Великой Отечественной войны  является блокада Ленинграда. В 1941 г. А.Гитлер говорил: «Основание С-Петербурга Петром Великим было фатальным событием в истории Европы, и поэтому С-Петербург должен полностью исчезнуть с лица земли». А в 1942 г. – «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет себя сам».

В лучших произведениях показан трагизм человеческих судеб, глубина драматических переживаний. Но трагедия народа не заслоняла веры в силы народа, в его бессмертие, в его непобедимость.  (Слайды 1-2)

Тема нашего урока:

 

В блокадном Ленинграде музы не молчали

Эпиграфом к уроку станут слова Ольги Федоровны Берггольц:

 «Нас вместе называют- Ленинград.

                    И шар земной гордится Ленинградом»

(Запись темы урока в тетрадь)

Ход работы:

1.Вступительное слово учителя 

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж, Петергоф.. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.  (Слайд 3)

 

Ленинград…900 дней блокады. Голод, разруха, смерть…(Слайд 4)

(Запрос цели)

Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем уроке речь пойдет об этом удивительном городе? (27 января исполняется 70 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда).

 

Что вы слышали и знаете о блокадном Ленинграде?

Какова цель нашего урока?

 

Цель  2 этапа урока: Учащиеся осознают роль литературы и искусства в подъеме патриотического духа народа в борьбе с фашистскими захватчиками, через осмысление блокады Ленинграда посредством изучения исторических фактов, отраженных в литературных произведениях А. Ахматовой и О. Берггольц.

 

 

Задачи этапа: 1. Осветить  ключевые события Великой         Отечественной войны (Блокада Ленинграда)  и обсудить основные проблемные вопросы этой темы.

2. На основе  художественных произведений показать тесную связь истории с литературой

          3.  Показать умения работать с дополнительными

          источниками, анализировать, обобщать исторические факты и

литературные произведения, уметь интегрировать знания истории и литературы.

Слово учителя:

Мне  бы хотелось начать урок стихотворением Анны Андреевны Ахматовой.

Война застала Ахматову в Ленинграде. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях.

«Поэт»

 

Ленинградскую беду Рукамине разведу, Слезамине смою, В землю не зарою. За версту я обойду Ленинградскую беду.

 Я не взглядом, не намеком,

Я не словом, не попреком,

Я земным поклоном,

 Я в зеленом поле

     ПОМЯНУ…    

(А. А. Ахматова. Причитание. 1944. Ленинград)

«Историк»

Героическая оборона Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Первые фашистскиебомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город сталподвергаться систематическим массированным налетам вражеской авиацииПолучили повреждения Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский, Строгановский и другие дворцы, была полностью разрушена Пулковская обсерватория, разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина,

(Работа с картой) «Консультант» (Слайд 5)

Выступление консультанта – статиста (Слайд 6)

«Поэт» (Слайд 7)

Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок.

(А.А. Ахматова. 23 апреля 1942)

 

(Выступление консультанта)

«Историк» (Слайд 8 -9)

Ленинградцы поднялись на защиту Родины: они вступали в партизанские отряды, сражались па фронте, строили оборонительные рубежи. Уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей из музеев и различныхучреждений.

20 августа немцы заняли г.Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград - Москва. Над городом нависла непосредственная опасность. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу. 30 августа немецко-фашистские войска, совершив прорыв па станции Мга, перерезали последнюю железнодорожную ветку, соединявшую Ленинград со страной. С 4 сентября начались систематические артобстрелы города. 8 сентября был захвачен Шлиссельбург, и сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей прекратилось. Началась 900-дневная блокада. Гитлер заявил: «.Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли. Город уже блокирован, теперь его остается только обстрелять артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и все, что необходимо для жизнедеятельности населения, не будет уничтожено».

Выступление консультанта

 

«Историк» (Слайд 10)

Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограничены, на 12 сентября они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30-35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября. Зима 1941 - 1942 гг. была особенно тяжелой. Стоял жестокий мороз, в домах не работало отопление. Ленинградцы стали использовать печки-времянки, сжигая в них мебель, паркет, книги, но времянка не держала тепло, и в комнате было почти всегда холодно, как на улице.

Выступление консультанта

«Поэт» (Слайд 11)

.. О ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке, Бедный ленинградский ломтик хлеба-Он почти не весит на руке...

(О.Бергольц. Разговор с соседкой. 5 декабря 1941)

 

(Выступление  консультанта)

«Историк» (Слайд12)

Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

«Поэт» (Слайд 13)

...О, мы познали в декабре -

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех -

Хотя бы крошку сбросить наземь:

Таким людским стаданьем он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освещен,

Наш хлеб насущный, ленинградский...

(О.Бергольц. Ленинградская поэма. Июнь-июль 1942)

«Историк»

Началась цинга, дистрофия, голод. Иссякали запасы топлива, прекратилась подача " электроэнергии, остановилисьтрамваи и все движение. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

«Поэт»

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг- он дышит. Он еще живой, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!» -До седьмого доходят неба...

Отворите райскую дверь, Помогите ему теперь.

(А.А.Ахматова. 28 сентября 1941)

 

«Историк»(Слайд 14)

 

В ноябреленинградцы начали умирать от голода. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки.

Выступление консультанта

«Поэт»

...Где помечена твоя крутая Лестница, ведущая домой, По которой,с голоду шатаясь, Ты ходила с ведрами зимой?

Где помечена твоя дорога,

По которой десять раз прошла

И сама - в пургу, в мороз, в тревогу -

Пятерых на кладбище свезла?...

(О. Бергольц. Второй разговор с соседкой. Апрель 1944)

 

«Историк» (Слайд 15)

Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы ТаниСавичевой, в котором она делала записи о том, как на ее глазах умирали ближайшие родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, по вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 году в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится вмузее Пискаревского кладбища.

(Чтение дневника Тани Савичевой)

«Поэт»

Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках, узеньких, смешных, В кастрюльках воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных...

 

.Адевушка с лицом заиндевелым, Упрямо стиснув почерневший рот. Завернутое в одеяло тело . На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, - к вечеру добраться б...       

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

11огибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят... Как многих нам уже недосчитаться! Но мы не плачем: правду говорят. Что слезы вымерзли у ленинградцев...

(О. Бергольц. Февральский дневник. Январь - февраль1942)

«Историк» (16 слайд)

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которые надеялся
Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы
обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и
стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и очищали город
ото льда и снега. (Слайд 17)___________________ __^______________

Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света и тепла, но их жизнь продолжалась. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и лея iели культуры. 17 сентября 1941 года по ленинградском) радио выступил Д.Д. Шостакович: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом... два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения...» Это была знаменитая Седьмая симфония.

(Звучит симфония)

«Поэт»

Последнюю и высшую награду -Мое молчанье - отдаю Великомученику Ленинграду. (Л. А. Ахматова. 1942)

«Историк» Слайд 18-20)

Единственной магистралью, связывающей с сентября 1941 года по март 1943-го осаждений Ленинград со страной, была «дорога жизни», проходившая через Ладожское озеро. По ней в город доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы и эвакуировали людей. Дорогу систематически бомбили и обстреливали, но движение на ладожской трассе не прекращалось ни летом, ни зимой по льду, ни даже весной, когда лед начал таять.

18 января 1943 года, когда соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, был освобожден Шлиссельбург и очищено от противника южное побережье Ладожского озера. Коридор вдоль берега, шириной 8-10километров, восстановил связьЛенинграда со страной, и в феврале в город пошли поезда с продовольствием, сырьем и
боеприпасами, прекратились артобстрелы. 14 января 1944 года советские войска перешлив наступление, а(27^января 1944 года в результате Ленинградско - Новгородской операции
блокада была снята, и торжественныйсалют возвестил миру, что Ленинград полностью
освобожден. (Слайд 21)                          (работа у карты)

«Поэт»

Так пусть же мир сегодня слышит Салюта русского раскат. Да, это мстит, дикует, дышит Победоносный Ленинград!

(О. Бергольц. Ленинградский салют. 27 января 1944)

«Историк» Слайд 22-31

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарсвского и Серафимовского кладбищ, открыт памятникленинградской армии народного ополчения, на площади Победы - памятник героическим защитникам города, а вокруг] Ленинграда по бывшему блокадному кольцу создан «Зеленый пояс Славы». В 2004 году - к 60-летию снятия блокады - все бывшие блокадники были награждены памятными медалями.

«Поэт»

А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена, -Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Захлопываю святцы: И на колени все! Багровый хлынул свет! Рядами стройными проходят ленинградцы, Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.

 (А.А. Ахматова. Август 1942)

Звучит 7 симфония  Д.Шостаковича

 

 

3 этап урока:Рефлексия

 

Цель: Проверить усвоение учащимися материалов урока.

 

Учитель:

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что вас впечатлило больше всего?

- Что мы можем сказать о взаимосвязи литературы и истории?

-Какие чувства вы испытываете, читая произведения о войне?

-Зачем молодёжи знать о события военных  лет ,о мужестве ленинградцев?

 Составьте синквейн (стихотворение из 5 незарифмованных строк) на тему «Блокада Ленинграда».

Алгоритм синквейна:

1 строка: одно ключевое слово, определяющее содержание.

2 строка: два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка: три глагола, показывающих действие понятия (можно глагол и существительное).

4 строка: короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

5 строка: одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

6.  Подведение итогов, выставление отметок.

Выступление группы экспертов.

 

Прикрепленный файл Size
Blokada.ppt 3.73 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн