Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мониторинг результативности работы в преодолении речевых расстройств

Назад  на страницу   Блог

 

Гистограмма 1

Как видно из гистограммы 1, у дошкольников с ЗПР после проведения системной и дифференцированной коррекционно-развивающей работы отмечалась значительная динамика развития фонетического компонента речи

В тоже время, к концу года у небольшой части детей еще отмечались некоторые проблемы с просодией, звукопроизношением, воспроизведением звуко-слоговой структуры слов. Это связано, с одной стороны, с трудностью усвоения этих подсистем фонетического компонента речи из-за интеллектуального недоразвития дошкольников, а с другой стороны, со сложностью речевой патологии детей с ЗПР (системное недоразвитие речи, стертая псевдобульбарная дизартрия, тоноклоническое заикание  средней или тяжёлой выраженности, моторная алалия и пр.)

 

 

Гистограмма  2

Гистограмма 2 свидетельствует о том, что у дошкольников с ЗПР после про ведения коррекционно-логопедической работы отмечалась существенная динамика развития фонематического компонента речи по сравнению с результатами, полученными в результате диагностики в начале года.

В тоже время, к концу года у незначительной части детей еще наблюдались некоторые проблемы с фонематическим восприятием, анализом и синтезом и фонематическими представлениями. Это обусловлено недоразвитием у дошкольников с ЗПР мыслительных операций анализа, синтеза, сравнен ия, обобщения несформированностью метаязыковой деятельности, трудностями перевода языковых операций во внутренний план.

 

Гистограмма 3

Согласно гистограмме 3 у дошкольников с ЗПР к концу каждого учебного года отмечалась существенная динамика развития лексическо компонента речи по сравнению с данными полученными в начале года.

Однако, к концу каждого учебного года у небольшой группы детей отмечалось недоразвитие сигнификативного и структурного  аспектов  лексических значений слов. Это связано с тем, что дошкольники с ЗПР имеют выраженные нарушения как в базовом звене - связь слово ­зрительный образ, так и на более высоком уровне - дифференциаци и  обобщении лексических единиц.

 

Гистограмма 4

В соответствии с гистограммой 4, у дошкольников с ЗПР после проведения коррекционно-логопедической работы отмечалась существенная динамика развития грамматического строя речи по сравнению с  результатами , полученными в результате диагностики в начале года.

В тоже время, к концу года у части детей с ЗПР еще наблюдались некоторые проблемы с процессами словообразования, словоизменения и синтаксической структурой предложения. Выявленные в конце учебного года нарушения грамматического строя речи имели сложный патогенез. С одной стороны, их можно расценивать как элементы аграмматизма, свойственные более  младшему возрасту; с другой - в ошибках проявляется отклонение от закономерностей нормального онтогенеза, специфическое нарушение грамматического строя речи, обусловленное неусвоением закономерностей морфологического и синтаксического уровня языка, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.

Гистограмма 5

Согласно гистограмме 5 у дошкольников с ЗПР к концу каждого учебного года отмечалась существенная динамика развития связной речи по сравнению с данными полученными в начале года.

Однако, к концу каждого учебного года у части детей отмечалось недоразвитие диалогической и монологической связной речи. Можно предположить, что это обусловлено, с одной стороны - более длительным периодом формирования связной речи, которая является наиболее сложной формой речи, с другой стороны - с недоразвитием у дошкольников с ЗПР

мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

трудностями перевода внутреннего (смыслового) плана в языковые операции,  нарушениями как смыслового (внутреннего) программирования, так и программирования языкового оформления речи.

Таким образом, в течение трех лет отмечалась положительная динамика в развитии всех компонентов речи. Эффективность работы заключалась в применении системного и дифференцированного подхода в процессе коррекции нарушений речевого развития, который учитывает многообразие сочетаний факторов, среди которых наиболее значимыми являются: индивидуально-психологические особенности детей с ЗПР, особенности проявлений, структуры сложного речевого дефекта, соотношение уровней сформированности различных компонентов речевой системы, соотношение нарушений импрессивной и экспрессивной речи у данной категории детей.

 

 

 

 

ДИНАМИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ЗА ТРИ ГОДА

 

Сравнительные данные результатов исследования речи у дошкольников с ЗПР

 

Таблица 1

Компоненты

2010- 2011 уч.г.

2011- 2012 уч.г.

2012- 2013 уч.г.

речевой

 

 

 

 

 

 

(языковой)

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

системы

года

года

года

года

года

года

фонетическая

15

3

15

4

15

2

сторана речи

 

 

 

 

 

 

фонематические

15

4

15

3

15

2

процессы

 

 

 

 

 

 

лексический

13

2

15

4

12

2

компонент речи

 

 

 

 

 

 

грамматический

14

2

15

4

12

3

строй речи

 

 

 

 

 

 

связная речь

15

4

15

5

15

4

 

(Количество детей с нарушениями)

Из таблицы 1 видно, что. на начало каждого учебного года у дошкольников с ЗПР отмечалась недоразвитие всех компонентов речи. На конец каждого учебного гада за счет проведения системной и дифференцированной коррекционно-развивающей работы  произошли заметные изменения в развитии всех сторон речи па сравнению с результатами, полученными до проведения логопедической коррекции.

Однако, к концу каждого учебного года не все дошкольники с ЗПР достигают того уровня сформированности всех компонентов речи, который соответствует онтогенетическому развитию. Эта связано, с одной стороны, со сложностью речевой патологии детей с ЗПР (системное недоразвитие речи, стертая псевдобульбарная дизартрия, тоноклоническое заикание средней или тяжелой степени выраженности, моторная алалия и пр.), а с другой стороны обусловлена недоразвитием у дошкольников  с  ЗПР познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

 

 

Логопедические заключения

(в соответствии с психолого-педагогической и клинической классификациями)

у дошкольников с ЗПР

Таблица 2

 

Логопедические

2010- 2011 уч.г.

2011- 2012 уч.г.

2012- 2013 уч.г.

заключения

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

 

года

года

года

года

года

года

Системное

2

-

3

-

4

-

недоразвитие

 

 

 

 

 

 

речи, алалия,

 

 

 

 

 

 

дизартрия

 

 

 

 

 

 

Системное

3

3

1

1

-

-

недоразвитие

 

 

 

 

 

 

речи, дизартрия,

 

 

 

 

 

 

заикание

 

 

 

 

 

 

Системное

9

4

9

5

10

6

недоразвитие

 

 

 

 

 

 

речи, дизартрия

 

 

 

 

 

 

Фонетико-

1

-

2

-

2

-

фонематическое

 

 

 

 

 

 

недоразвитие,

 

 

 

 

 

 

дизартрия

 

 

 

 

 

 

Нормальное

-

8

-

9

-

9

речевое развитие

 

 

 

 

 

 

(количество детей)

 

Таблица 2 свидетельствует, что у дошкольников с ЗПР на начало года отмечалась определенная специфика нарушений речевого развития, которая проявлялась в системном характере речевого недоразвития, в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера (алалия, дизартрия, заикание). Многие проявления речевой патологии связаны с психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания познавательной деятельности.

В конце учебного года за счет проведения системной и дифференцированной коррекционно-логопедической работы произошли заметные изменения в речевом развитии по сравнению с результатами, полученными до проведения логопедической коррекции.

У детей, у которых в начале учебного года отмечалось системное недоразвитие речи, моторная алалия, стертая дизартрия, после коррекционно-логопедической работы отмечался выход из алалии. Эти дети в конце учебного года пополняли группу дошкольников с системным недоразвитием речи, стертой дизартрией.

У дошкольников с ЗПР, у которых в начале года диагностировалось системное недоразвитие речистёртая дизартрия, неврозоподобное тоноклоническое заикание, после работы с учителем-логопедом отмечалось значительное улучшение речевого состояния ( в развитии фонетико-фонематической системы и лексико-грамматического строя речи). В тоже время проявления темпо-ритмических нарушений у данных детей с ЗПР имели место быть в конце учебного года. данный факт связан со сложностью речевой патологии, с недоразвитием у дошкольников с ЗПР познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также с отсутствием специальных условий работы, которые требуются для коррекции заикания по методики Г.А.Волковой.

Дошкольники с ЗПР, имеющие на начало года системное недоразвитие речи, стертую дизартрию или фонетико-фонематическое недоразвитие, в конце учебного года в результате про ведения системной коррекционно-логопедической работы, в большинстве своем, пополняли группу детей с нормальным речевым  развитием.

Таким образом, анализ результатов, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что работа, проводимая учителем-логопедом, является успешной, а методика системной и дифференцированной коррекционно-логопедической работы эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн