Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение»

Submitted by Елена Александровна Баранова on Fri, 07/02/2014 - 15:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баранова Елена Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ Сеченовская средняя общеобразовательная школа
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература.

1.Газета «Биология», 2008. № 5,6.,2001.№4.,2005.№2.,2006. №6., №7.

2.Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. Авт.- сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.-65с.

3.Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. -352с., ил.

4.Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 319с.: ил.

5.Общая биология: Учеб  для 10 -11кл.шк. с углубл.  изуч. Биологии А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.;  ред. А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.: ил. –

6.Н.А.Лемеза, Л.В.Камлюк, Н.Д.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.. Рольф, 1997, - 464с., с ил.

7.Клип.       

Используемая методическая литература: 

·         Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, 2006. - 336с;

·         Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

·         Программы  для общеобразовательных  учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством  В.В.Пасечника. 5-11 классы.

Используемое оборудование: 

1.Плакаты: «Строение головного мозга», «Строение спинного мозга», «Отделы головного мозга и воздействие на них алкоголя».

2.Слайды: «Строение  здорового нейрона и 3 стадии постепенной гибели под действием наркотика », «Нейрон наркомана под электронный микроскоп», «Фотография наркомана с некротическими язвами», «Фотография кожи больного сифилисом».

3.Для демонстрации опытов: пробирки, штатив, белок яйца, спирт, сигареты, окурок, 20мл раствора соды с индикатором, прямоугольники размером 10х6см с отверстием в центре3х2см.

4.Презентация.

5.Брошюрки-рекламы прививок (краснухи, гриппа, оспы, герпеса, полиомиелита, энцефалита, гепатита).

Используемые ЦОР: 

Презентация. Клипы.

Краткое описание: 
№урока 20. Класс 8.Тема урока: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение» ПЛАН УРОКА. 1) Здоровье и факторы риска болезни. 2) Наследственные нарушения деятельности нервной системы (Синдром Дауна, Олигофрения, синдром Патау, синдром «Кошачьего крика» - презентация) -5мин. 3) Бактериальные и вирусные инфекции : (менингит, полиомиелит, грипп, гепатит, оспа, герпес, стоматит, энцефалит – презентация, брошюрки-рекламы прививок, положение вакцинации по Сеченовской средней школы) -7мин. 4) Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами -7мин. а) Характеристика состояния здоровья населения с высоким уровнем загрязнения - презентация. б) Опыт «Среда жизни здорового человека» (Исследование воздуха на содержание твердых примесей по Сеченовской средней общеобразовательной школы – коридор 1,3 этажа, Спортивный зал, кабинет «Биологии», 6 «г» класс - презентация). г) Решение экологической проблемы в Сеченовской средней общеобразовательной школы. 5) Вредные привычки: систематическое употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ (презентация) -50мин. а) Групповая работа: 1-я группа изучает «Влияние алкоголя на подростка». 2-я группа – «Влияние никотина на организм человека» 3-я группа – «Влияние наркотиков на физическое состояние и социальный статус человека». 4-я группа – «Токсикомания, её пагубное воздействие на мозг человека». 5-я группа проводит социологические исследования в школе за 2 недели до урока по анкете, помогающей выяснить распространённость вредных привычек в школе, среди родителей. б) Выступления учащихся -12мин. в) План ответа для каждой группы одинаков. -Причины возникновения привычки. -Нарушения нервной системы. -Последствия для состояния всего организма. -Социальные последствия. -Меры профилактики. г) Демонстрация опыта: №1 «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».№2 « Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина» -10мин. д) Звукозапись:1.Влияние на организм человека продуктов, образующихся при курении. 2.Исповедь наркомана. « Я употребляю наркотики …». Шесть заблуждений наркомана. (Статьи из журнала «Здоровья») -7мин. е) Слайды через кодоскоп: « Нейрон здорового человека и 3 стадии постепенной гибели нейрона под действием наркотика», « Нейроны наркомана под электронный микроскоп», «Фотография наркомана с некротическими язвами», «Фотография больного сифилисом»- 5мин. ж) Средняя заболеваемость в зависимости от уровня образования женщин менее развитых регионов (презентация) -3мин. з) Рефлексия -5мин. и) Пример из жизни -5мин. 6). Нарушения, связанные с нервными перегрузками -7мин. а) Виды неврозов (презентация). б) Лечение неврозов. 6.Подведение итогов урока -5мин. а) Выводы. б) Анализ диаграммы «Продолжительность жизни в России» (презентация). 7.Заключение -7мин. а) Шуточный рассказ органов человека о себе, своём самочувствии. б) Клип. 8. Общий вывод -3мин. а) Рефлексия.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
  1. Организационный момент.

Добрый день!

Сегодня мы проводим урок на тему: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждения».

Диспансеризация 2002г, в ходе которой обследовали 30млн детей, дали тревожный результат: здоровы лишь 30% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16%- хронические патологии. Печальная статистика.

Среди множества болезней, которыми страдает человек, особое место занимают болезни поведения, или вредные привычки, к которым относят: курение, пьянство, токсикоманию, половую распущенность и даже пристрастие к некоторым пищевым продуктам. Например: чаю, кофе, шоколаду.

2.  Цели и задачи.

Мы приглашаем всех присутствующих к обсуждению темы о здоровом образе жизни.

На уроке мы должны: познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и факторами, вредящими здоровью;

   -выяснить причины появления вредных привычек, рассмотреть механизм наркотического влияния на организм;

   -доказать экспериментальным путём губительность алкоголя и никотина для живых клеток и всего организма;

   -научиться предвидеть последствия вредных привычек для человека и общества;

   -дать оценку наличия вредных привычек в нашей  школе и предложить  меры предупреждения их распространения.

3.   Вступительное слово учителя.

Валеология утверждает, что факторы, влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы:

1.      Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение- 50%.

2.      Генетика-20%.

3.      Внешняя среда, экология-17-20%.

4.      Здровоохранение-8-10%.

     Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но всё-таки на 50% здоровье                зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.

      4.Работа с таблицей 1 (Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.)- презентация.

Краткий анализ таблицы.

     5.Работа с учащимися по плану урока.

                 1.План урока написан на доске; учащиеся записывают пункты плана постепенно, по мере изучения.

ПЛАН УРОКА.

1)Здоровье и факторы риска болезни.

2)Наследственные нарушения деятельности нервной системы.

3)Бактериальные и вирусные инфекции.

4)Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.

5)Вредные привычки: систематическое употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ.

6)Нарушения, связанные с нервными перегрузками.

               2.Учитель.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Могут быть обусловлены факторами внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями, перенесёнными матерью в период беременности, возраст родителей, употребление наркотических веществ.

              -болезнь Дауна- наличие трех хромосом вместо двух в 21 паре хромосом человека возникает при образовании яйцеклетки или сперматозоида. Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто нарушается строение внутренних органов. Впервые в 1866г английский врач Л.Даун описал и назвал монголоизмом из-за характерных черт. Впоследствии синдромом Дауна. Доживают редко более 20лет, крайне редко имеют детей. Частота 1 на 500-700 новорождённых.

                -олигофрения- слабоумие, возникает при увеличении или потере Х- хромосомы у женщин, нарушении расщепления фенилаланина  ( генная мутация) и некоторых других хромосомных нарушениях.

                -синдром Патау описан в 1960году. Это хромосомная  аномалия вызывает расщепление губы (« заячья губа») и нёба («волчья пасть»), пороки развития головного мозга, глазных яблок, внутренних органов, многопалость (полидактилия). Причина не расхождение 13-ой хромосомы (три 13-ой хромосом).

                 -синдром « Кошачьего крика» - отсутствия плеча 5ой хромосомы. Для детей характерен плач очень высокого тона, пороки нервных клеток, головного мозга. Впервые описали  в 1963г, с тех пор зарегистрировано несколько сотен случаев. Живут до 20-18лет.

ВЫВОД: Наследственные заболевания не излечиваются. Редко встречаются, т. к. люди живут не долго, редко  вступают в брак, не могут иметь детей.

              3.Учитель.

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ И ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ очень опасны для детей раннего возраста.

                   -Менингит вызывается бактерией- менингококком. Заражение происходит от больного  воздушно-капельным путём при разговоре, кашле, чихании. Возбудитель проникает в лимфатическую систему, затем в оболочки мозга, где вызывает гнойное воспаление. Быстрое повышение температуры с сильными головными болями, рвотой, судорогами. Осложнение- сепсис.

      Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. В школе устанавливается карантин на 10 дней.

       Вирусные заболевания - грипп, полиомиелит чаще поражают проводящие  пути мозга.

       При полиомиелите вирус разрушает двигательные нейроны спинного мозга, что вызывает частичные параличи мышц. Заражение происходит через желудочно-кишечный тракт, куда вирус заносится чаще всего грязными руками, с водой, молоком, хлебом, немытыми фруктами, овощами. Иногда заражаются при контакте с больными. Сначала повышается температура, затем возникает повышенная кожная чувствительность. Больной кричит при каждом  прикосновении, не может согнуться. Потом температура понижается, но через 1-2 дня вновь повышается . Развиваются параличи. Чаще всего поражаются ноги, но иногда все конечности и туловище. Восстановительный период начинается через 6 недель и может длиться несколько лет, иногда параличи остаются на всю жизнь. Больной изолируется на 40 дней, учащиеся и взрослые подвергаются карантину на 20 дней. Проводится дезинфекция.

      Грипп - острое вирусное заболевание, сопровождающееся  высокой температурой, головной болью, разбитостью, катаром верхних дыхательных путей. При осложнениях может возникнуть воспаление легких, отиты - воспаление среднего уха, отёк горла, невриты, невралгии.

       При первых признаках заболевания - изоляция больного, ношение маски из марли при уходе за больным, дезинфекция посуды, помещения раствором хлорамина 0,5%. Во время эпидемии  устанавливается карантин.

ШКОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (брошюры).

4.Учитель.

НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ.

        По даням выборочного исследования 33 городов нашей страны, в группе городов с более высокими уровнями загрязнения среды повышается заболеваемость населения.

      Уровень заболеваемости выше на 41% для болезней органов дыхания, на 132%-для болезней сердечно - сосудистой системы, на 176%- для кожных заболеваний, на 35%- для злокачественных новообразований. Состояние здоровья населения с высоким уровнем загрязнения характеризуется рядом общих черт:

1)      Низкая продолжительность жизни.

2)      Подверженность неврозам и хроническим заболеваниям, свойственным пожилым возрастам.

3)      Высокий уровень младенческой и материнской смертности.

4)      Рост « злокачественных  заболеваний».

5)      Стрессовые состояния.

 

 

ОПЫТ №1.

«СРЕДА ЖИЗНИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

Исследование воздуха на содержание твердых примесей.

Присутствие в воздухе твердых частиц – важная характеристика чистоты воздуха. Проверить наличие в воздухе твердых частиц можно следующим образом:

1)      Вырежьте из плотной бумаги несколько прямоугольников размером 10х6см, сделайте в их центре прямоугольные отверстия размером 3х2см. Заклейте центральные прямоугольники липкой лентой.

2)      Вывесите полученные образцы в разных местах: в кабинете во время уборки, в спортивном зале, в коридоре 1 этажа, 3 этажа, в классной комнате и т. д.

3)      Через 4ч соберите образцы и оцените качество воздуха вначале на глаз, а затем под микроскоп. Сосчитайте количество твердых частиц на каждом образце. Расклассифицируйте твердые частицы по размеру. Заполните таблицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Нет  сомнения, что экологические проблемы можно решать по – разному ; например издавать законы и нормативные документы, регламентирующие деятельность человека и общества в природе. Или строить современные, эффективно работающие очистные сооружения, организовывать международные, региональные, локальные экологические движения, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды.

        Китайская мудрость гласит: « Если вы думаете, что вам нужно идти, то вы уже идёте».

Надеюсь , что, обратившись ещё раз к проблеме экологического образования, мы уже начали этот путь, ведущий к её решению.

5.Учитель.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ, СИГАРЕТ, НАРКОТИКОВ, ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПОДРОСТКА.

Русский писатель Федор Михайлович Достоевский так характеризует людей, пристрастившихся к употреблению спиртного: « Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей …, а главное, неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всяческую человечность».

ОТВЕТ учащихся 1-ой группы по плану.

Краткое изложение сообщений учащихся о вреде алкоголя.

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приёме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлено продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта – уксусный альдегид, который в 30раз токсичнее самого алкоголя.

       Алкоголь попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определённая часть клеток гипоталамуса превращается в « приобретённый центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.

       Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные органы нервной системы. На стадии лёгкого опьянения происходит ослабление процессовторможения нервной системы, возникаетвозбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляетсяторможение подкорковых зон. Возбуждённое состояние этих зон И.П.Павлов назвал « бунтом подкорки». Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движения, т. е. деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится- нарушение зрительной зоны коры.

Притяжёлой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия- человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжёлой степени опьянение совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм – заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача – предупредить его появление.

Примечание. При ответе ученик использует таблицу «Отделы головного мозга, воздействие алкоголя на них».

ВЫВОД ( делает ученик). При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов.

ОПЫТ № 2.

« НАРУШЕНИЕ СВОЙСТВ БЕЛКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НИХ АЛКОГОЛЯ ».

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2мл яичного белка. В одну добавить 8мл воды, а в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок -  в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ: Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов.

ОТВЕТ учащихся 5-ой группы по плану.

Итоги социологического исследования по результатам анкетирования и сравнение с таблицей швейцарских учёных (табл.2).

 

 АНАЛИЗ ТАБЛИЦЫ.

В таблице 2 указано, что причинами являются:

               1) Самоутверждение:52-65% (нравится, скучно).

               2) Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют): 18-31%.

               3) Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия): 12-15%.

Дополнение учащегося 5-ой группы к выступлению о вреде алкоголя.

     По данным анкетирования в Сеченовской средней общеобразовательной  школы, в 8 «А», «Б», «В», «Г» классах все считают алкоголь вредной привычкой, но тем не менее употребляют алкоголь из любопытства со сверстниками и в семье по праздникам.

ВЫВОД: все написали, что это вредно, опасно.

Учитель.

О вреде пива на организм (женский гормон - эстрадиол, мужской гормон- тестостерон, хмель растение из семейства Конопляных , содержит  в большом количестве женский гормон).

ВРЕД НИКОТИНА.

При исследовании табачного дыма было выделено более 300 различных соединений, из которых никотин не самый страшный. Бензпирен из табачного дыма вызывает в лабораторных условиях рак у животных в 100 случаях из 100.

ОТВЕТ учащихся 2-ой группы по плану.

Краткое изложение сообщений учащихся о вреде курения.

В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец 210, муравьиная, синильные кислоты, ядовитые газы  ( сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота. Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

     Пагубная привычка существенно изменяет внешность пристрастившихся к табаку в худшую сторону. Обследования более ста злостных курильщиков показали, что морщин у них в пять раз больше, чем у некурящих сверстников, поскольку вредные токсичные вещества, содержащие в табачном дыме, травмируют мелкие кровеносные сосуды на лице. А это вызывает преждевременное старение, увядание кожи.

     У каждого седьмого курильщика развивается тяжелейшее заболевание – облитерирующий эндартериит. Болезнь нередко приводит к гангрене нижних конечностей, ампутации.

     Ежегодно рак лёгких уносит миллионы жизней. Эта тяжелейшая форма раковой болезни у курильщиков возникает в 15-20раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки.

      Английский союз врачей скрупулёзно подсчитал: каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно отбирает у себя приблизительно 6лет жизни!

     Печально, но факт: если в делах мы методично всё продумываем, просчитываем на несколько шагов вперёд, то в вопросах здоровья крепко надеемся на русское « авось». А это не надёжный партнёр!

     Беда в том, что сигарета тихонько, исподволь подталкивает к краю бездны. Как утверждал немецкий мыслитель Г. Лессинг: « Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным».

     Даже если « кривая вывезет» и курение не столь пагубно отразится на вашем здоровье, задумайтесь, какой смысл участвовать в этой, заведомо проигрышной, лотерее? Не лучше ли вовремя выйти из игры и бросить курить? « Но как это сделать?!» - воскликнет любой курильщик, особенно со стажем. Начать можно вот с чего…

ВЫЯСНИТЕ ПРИЧИНУ « Ничего нет легче, чем бросить курить. Я это проделывал десятки раз», - остроумно заметил Марк Твен. Кстати, специалисты утверждают: обычно для того, чтобы окончательно отказаться от курения, требуется от 4 до 10 попыток.

      Первый шаг, который нужно сделать для того, чтобы искоренить дурную при    Первый шаг, который нужно сделать для того, чтобы искоренить дурную пвычку, - выяснить её причину. Признайтесь себе, почему вы курите.

       Профессор Д.Хорн, директор Национального статистического центра курения и здоровья ( Даллас, США), предлагает любопытный тест « ПРИЧИНЫ КУРЕНИЯ». Те, кто курит, могут ответить на вопросы теста « Причины курения» и решить для себя, стоит ли разрушать своё здоровье, если всё это – только желание не отстать от товарищей (ОТВЕТ учащихся 5-ой группы по плану).

Анкетирование в 8-х классах Сеченовской средней общеобразовательной школы. В анкетировании участвовало 28 человек.

ВЫВОД: Среди 28 учащихся нет курящих, все знают о вреде курения.

ОПЫТ № 3.

« ОБНАРУЖЕНИЕ В ТАБАЧНОМ ДЫМЕ КИСЛОТ И НИКОТИНА»

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, смол, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка тёмно- коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот ( реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Вопрос учащимся. Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?

ОТВЕТ учащихся 5-ой группы по плану.

Знакомство со статьями из журнала « Здоровье»: « Влияние на организм человека продуктов, образующихся при курении» - звукозапись.

ВЫВОД: Вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах  по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах « модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране количество курящих неуклонно растёт.

Учитель.

Спортивные достижения учащихся Сеченовской средней школы (Ширшов Артём – призовые места в международных соревнованиях). Программа правительства. Спортивные комплексы в Нижегородской области.

НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ.

Распространение наркомании на территории России происходит угрожающими темпами. В 1994году в России зарегистрировано 44тыс. наркоманов, а в 1998- 219тыс. Специалисты утверждают, что эти цифры необходимо умножить на 10, поскольку многие наркоманы не обращаются за медицинской помощью. К началу  21века зарегистрировано более  3млн человек употребляющих наркотики.

      Считается, что один наркоман в среднем « сажает на иглу» 17 человек! Приём наркотиков приводит к тяжелым медицинским и социальным последствиям, распаду личности, росту смертности и преступности.

      Для того чтобы более менее нормально существовать, наркоман проводит в больнице около 200дней в году, в поисках денег наркоманы идут на преступления ( кражи, грабежи, убийства, разбой).

ОТВЕТ учащихся 3-й группы.

Краткое  изложения сообщений о наркомании и токсикомании.

Наркомания – пристрастие к наркотикам (препараты опия, конопли, южноамериканского растения коки).Токсикомания- пристрастие к употреблению широкого круга веществ, способных воздействовать на психику (от таблеток до клея, растворителей).

Первая проба   наркотика  вызываетзащитную реакцию организма: головокружение, тошнота, рвота, а иногда – никаких изменений.

 Вторая или третья проба- вызывает состояние эйфории ( удовольствие, галлюцинации и др.). Возникает очаг патологического возбуждения в гипоталамусе, требующий новых порций наркотика. Самочувствие, настроение ухудшаются до тех пор, пока наркотик не вводится в организм, - это и есть зависимость от наркотика. Организм привыкает к наркотику,снижается чувствительность к нему и требуются всё большие дозы для получения удовольствия. Если наркотик не поступает, то начинается «ломка»: боли в голове, суставах и мышцах, потливость, рвота, головокружение. У человека нарушаются все психические функции, он агрессивен, неуравновешен, злобен. При очередном приёме наркотика всё проходит - это состояние абстиненции. На стадии развитой зависимости происходит истощение организма: слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям. Видны признаки тяжёлого отравления организма: кожа сухая, жёлтая, человек выглядит глубоким стариком, страдает слабоумием.

ОТВЕТ учащихся 5-ой группы по плану.

Знакомство со статьями из журнала «Здоровья»: « Исповедь наркомана», « Я употребляю наркотики…», « Шесть заблуждений наркомана» - звукозапись.

Положение дел с наркоманией в Сеченовской средней общеобразовательной школы среди учащихся восьмых классах. Учащиеся наркотики не пробовали, все знают как это опасно для жизни.

Учитель.

Наркомания- это серьёзная, страшная болезнь. Велик риск заражения ВИЧ- инфекцией, венерическими заболеваниями, гепатитом. При продолжительной наркотизации общая смертность возрастает в 30раз, риск самоубийства в 350раз, любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для окружающих, он может покалечить себя; для наркомана характерно состояние « озверения».

РАБОТА С КОДОПЛЁНКОЙ №1 (строение  нормального нейрона и 3 стадии гибели нейрона под действием наркотика).

      В зелёной рамке - нормальный нейрон. В цитоплазме нейрона хорошо видны тёмные глыбки – шероховатая  ЭПС, здесь протекают интенсивные процессы биосинтеза. Светлый пузырёк в центре клетки – ядро, в нём ядрышко

В « синей рамке»  изображены три стадии постепенной гибели нейрона под действием наркотика.

        Левое изображение- начальная стадия:

1)      тело нейрона набухает

2)      ядро смещается

3)      ЭПС исчезает, биосинтез нарушается

        Среднее изображение:    

1)      образуется гигантская вакуоль ( в животной клетки их нет) и возникает  только в результате клеточной патологии

        Справа:

1)      гибель нейрона, серое пятно  - клеточная

тень

2)      тёмные маленькие округлые клеточки-

клетки спутники, которые фагоцитируют,

т.е. поедают остатки погибшего нейрона

КОДОПЛЁНКА №2 (здоровые нейроны и нейроны наркомана под электронный микроскоп).

В зелёной рамке (здоровые нейроны)

                                                                            -здоровые клетки нейрона

                                                                            -ЭПС

                                                                            -митохондрии

                                                                            -лизосомы

                                                                           -аппарат Гольджи

                                                                           -содержимое ядра

В синей рамке (картина разрушения)

                                                                           -органелл не видно

ВЫВОД:  КЛЕТКА РАЗРУШАЕТСЯ.

ЧТО ВОЗНИКАЕТ У ЧЕЛОВЕКА, ПРИНЯВШЕГО НАРКОТИК.

1. Галлюцинация – сбой в работе нервной системы (не видит, не слышит).

2. Хронические болезни почек, печени, разрушение клеток.

У ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

1. Нервная система - обеспечивает связь организма с окружающей средой (всё видеть, слышать, быстро отреагировать).

2.Клетка- основа живого.

ВЫВОД: Что же лечить у наркомана, если у него практически повреждены все системы организма. Наркомания – системное заболевание, которое реально не лечится.

 

ПРИМЕР.

В аптеку влетают 2 подростка, лет по 13-14. Один мальчик тут же садится на пол, в углу, зажав уши ладонями, раскачивается из стороны в сторону и мычит от боли,- у него ломка.

    А его приятель покупает одноразовый шприц. Понятно: чтобы снять ломку, нужно ввести наркотик.Но поразительно другое.

     Ребёнок, уже больной, заброшенный, который явно не ходит в школу, прибегает в аптеку и покупает одноразовый шприц! Он не хватает первый попавший, чтобы ввести наркотик. Почему? Ответ простой боится СПИДа. Сейчас знают все – СПИД не лечится, от СПИДа можно умереть. Информация по СПИДУ прошла широко, и в голове у наркомана осталась. Вот она – сила знания. Наркоман боится  заразиться СПИДОМ, он покупает одноразовый шприц. Парадокс: смерти от СПИДа боится, а смерти от наркотика – такой болезненной, такой страшной, на самом дне общества – нет.

    Для него наркотик – это «глюки» и какая – то ломка, но ломка снимается наркотиком. Наркотик, вроде как, и спаситель. Не знает, что за этой болью стоят страшные картины структурных разрушений в его организме, не знает, что просто так болеть не будет. Знаний нет - и нет защиты, а значит нет и желания сопротивляться.

     КОЖА – это показатель уровня здоровья человека, работы всех его органов. Нервная система обеспечивает иннервацию кожи, контролируя и регулируя сложную систему терморегуляции, систему кровоснабжения, потоотделения, жирообразования и обмена веществ в коже. При разрушении под действием наркотиков тех нейронов, которые обеспечивали эту работы, нарушаются и процессы, протекающие в коже.

КОДОПЛЁНКА №3 (фотография наркомана с некротическими язвами).

Такие язвы практически не лечатся, сопровождаются страшным зудом и крайне мучительны.

      Наркотики нарушают работу всех систем организма, в том числе и иммунную. Плюс ещё высокий риск прямого заражения и попадания различных инфекций, связанных с технологией потребления наркотика.

      «Наркоманы, проститутки, гомосексуалисты – люди повышенной группы риска» - означает то, что люди, ведущие такой образ жизни, имеют высокую вероятность заражения СПИДом, сифилисом и др. венерическими заболеваниями.

КОДОПЛЁНКА №4 (фотография  кожи - больного сифилисом).

       За 20лет, прошедших с начала эпидемии иммунодефицита – этой «чумы 20века», были инфицированы более 60млн человек, а умерло свыше 22млн. Несмотря на интенсивные меры, принимаемые на национальном и международном уровнях, вирус СПИДа каждый день инфицирует около 15тыс. новых жертв. Особенно страдают от него население бедных стран, где не хватает ни больниц, ни медикаментов, ни общей медицинской культуры населения. По оценкам, в Африке южнее Сахары количество смертей среди молодых людей достигнет пика в 2010 – 2015годах  и увеличится более чем в 17раз по сравнению с ситуацией без СПИДа. Ожидается, что в 45 странах, наиболее пострадавших от этой эпидемии, в период с 2000 – по 2020г умрёт раньше срока 68млн человек.

РЕФЛЕКСИЯ №1.

Инструкция к работе.

1.Рассмотрите внимательно карты, на которых изображена компания подростков ( каждый имеет свой номер – от 1 до 15).

   Известно, что:

                          -подросток под №1 соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании);

                          -подростки под №2 и №3 влюблены и верны друг другу (обведите их кружком).

                          -остальные подростки сексуально « общаются». Они легкомысленно меняют партнёров и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ (пометьте его особо, например красным цветом).

2. Карандашом начертите линии, соединяющие партнёров (кроме № 1,2 и 3).Сделайте так трижды, каждый раз образуя новые пары, не исключая и зараженного. Варианты пар лучше обозначить разными цветами.

3. Теперь отметьте тех, кто контактировал с ВИЧ – инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними.

4. Проведите анализ на возможность передачи ВИЧ в данной компании.

Какой получился результат?

Подростки №1,2,3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны.

     А остальные?

     А ты сам,  где был в этой игре?

     Выиграл ты или проиграл?

Подумай и прими решение.

Закончи фразы:

      Я думал….

      Теперь я думаю….

      Я делал….

      Я делаю….

ВЫВОД: НАРКОМАНИЯ – это не порок, а заболевание, при том страшном заболевание, которое в настоящее время реально не лечится, т.к. наркотик нарушает работу практически всех систем живого организма через разрушение, в первую очередь, нервных клеток.

А это, как Вы знаете, своего рода процессор – система управления. Решить – принимать наркотик или нет – может только сам человек, система запретов тут бессильна.

ВОТ ТЕПЕРЬ ВЫБОР ЗА ВАМИ.

ТАКСИКОМАНИЯ.

Любители галлюцинаций считают   таксикоманию безобидным делом. Так ли это? Клей БФ, момент, ацетон, бензин не наркотики. Однако механизм действия – разрушение, одно слово – РАСТВОРИТЕЛИ. Яд моментально попадает в головной мозг.

ПРИЗНАКИ (картина разрушения): потеря памяти, тугодумие, полная деградация умственных способностей.

НЕВРОЗЫ – БОЛЕЗНЬ 20-21 вв.

НЕВРОЗЫ (от греч нейрон – жила, нерв) – группа функциональных нервно – психических заболеваний, возникающих чаще всего под влиянием длительных психических переживаний, перенапряжений, недостаточного и нерегулярного отдыха и сна, длительной внутренней борьбы, необходимости скрывать гнев, горе. Неврозы изучены экспериментально (на животных) в клиники И.П.Павловым и его учениками. Они установили, что в основе неврозов лежит временное изменение условно – рефлекторной деятельности.

В литературе описаны , несколько видов неврозов.

1.Невроз страха «…Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может  что-то случиться. В своём максимальном выражении это «что-то» означает смерть: от пожара, болезней и т.д.

2.Неврастения: « Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребёнка,  который не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями».

3.Истерический невроз. Родители до определённого момента потакали  возрастающим требованиям  ребёнка, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно – ведь ребёнок не понимает перемены в логике взрослых. Другой причиной истерического невроза А.И.Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребёнку, а наоборот, полное отсутствие такового.

4.Невроз навязчивых состояний. Состояния, при которых ребёнок испытывает потребность совершать какие – либо действия, которые, по его мнению, способны защитить его.

Лечение неврозов   заключается в психотерапии, налаживании отдыха и сна, проведении физической закалки (спорт, обтирания, души), в назначении некоторых тонизирующих и успокаивающих лекарственных средств и лечебных процедур.

Профилактика:  прежде всего, связана с правильным построением труда и отдыха.

В Древней Греции и Риме мёд считали успокаивающим и снотворным средством. В народной медицине и в наши дни пчелиный мёд широко применяется при ряде нервных заболеваний: стакан воды с мёдом, выпитый больным вечером, обеспечивает ему спокойный сон.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ- период развития детей от 11-12лет до 15-16лет. Этот возраст называют также переходным, т.к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости.

     С 10 до 15лет у подростков происходит бурная внутренняя и внешняя перестройка организма. Из-за неравномерного физического развития всего организма. Из-за неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда проявляются в бурных и резких реакциях типа аффектов.

     Подсчёты и наблюдения психологов говорят, что риск начала шизофрении в этом возрасте в 3-4раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

     Даже совершенно здоровые подростки имеют неустойчивое настроение, у них низкая самооценка, они очень ранимы резким словом или неприятным взглядом.

      Возраст от 14 до18лет представляет собой критический период подростков. Эмоции подростка отличаются большой силой и низкой степенью управляемости.

      Самое важное в жизни подростка занимает общение со сверстниками. Следствие этого – ухудшение оценок и обострение отношений с учителями, родителями.

Что же делать родителям? Учителям?

      Признать переход ребёнка на новый возрастной этап, Изменить своё отношение к нему. Неудачи в школе это временное явление.

     Начиная с 9 - 10кл учёба вновь займёт достойное место в жизни подростка.

ОТВЕТ учащихся 5-ой группы по плану.

Данные по Сеченовской средней общеобразовательной школы.

1.      По  Зонковской системе не прослеживается снижения уровня качества успеваемости ( за исключением единиц).

2.      2006-2007уч год 8кл – 32% (качество  успеваемости)

2007-2008уч год 9кл – 27% (качество успеваемости).

Увлечения  составляют важнейшую черту характера несовершеннолетних. Подростковый возраст без увлечений подобен детству,  без игр. В отличии от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, и не являются профессиональной деятельностью.

     Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии.

     Таким образом, подростки не могут быть плохими или хорошими, они такие, какие есть и мы взрослые, должны их в чём-то поддержать, что-то помочь исправить.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ УРОКА.

ВЫВОДЫ (учащиеся записывают в тетрадь):

  1. Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.
  2. Благоприятная экологическая обстановка в городе, дома, в школе уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.
  3. Необходима активная пропаганда против вредных привычек.
  4. Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни в России.
  5. Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.

Анализ диаграммы «Продолжительность жизни в России»

     Диаграмма является иллюстрацией выводов о снижении продолжительности жизни в России. По мнению демографов, самым благополучным был 1987г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель.

В заключении шуточный рассказ органов человека о себе, своём самочувствии. Что сказали бы наши органы, если бы умели говорить.

Рассказ органов человека о себе.

СЕРДЦЕ.

Мне   так   плохо,  так устало,

И нет уж больше сил стучать.

Наверное, осталось мало  …..

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает      кислорода,

Меня    так  душит   никотин,

А          этот      яд непобедим.

Мои     сосуды        кровяные

В дыму сгорают день за днём,

И   если  вы  нас  не  спасёте,

Мы только от куренья пропадём!

ЛЁГКИЕ.

Ой, мы бедные, сожжённые совсем,

Мы   хотим  спросить   вас,   люди:

А          вы  курите      зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам  - страшный яд,

Наши бронхи он сжигает,

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь?

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий, чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вход!

ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету   больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет поменял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

И внимания, и памяти нет –

Всё от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину - 

Строг  приговор:

За страсть к курению

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

 

КЛИП № 1, №2.

РЕФЛЕКСИЯ № 2.

Перед началом урока все получили чёрно – белые круги.

      У древних народов было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определённых нашей темой. Это Янус двуликий. Одно его лицо – тёмное - обращено в прошлое, другое – светлое – смотрит в будущее.

       Ваша задача сейчас выразить своё отношение к проблеме сохранения своего здоровья.

Для этого проголосуем:

 - если вы равнодушны к проблеме сохранения своего здоровья – голосуйте чёрной стороной круга.

 - если же вы считаете, что не стоит идти на поводу  вредных привычек, что вы за здоровый образ жизни, голосуйте белой стороной круга.

 

ВЫБОР СДЕЛАН! ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

 

ОБЩИЙ ВЫВОД: Надеюсь, вы поняли, что вредные привычки нужно изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим.

Желаю всем присутствующим здоровья и здравомыслия, ясного неба, свежего воздуха, чистой воды, отличного настроения.

До свидания!

 

 

Литература.

1.Газета «Биология», 2008. № 5,6.,2001.№4.,2005.№2.,2006. №6., №7.

2.Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. Авт.- сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.-65с.

3.Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. -352с., ил.

4.Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 319с.: ил.

5.Общая биология: Учеб  для 10 -11кл.шк. с углубл.  изуч. Биологии А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.;  ред. А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.: ил. –

6.Н.А.Лемеза, Л.В.Камлюк, Н.Д.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.. Рольф, 1997, - 464с., с ил.

7.Клип.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн