Вы не зарегистрированы

Авторизация



Еженедельные методические рекомендации учителя-логопеда для родителей дошкольников с ОНР

Мой блог.

 

Картотека

еженедельных методических рекомендаций логопеда

для родителей дошкольников

с задержкой психического развития

         В картотеке еженедельных рекомендаций учителя-логопеда для родителей дошкольников с задержкой психического развития с ОНР, представлены задания для закрепления материала, отработанного с детьми на занятиях в детском саду.  Эти карточки,  в папках-файлах, родители получают по четвергам и приносят  после выходных, когда у родителей была возможность закрепить полученные знания с детьми.

        В  детских садах компенсирующего вида даже в одновозрастных группах находятся дети с разным уровнем подготовки. Дети с ЗПР имеют также  общее недоразвитие речи и дизартрию, которые  проявляются в наличии полиморфного нарушения звукопроизношения, несформированности  аналитико-синтетической деятельности, бедного словаря,  недостаточной  сформированности  грамматического строя,нарушениях темпо-ритмической организации речи, снижении речевой активности, а также зачастую в отсутствии связной речи. Речевые нарушения у дошкольников с ЗПР преодолеваются значительно сложнее, и требует большего времени, чем при работе с детьми, имеющими нормальное психическое развитие. Поэтому актуальным,  в логопедической работе становится процесс взаимодействия с семьей этих детей.

  Логопед может использовать, в работе с родителями, эти карточки дифференцированно, в зависимости от умений и навыков каждого ребёнка.

Овощи

1) Расскажите ребенку про овощи, об их выращивании и сборе.

Обсудите значимость овощей для жизни и здоровья людей.

Спросите, что можно приготовить из овощей?

2) «Один - много»

огурец – огурцы                                              кабачок –

помидор –                                                        редька –

свёкла –                                                           тыква –

репа –                                                              баклажан –

3) «Игра 1 -5»

          1                      2                     3                      4                      5

огурец                  огурца              огурца              огурца           огурцов

помидор

кабачок

свёкла

тыква

репа

4) «Четвертый лишний»

Огурец, петрушка, яблоко, морковь.

Картофель, клубника, чеснок, укроп.

Горох, сельдерей, тыква, груша.

Свёкла, лук, апельсин, кабачок.

5) Обсудите значения выражений. Про кого так говорят и почему?

Красный, как помидор.

Оделся, как капуста.

Надоел горькой редькой.

Молодец, как соленый огурец.

6) Пересказать текст.

Овощи

Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие облака.

Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту – тяжелые светло-зеленые кочны.

                                  По И. Соколову-Микитову

 

Фрукты

1) Расскажите ребенку о фруктах. Поговорите об их выращивании и сборе. Обсудите значимость фруктов для здоровья людей.

Спросите, что можно приготовить из фруктов.

2) Образование прилагательных от существительных.

Фрукт – фруктовый

Мандарин –

Ананас –

Банан –

Персик –

Абрикос –

Груша –

Яблоко –

Лимон –

 

 

3) «Один - много»

Фрукт – фрукты

Яблоко –

Груша –

Ананас –

Абрикос –

Персик –

Мандарин –

Апельсин –

Банан –

Лимон –

 

4) «Игра 1 -5»

   1                            2                      3                  4                      5

Фрукт                  фрукта          фрукта        фрукта            фруктов

Яблоко

Ананас

Персик

Абрикос

Груша

Банан

Мандарин

Лимон

5) «Какой?»

Апельсин – оранжевый, круглый, сочный, сладкий, ароматный.

Груша –

Яблоко –

Персик­ -

6) Пересказать текст.

Как яблоки собирают.

Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят и складывают в корзинки. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом в ящики накладывают, а потом в ящиках всюду развозят.

По Б. Житкову

Одежда.

1) «Назови, какие...»             

Сапоги из резины – резиновые

Туфли из кожи –

Босоножки из джинсы –

Валенки из шерсти –

   Ботинки из замши –

   Тапочки из материи-

2) «Подобрать « родственников»

   Сапог – сапожник – …

   Тапок –

Валенок –

   Обувь-

3)  Подобрать слово – наоборот, к подчеркнутому слову

     Сапоги большого размера – сапоги маленького размера.

     Сапоги с высоким голенищем –

     Сапоги с толстым мехом –

     Сапоги с широким подъемом –

     Сапоги из мягкой кожи –

     Сапоги черного цвета –

     Новые сапоги –

  4)  «Один-много», «Назови ласково»

Шапка – шапочка,     шапки – шапочки

Панама –

Косынка –

Платок –

Фуражка –

   Берет –

Кепка –

5)   «Игра 1-5»

          1                       2                      3                  4                       5

Шапка           шапки                                                            шапок

Берет

Кепка

Панама

Косынка

Платок

Фуражка

6).Игра «Измени слово»

Образовывать сравнительную степень прилагательных.

Пальто тёплое, а шуба теплее.

Куртка белая, а курточка…..(белее).

Комбинезон тёплый, а шубка…..

Валенки красивые, а сапожки….

Перчатки тёплые. а рукавички…

7) Измени слова-глаголы по лицам. Образец:

Я катаюсь на коньках.

Ты катаешься на коньках.

Мы катаемся на коньках.

Он катается на коньках.

Они катаются на коньках.

Вы катаетесь на коньках.

Я  снимаю сапоги.

Я  гуляю в саду.

 

8) Нарисовать или картинку обуви. Знать и уметь показывать и называть детали обуви голенище, подошва, каблук, ремешки, шнурки, язычок.

9) Составить рассказ-описание «Моя шапка» по плану. Пересказать.

А) кто купил шапку?

Б) внешний вид (цвет, материал)

В) из каких частей состоит?

Г) когда одеваешь шапку?

Д) отношение к шапке.

10)  Назовите вещь в единствен. числе, а ребёнок – много .

Куртка- много курток.

Шуба- много шуб.

Шарф- много шарфов

Платок- много платков.

Кофта-

Сапоги-

Носки-

Свитер

 

Профессии. Детский сад.

1) Обогащаем словарный запас . Побеседуйте о том, чем занимается каждый из этих людей и как называется его профессия.

Руководит детским садом -   заведующая.

Учит и воспитывает детей – воспитатель

Логопед-

Психолог-

Врач-

Повар-

Дефектолог-

Музыкальный руководитель-

Руководитель физического развития-

Помощник воспитателя -

 2) Игра с мячом. «Кто чем пользуется?»

Тренировка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Взрослый бросает мяч и начинает фразу. Ребёнок ловит мяч и заканчивает фразу.

Врач-лекарствами,

Логопед –шпателем, зеркалом

Воспитатель –

Повар –

Психолог –

Помощник воспитателя-

Музруководитель-

Физрук –

Дефектолог-

3) «Семейка слов».

Как называется человек , который воспитывает детей? –Воспитатель.

Какие дети в детском саду? – Воспитанные.

Как  называют детей, которых воспитывают воспитатели?- воспитанники.

Что получают дети в детском саду? –Воспитание.

Что делают воспитатели с воспитанниками? – Воспитывают.

4) «Кто лишний?»

-воспитатель, повар, машинист, логопед.

- музыкальный руководитель, психолог, парикмахер, дефектолог.

 

 

 

Игрушки.

1)  Игра «1-5»

Кубик

Игрушка

Мишка

Машинка

Мяч

Кукла

2)  Игра «Что можно делать с …?»

Показываете игрушку и спрашиваете:

Мяч – играть, бросать, катать, подбрасывать.

Машинка –

Кукла –

Кубик –

Пирамидка –

3) Обогащаем словарный запас ребёнка. Совершенствование грамматического строя речи. «Подбери семейку слов».

Что можно делать с игрушкой?      - играть.

Как назвать маленькую игрушку?   - игрушечка.

Что лежит в коробке на столе?    - игра.

Как называется большой шкаф с играми?  - игротека.

4)  Прочитайте стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Перечислите и сосчитайте названия игрушек, прозвучавшие в нём.

Игрушки.

Тьма игрушек у меня:

Ванька-встанька, два коня,

Пёстрый мячик, Толстый мальчик,

Мишка, зайка, кукла Майка.

Иногда я папу с мамой

Приглашаю поиграть.

Но молчит голыш упрямый,

Не желает отвечать.

Кукла дуется, молчит,

Мишка хнычет и ворчит.

Говорю я мишке, зайке,

Двум лошадкам, кукле Майке:

-Так упрямиться нельзя-

Папа с мамой нам друзья!

5)  Подберите или нарисуйте цветное изображение этих игрушек.

Домашние животные.

1) Игра «Отгадай, что за животное?»

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается, мурлыкает-

Хрюкает, роет-

Ржёт, бегает, скачет-

Мычит, жуёт, ходит-

Летает, жужжит, жалит-

2) Назови детёнышей.

У кошки-                                         У собаки-

У коровы-                                        У лошади-

У свиньи-                                         У козы-

У ослицы-                                        У овцы-

3)Как называются хвосты у домашних животных. (Притяжательные прилагательные).

Хвост собаки- Чей хвост?- собачий.

Хвост коровы- коровий

Хвост быка-

Хвост овцы-

Хвост кошки-

Хвост лошади-

Хвост козы-

Хвост барана-

4) Игра «Кто, где живёт?»,

 Что построил человек для домашних животных?

Коровы живут в…..коровнике.

Свиньи живут в -……

Лошади живут в……

Кролики живут в ….

Собака живёт в …..

5) Исправь ошибки.

Собака залезла под крыльцом.

Овца жевать трава.

Лошадь  стоять в стойле.

Пушистая кролик жуёт травка.

Хрюкать большой свинья.

Милый кошка лакает молока.

   6) Обратите внимание на отличительные особенности животных.

 (Подберите картинки дом. животных, назовите части тела животных.)

         Что у кого?        

У коровы- рога, копыта, …  

У свиньи- пятачок., …

У лошади – грива, …

У собаки – хвост, …         

У кошки – острые коготки, …

7) « Один-пять»

   пушистая кошка  

     весёлая овца                     

8)  Пересказ.

Кролики.

   У крольчихи два крольчонка. Они такие же . как и мать. только маленькие. Уши длинные, хвостики коротенькие, глазки круглые и так же. как и мать траву едят.  Все в мать удались. Жуёт крольчонок травинку, вся мордочка ходуном ходи, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Закончилась травинка- крольчонок другую откусит и снова жуёт. Принесу-ка я им  морковку. да капустный лист, да коробочку хлебца. пускай жуют.

                                                                               По Е. Чарушину.

Дикие животные.

1) Мамы и детёныши:

волчица –

ежиха-

зайчиха-

лисица-

2) Чей хвост?

лиса – лисий

заяц –

волк-

медведь -

3) Чего больше и почему:  ушей или хвостов?           …

4) Вспомните слова – «родственники»

5)Игра «Подбирай, называй, запоминай».

 Закончи предложения, подбери и назови как можно больше 

1-ая игра- слов-признаков,

2-ая игра- слов-действий.    Записать.

Медведь (какой?)- бурый, огромный, лохматый, косолапый, неуклюжий, сильный.

Заяц

Лиса-

Волк-

Лось

Ёж

Медведь (что делает?)- переваливается, косолапит, ревёт, спит, ест,

Заяц

Лиса-

Волк-

Лось

6)  Нарисовать или картинки диких  животных – на ней уметь показывать- туловище, голову, хвост, рога, копыта, ноги, лапы.

 

Зима.

1)   «Подбирай, называй, запоминай»

Снежинки зимой (Что делают?)- падают, кружатся, искрятся, блестят, тают, вьются.

Мороз ( Что делает?)-

Метель-

Дети на зимней прогулке-

2) «Из чего - какой?»

Горка из снега-

Дорожка изо льда-

Погода с морозом—

3)  «4-ый лишний». Почему?  Записать.

А) Санки, клюшки, льдинки, коньки.

     Снежинка,  проталинка, льдинка, сугробик.

     Зима  весна   декабрь лето

 Б) Снежок   подснежник   снежный   нежный   снеговик

      Мороз  морозный    моросит з   аморозил

4)  Вопрос:

  Что чаще бывает зима или декабрь?

  Лыжник перегнал пешехода. Кто отстал?   Кто впереди?

5) Правильно дышим:  вдох - носом. Выдох - через рот. Плечи не поднимать. Надувается животик.

Соревнование:  По команде взрослого тянуть любой гласный звук. Выигрывает тот, кто дольше всех протянет  звук  на одном выдохе.

6) Игра «Закончи предложения».

На снегоходе Ваня к горке подъехал.

На горку….(въехал)

С горки….

Вокруг горки…..

Из парка….

7)  Игра «Назови ласково».

Снег-                            Лёд-                                      Солнце

Зима                           Метель

8) Напомнить  значение слов «Снегопад, гололёд» Составить предложения с ними.

9)  Игра «1-5».   

1 белая снежинка       

1 красивый снеговик     

1 деревянная клюшка

Зимующие птицы.

1) Кто (что) лишние и почему?

                          Снегирь, синица, кормушка, голубь.

                          Дятел, щегол, свиристель, барсук. 

2) Ворона больше синицы. Кто меньше? Кто большой?

3)      Чего больше — птиц или крыльев?    (подобрать картинки)

4) Какое слово лишнее и почему?

Ворона, воронка, вороний, вороненок.

5)  Скажи одним словом.

У сороки белые бока, поэтому её называют….белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому она…

У ворона чёрные крылья, поэтому он….

У дятла длинный клюв, поэтому он…

6)  «Чьи перья?»

Перья вороны. (Чьи перья?) – вороньи;  Чья голова?---

Перья воробья. (Чьи перья?)-                  Чья голова?---

Перья голубя.  (Чьи перья?)-                    Чья голова?--- 

7) «Подбери родственников»

Птица – птичник – …

Кормить –

Зимующий –

8)   «Назови ласково»

Воробей - воробышек

Голубь –

Синица –

Снегирь –

9) Вспомни 5—7 названий зимующих птиц, живущих в городе и в лесу.          Ворона   Снегирь Сорока  Голубь  Воробей  Тетерев.

 Составить с этими словами предложения. Записать их.

10)  «1-5»

 1голубь,                                     1 ворона,                           1  воробей.

1 весёлый воробей                    1 смелая сорока                  1 большое гнездо

Домашние птицы.

1) Рассмотрите домашних птиц на иллюстрациях.

Вспомните их названия, внешние признаки, где они живут, чем питаются, какую пользу приносят.

2) Объясните значения пословицы: «Надулся, как индюк».

3) «Подбери родственников»

Задавайте наводящие вопросы. (см. предыдущие д.рек..)

Домашний – дом, …

Голубь –

4) «1-5»

   1                   2                       3                      4                      5

Утка             Утки                                                                 Уток

Гусь

Селезень

Гусыня

Курица

Петух

5) «Чьи?      Хвост           Брюшко          Голова            Перья

 Голубь           голубиный     голубиное      голубиная       голубиные

 Утка

 Петух

 Индюк

 6) «Один-много»

Гусь – гуси

Селезень

Гусыня

Курица

Петух

Индюк

Индюшка

 

7) «Кто как голос подает?»

Петух – «кукареку» – кукарекает

Курица

Утка

Гусь

Индюк

Голубь

8) «Собери семью»

Петух   и   курица      =    цыплёнок  …..цыплята

Индюк  и                      =

                 и   утка            =

Гусь      и                     =

Голубь  и                    =

9) С заданными словами составить предложение.

а) Курица, на.

б) Гусь, в.

в) Утка, к.

г) Петух, из.

10) Пересказать текст.

Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» – это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и  удивляются: что это такое на головку падает?

Е. Чарушин

 

Новый год.

1) Подбери  слова-родственники.

Новость-

Год-

Встреча-

2) Подберите слова - признаки.

Праздник (какой?)-

Ёлка-

Подарки-

Дед Мороз-

Снегурочка-

Ёлочные игрушки-

3) Игра «1-5»

1                               2                     3                      4                  5   

Игрушка           игрушки                                                        игрушек

Праздник

Ёлка

Подарок

Шишка

4)»Один-много»

Год-года

Игрушка

Праздник

Ёлка-

Подарок-

Шишка-

5) Вспомните, сколько месяцев в году, повторите их названия. Назовите только зимние месяцы.

6) На А4- нарисовать: ёлку, игрушки, Деда Мороза, подарки….

7) Пересказать текст.

Ёлка.

В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руках. Он очень нравится дедям.

  Ребёнок  на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

-Кто меня разбудил?

Это я , Саша.

=Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес обратно увозить.

По З.Е.Агранович

 

Зимние забавы.

1) Подбери слова « родственники»

Снег – снежок –

Морозить –

Зимний –

2) «Почему так назван?»

Конькобежец – бегает на коньках

Саночник –

Лыжник –

Хоккеист –

Фигурист –

3)   Игра  «1 -5»

   1                             2                 3                         4                  5

Клюшка            Клюшки                                                    Клюшек

Санки

Шайба

Хоккеист

Фигурист

   4)  «Один-много»

Саночник – саночники            Снег -

Лыжник –                                  Лед -

Конькобежец –                          Сугроб -

Санки –                                      Снеговик -

Клюшка –                                   Мороз -

Шайба –                                      Зима -

5) «Подбери предмет к признаку»

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежное - …

Снежные –

6)С заданными словами составить предложение.

а) Санки, с.

б) Коньки, на.

в) Лыжи, из.

г) Снеговик, около.

7) Пересказать текст.

Снежная баба

Мы слепили во дворе два снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот, нос. На голову бабе надели шапку. Славная получилась снежная красавица!

                                           По З.Е. Агранович

 

Мебель.

 

1) Предложите ребёнку ответить на вопросы: (Следите за предлогами.)

Где хранят одежду?   Одежду хранят в шкафу.

Где люди обедают?  Люди обедают за столом.

На чём можно сидеть? Сидеть можно на стуле, на диване, на табурете.

Где хранят книги?  Книги хранят в книжном шкафу.

2) Если вы заметили, что ребёнок  допускает ошибки в употреблении предлогов, потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и поместите её на стол. Спросите, где находится игрушка. Объясните, что она НА столе.  Поставьте её ПОД стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД столом. Далее помещайте игрушку  НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребёнку выполнять и комментировать аналогичные действия.

3) Поиграйте в игру « Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.

Под столом уселась кошка,

А над нею стол без…..(ножки).

На шкафу корзинка с перцем

И открыты обе ……( дверцы).

На буфете ёжик с волком,

Ну а сам буфет без…(полки).

4) «Один - много»

Стол – столы                          Кресло –

Стул –                                      Кровать –

Диван –                                   Буфет –

Шкаф –                                    Комод –

5) «Игра 1 – 5 »

        1                   2                    3                        4                   5

    стол             стола                                                              столов

    стул

    диван

    шкаф

    кресло

    кровать

    комод

6)   Скажи одним словом.

Стол для газет и журналов называется журнальный.

Стол, за которым обедают, называется…

Стол для компьютера –

Полка для книг

Шкаф для книг…

7) Скажи наоборот.

Шкаф высокий. а тумбочка …

Шкаф большой, а полка…

Диван мягкий. а табурет…

Кресло мягкое , а стол…

8)  Выучить.

В нашей комнате столовой

Есть отличный стол дубовый.

В детской комнате – кроватка.

Дети спят в кроватке сладко.

А в гостиной кресло есть,

Телевизор смотрят здесь.

9)  «Подбери родственников»

Стол – столик –

Дубовый –

Отдыхать –

10) «Подбери предмет к признаку»

Удобный … диван

Высокий …

Тяжелая …

Мягкое …

Круглые…

11) «Назови ласково»

Стол – столик                         Кресло –

Стул –                                      Кровать –

Диван –                                   Полка-

Шкаф –                                    Комод –

Транспорт.

1)    Подбери признак к предмету

    Поезда (какие?) –

    Велосипеды (какие?) –

   Метро (какое?) –

 Самолет (какой?) –

    Вертолет (какой?) –

    Лодка (какая?) –

    Машина (какая?) - 

 2) « Один - много»

Поезд - поезда

Машина

Велосипед

Мотоцикл

   Электричка

Самолет

   Вертолет

 

3)  Подбери слова- «родственники»

Машина – машинист - …

Наземный –

Ехать –

4) Подобрать подходящие слова от слова ЕХАТЬ.

Машина из гаража …    выехала

Грузовик к дому …

Велосипед в ворота …

Мотоцикл до дома …

Такси из-за угла …

5)    «1-5»                                         

Поезд    Машина   Велосипед   Мотоцикл 

 Мопед    Электричка     Самолет    Вертолет

6)   Пересказать текст.

Как ребята улицу переходили

Пошли мальчики гулять. Дошли до угла, на углу – светофор. Горит на светофоре красный свет – значит, нельзя переходить улицу.

Остановились ребята, ждут, когда зеленый огонек зажжется. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам.

Красный свет погас, зажегся желтый, а потом зеленый. Остановились машины. Можно улицу переходить. Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре.

По Улуро Адо

 

Профессии.Транспорт.

1)  Что общего и чем отличаются:

лодка и рыба,  самолёт и птица,  велосипед и мотоцикл.

2) Какую машину нужно пропустить на дороге и почему?

 -снегоуборочная и «скорая помощь»

- пожарная, бетономешалка и бензовоз

- грузовик, аварийная и молоковоз.

3) Какое слово не подходит? Почему?

- дорога, дороженька, дорогой, подорожник, придорожный.

-пешеход, пешеходный, пеший, успешный.

- билет, билетный, билетёр, балет, билетик.

Уметь называть однокоренные слова - слова-родственники.

4) Исправь предложения:

Дорога едет по машине.

Стемнело, фары и включили водителя.

5)  Закончи предложения:

машинист – это тот, кто…

Регулировщик – это…

Шофёр –

Лётчик –

пешеход –

Пешеход –

Пассажир –

Кондуктор –

Весна.

1)   Подобрать однокоренные слова (слова- « родственники») к слову

     ВЕСНА –

2)   «Подбери, назови, запомни»

       а) записать слова- признаки:

весна (какая?)- ранняя, долгожданная, тёплая…

солнце (какое?)-

почки (какие?)-

земля

день

(следить за окончаниями)

        б) слова-действия:

солнце весной (что делает?)- припекает, греет, ласкает…

листья на деревьях-

ручьи-

люди-

3) Назови ласково:

     лейка  -                                                  лопата -

     грабли    -                                              ведро -

     ножницы  -                                          кисть -

     совок   -                                               метла -

4) «Наоборот»

Зимой снег чистый, а весной…

Зимой дни холодные, а весной…

зимой солнце тусклое, а весной

Зимой погода часто пасмурная, ..

5)   Уметь объяснить, для кого делают скворечник, как, и из чего. (Картинку.)

Уметь составлять с этим словом предложения. (Записать.)

6)  «1-5»

1     скворечник         гнездо                    проталинка

7)    Объяснить значение слова «ледоход». Проговорить слово по слогам.

Составить, записать предложение со словом. Подобрать картинку или нарисовать.

Город.

1) В Санкт-Петербурге много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:       на улице – уличный

в театре-

на бульваре-

на вокзале-

в парке-

2)  Что лишнее и почему?

Реки    каналы     протоки    мосты

Парк   сквер    лес

Машина   улица   проспект   переулок

Дом  домашний   дым   домовой

Город   городской   горох   горожанка

Река   речка    рука    речной   речник

Улица   переулок   улочка    улитка

 3)  Исправь предложения:

Дома стоят над улицей.

Мы живём на домах.

С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.

4)  «1-5»

1большой город     1петербуржец     1сраморная статуя

Лето.

1)Закончи предложения:

Дети любят читать. Ученик…..(читал)

                                  Ученица….(читала)

                                  Ученики…(читали)

Дети любят играть….

Детям нравиться шуметь….

Детям надо бежать….

Детям необходимо есть….                 …..              …..

 

2) Образовать новое слово, используя вопрос   Какой? Какая? Какое?

Девочка рисует. Девочка какая?-    Рисующая девочка.

Девочка читает.

Мальчики  учатся.

Человек поёт.

Дерево растёт.

3) Скажи полным предложением, используя «красивые слова» (прилагательные).

Карандаш.  Это мой острый карандаш.

Авторучка.  Это моя новая авторучка.

Ластик.

Ранец.

Кисточка.

пенал.

Ножницы.

Клей.

Кисти.

Папка.

Тетрадь.

Обложка.

Блокнот.

Учебник.

 

Весенние заботы.

1)  Исправь предложения.

Выкопали мы картошку, и давай её окучивать да поливать.

 

Выросли на яблонях и яблочки, и груши, и сливы, и вишни.

 

2)  Что лишнее и почему?

    Грабли, вилка. лопата, мотыга.

 

    Поливать, удобрять, пасти,  пересаживать.

3)  Какое слово не подходит?  Почему?

Сажать, пересаживать, сажа, посадка.

Слива, сливовый, сливать, чернослив.

4)   «Лук посеяли раньше редиса, но позже чеснока».

  Что посадили первым,  вторым и что – последним?

       « Помидоры посадили раньше огурцов, но позже перцев». 

  Что посадили вначале, что – потом и что в конце?

5)  Объясни пословицу.

Весенний день год кормит.

6)  Чтение, пересказ.       

                              ВЕСЕННИЕ   ЗАБОТЫ,

  Много забот у людей весной.  Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу.  В саду – окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы.  Тогда и лето будет  красивое, и осень с  урожаем, а зима  с запасами.                            По  Т. Шорыгиной

Вопросы:    Что делают люди в огороде?

                     Что делают люди в саду?

                      Для чего они всё это делают?

7.  «1-5»

1 Стеклянный парник                         1 чёрная грядка

 

Весенний сев.

1)  Какие пары слов похожи по звучанию?

Дом - изба,  весна - десна,   лопата - грабли,    посадка - насадка.

2) Объясни пословицу.

Весной не поработаешь – зимой не поешь.

3) Назови и объясни 4-ое  слово.

  день - ночь, лето - зима

птица - яйцо,  растение  -          (семя)

человек - переезд,  растение - 

яблоня - сад,  луковица -

клумба - цветы,  грядк а-

лопата - копать,  лейка -

4)  Исправь предложение.

Цветы полили потому, что они выросли.

5) Чтение, пересказ.          

                                                    ВЕСЕННИЙ   СЕВ.

   Подошла  весна. Снег с полей сошёл.  Бригада трактористов перешла жить ближе  к полю.  Они привезли  вагончик, построили кухню, столовую, поставили бочку с горючим.

   С утра трактористы начинают пахать землю. Поле ожило, загудело.  С  каждым часом ростут полосы чёрной вспаханной земли.  Трактористы работают до позднего вечера.

                                                                        По А. Мусатову. 

6)   «1-5»

1 перекопанная грядка             1  нежный росток


»  Размещено в сообществах: