Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ художественно-языковой формы произведения русской литературы 20 века. Индивидуальный стиль писателя.

Submitted by Елена Игоревна Чиняева on вс, 09/03/2014 - 16:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чиняева Елена Игоревна
Место работы, должность: 

МКОУ "СОШ №10", г. Лиски, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

развивать навык анализа художественно-языковой формы произведений отечественной литературы 20 века; развивать навык групповой работы; воспитывать интерес к истории народи через интерес к изучению языка и литературы

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемая методическая литература: 

Поурочное планирование по русскому языку к Единому государственному экзамену / Е.А. Влодавская, - М.: Издательство "Экзамен", 2008.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор

Краткое описание: 
<p>На уроке учащиеся изучают особенности стиля писателей отечественной литературы 20 века. Тексты подобраны с таким учётом, чтобы были представлены разные направления литературного процесса 20 века - субъективизм революционной романтики, возвращённая литература, деревенская проза. Проверяется практическое применение знаний изобразительно-выразительных средств языка.</p>

1. Эпиграф к уроку.
Всякий пишущий пишет автобиографию — и чем менее он это осознает, тем более автобиографичен.
Кристиан Фридрих Геббель, немецкий драматург 19 века


2. Словарный диктант (слова с пропусками выведены на слайде; ученик проверяет и объясняет их написание, остальные следят за его ответом):
          Сти(л, лл)истика, сти(л, лл)истический, публ..ц..стический, пробле(м, мм)атика, пробле(м, мм)ный, филосо..ский, конц..птуальный, гу(м, мм)анистический, ..моц..ональный, инте(л, лл)ектуальный, пол..м..зировать, ..рудирова(н, нн)ый, эст..тический, ин..ц...ативный, художестве(н, нн)ый.

2. Слайд. 
Понятие «индивидуальный стиль писателя», или «идиостиль».(idio  – с греческого «особый» + stylos – с греческого «стержень для письма») - совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя.

3. Работа с эпиграфом к уроку:
- Почему именно эти слова немецкого драматурга были выбраны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?
- Как мы можем связать два понятия «автобиографичность» и «идиостиль»?
- (Культура речи). Объясните ошибку в словосочетании «моя автобиография».

3. Чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения Анны Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…».
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

4. Слово преподавателя.
- Индивидуальный стиль писателя определяется и тематикой, и проблематикой произведений, и отбором языковых средств для выражения авторского замысла. Отечественная литература 20 века необычайно богата и в идейно-содержательном плане, и в плане художественной формы выражения авторского замысла. Сегодня мы будем анализировать отрывки из произведений писателей разных направлений русской литературы 20 века.

5. Работа в группах.
Группа №1.
№1. Прочитайте текст и выполните задания.
          Весна в Фиальте облачна и скучна. Всё мокро: пегие стволы платанов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в неровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью ищущих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные снимки с неё, которые тут же туриста ожидают (с 1910 года, примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков), теснясь в застывшей карусели своей стойки между оскалом камня в аметистовых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тёпл, отдаёт гарью. Море, опоённое и опреснённое дождём, тускло оливково; никак не могут вспенится неповоротливые волны.
          Именно в один из таких дней раскрываюсь, как глаз, посреди города на крутой улице, сразу вбирая всё: и прилавок с открытками, и витрину с распятиями, и объявление заезжего цирка с углом, слизанным со стены, и совсем ещё жёлтую апельсинную корку на старой сизой панели, сохранившей там и сям, как сквозь сон, старинные следы мозаики. Я этот городок люблю; потому ли, что во впадине его названия мне слышится сахаристо-сырой запах мелкого, тёмного, самого мятого из цветов, и не в тон, хотя внятное, звучание Ялты; потому, ли что его сонная весна особенно умащивает душу, не знаю; но как я был рад очнуться в нём, и вот шлёпать вверх, навстречу ручьям, без шапки, с мокрой головой, в макинтоше, надетом прямо на рубашку!  
(В. Набоков «Весна в Фиальте»)
Задания:
1)    При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка автор создаёт картину весны? Отметьте примеры метафор, олицетворения, эпитетов, сравнений. 
2)    Проанализируйте синтаксический строй текста. Предложения какой структуры в нём преобладают? (ССП, СПП, БСП, простые осложнённые).
3)    Обратите внимание на то, как автор передаёт ощущения главного героя от встречи с этим местом. Проанализируйте последнее предложение второго абзаца: структура предложения, фигуры (найдите анафору, ряды однородных членов, период). Чем объяснить употребление предложений подобной структуры?
4)    Как вы понимаете следующие слова: «…потому ли, что во впадине его названия мне слышится сахаристо-сырой запах мелкого, тёмного, самого мятого из цветов, и не в тон, хотя внятное, звучание Ялты»? 
5)    Объясните значение слова «умащивать». В каком значении оно употреблено в тексте – в прямом или в переносном? Аргументируйте свой ответ.

Группа №2.
№1. Прочитайте текст и выполните задания.
          Начдив шесть донёс о том, что Новгород-Волынск взят сегодня на рассвете. Штаб выступил из Крапивно, и наш обоз шумливым арьергардом растянулся по шоссе, идущему от Бреста до Варшавы и построенному на мужичьих костях Николаем Первым.
          Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встаёт на горизонте, как стена дальнего монастыря. Тихая Волынь изгибается. Волынь уходит от нас в жемчужный туман берёзовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами. Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю  прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены, и мы переезжаем реку вброд. Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду, звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног. Кто-то тон..т и звонко порочит Богородицу. Река усеяна чёрными квадратами телег, она полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям.
(И. Бабель «Переход через Збруч»)

Задания:
1)    Понаблюдайте, как писатель демонстрирует своё отношение к событиям периода гражданской войны. Для этого обратите внимание на следующие моменты:
2)    Найдите в первом абзаце эпитеты и сравнения. Удалось ли вам это сделать? Какого эффекта достигает автор за счёт отсутствия образных выражений в первом абзаце?
3)    Обратите внимание на информативность первого абзаца. Элементы какого стиля как бы вкраплены в ткань художественного текста? С какой целью автор использует лексику данного стиля?
4)    Как вы понимаете словосочетание «шумливый арьергард», если иметь в виду, что речь идёт о штабном обозе, который никого не защищает?
5)    Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить во втором абзаце? Отметьте примеры метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, звукописи.
6)     Какая картина создаётся в 1-3 предложениях второго абзаца?
7)    Укажите образные средства в 4 предложении второго абзаца. Объясните их роль в создании мироощущения рассказчика – военного человека.
8)    Как соотносятся 1,2, 3 предложения второго абзаца с остальными предложениями этого абзаца?

Группа №3.
№1. Прочитайте текст и выполните задания.
          В день тридцатилетия личной жизни  Вощеву дали расчет с небольшого ме-ханического завода,  где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написа¬ли,  что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего тем¬па труда.
          Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел на¬ружу,  чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст,  неподвижные деревья бережно держа¬ли жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение. Вощев не знал,  куда его влечет  и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы,  в которой приучали бес¬семейных детей к труду и пользе. Дальше город прекра¬щался — там была лишь пивная для отходников и низко¬оплачиваемых категорий,  стоявшая,  как учреждение,  без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор,  и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние че¬ловеческие голоса. Он присутствовал в пивной до вечера,  пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тог¬да Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи,  и увидел дерево на глинистом бугре — оно качалось от непогоды,  и с тайным стыдом заворачива¬лись его листья. Где-то, наверно в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная музыка уносилась ветром в природу.
(А. Платонов «Котлован»)

Задания:
1)    Поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский говорил о языке Андрея Платонова: «Платонов говорит о  нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, а точнее – о самом языке, оказавшемся  способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость». Докажите правильность этого утверждения, приведя примеры:
2)    Найдите примеры:
а)  необычной сочетаемости слов;
б) обратного порядка слов;
в) эффекта многословия (неоправданный плеоназм)
      4)   Выпишите примеры использования официально-деловых штампов в речи писателя  
            при описании личной жизни героя или природных зарисовок.
5)   Проанализируйте синтаксический строй текста. Предложения какой структуры в 
      нем преобладают? 
  6)     Сделайте вывод о том, как использование автором данных лексических и   
синтаксических средств помогает создать картину безумного, страшного времени 30-х годов.


Группа №4.
№1. Прочитайте текст и выполните задания.
          Словно  ведая,   что  они  повязаны   одним  смертным  концом,   рыба  не торопилась разлучаться с  ловцом  и  с  жизнью,  рулила  хвостом,  крыльями, удерживая  себя и человека  на плаву,  работала  жабрами, и чудился человеку убаюкивающий  скрип сухого очепа зыбки. Морок  успокоительного сна накатывал на человека, утишая его тело и разум.
           Зверь и человек, в мор и пожары, во все времена природных бед, не раз и не два оставались один на один - медведь, волк, рысь - грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной  раз много дней и ночей. Такие  страсти, ужасы об этом  сказывались, но чтобы повяались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в  панцире плащей, с  желтенькими,  восково плавящимися глазками, похожими на  глаза не зверя, нет -  у зверя  глаза умные,  а на  поросячьи, бессмысленно-сытые глаза - такое-то на свете бывало ль?
          Хотя на этом свете все и всякое бывало,  да не все людям известно. Вот и он, один из  многих человеков, обессилеет, окоченеет,  отпустится от  лодки, уйдет с рыбой в глубь реки, будет там болтаться, пока коленца не отопреют. А коленца-то капроновые,  их до зимы  хватит! И кто  узнает, где  он?  Какие  муки  принял?  Вон старик-то Куклин года  три  назад где-то здесь же, возле Опарихи, канул в воду, и с концами. Лоскутка не нашли. Вода! Стихия! В воде каменные гряды, расщелья, затащит, втолкнет куда...
(В. Астафьев «Царь-рыба»)

Задания:
1)    Найдите в тексте примеры метафор, эпитетов.
2)    Найдите диалектные слова, объясните их значение. С какой целью автор использует диалектную лексику?
3)    Отметьте примеры инверсии (обратного порядка слов). Какого эффекта добивается автор, используя данный стилистический приём?
4)    Проанализируйте синтаксический строй текста. Когда автор использует сложные предложения, а когда - простые? Как структура предложения связана с идейно-тематическим содержанием текста?
5)    Найдите пример вопросно-ответного хода. (Укажите номера предложений и номер абзаца).

6. Подведение итогов работы в группах.
- Представитель от каждой группы рассказывает об особенностях индивидуального стиля писателя. Во время ответа на экран выводится слайд с изображением фотографии писателя.
План ответа:
1. Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте:
а) тропы;
б) фигуры.
2. Особенность использования изобразительно-выразительных средств для выражения авторского замысла.

7.  Подведение итогов урока:
Окружающий нас мир писатель пропускает через себя, преломляя сквозь призму своего таланта характеры, ситуации, конфликты, вкладывая в повествование свою индивидуальность, самобытность.  А читатель, каждый раз погружаясь в сложный неведомый мир авторского замысла, ищет ответы поставленные писателем вопросы.
8. Домашнее задание:
 - Текст, с которым работали на уроке, оформить в виде развёрнутого аргумента для сочинения части С ЕГЭ. 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн