Вы не зарегистрированы

Авторизация



методические рекомендации

Фото пользователя Елена Викторовна Суздалова
Submitted by Елена Викторовна Суздалова on чт, 20/03/2014 - 13:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Суздалова Е.В.
Место работы, должность: 

МАОУ "Средняя школа №3 имени А.С. Пушкина" г.Петропавловска-Камчатского

заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

 

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>&quot;Дидактические основы урока </strong><strong>и информационно-коммуникационные технологии&quot;:&nbsp;</strong>Данные рекомендации - одно из&nbsp; условий, обеспечивающих педагогу методически грамотное применение&nbsp; ИКТ как средства формирования ключевых компетенций учащихся.</p> <p><br /> <br /> &nbsp;</p>

О комплексе педагогических требований, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями средствами ИКТ

 

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем

сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.

Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,

нас по праву можно назвать творческими людьми.
Джеймс Алан Гарднер

 

            Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

            В образовательных стандартах для каждого предмета определён перечень формируемых компетентностей. Предметно-ориентированный подход оказался недостаточным, так как, кроме ЗУНов, выпускники должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способны решать встающие перед ними жизненные и профессиональные вопросы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами, формируемыми в процессе реализации личностно-ориентированного компентностного подхода в образовании:

  1. Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
  2. Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувство движений,  критичность, наличие своего мнения.
  3. Оргдеятельностные (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
  4. Коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать; преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).
  5. Мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект.

            Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

  1. Чёткое формирование образовательных задач
  2. Определение оптимального содержания урока
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
  4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
  5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
  2. Особенности самоорганизации учителя
  3. Организация познавательной деятельности
  4. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
  5. Организованность учащихся
  6. Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональный
  2. Темы и ритм урока должен быть оптимальным
  3. Полный контакт учителя и учащихся.
  4. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  5. Смена видов деятельности
  6. Обеспечение активного учения каждого ученика.

            Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса

4. Требования к гигиене урока:

  1. Температурный режим
  2. Проветривание
  3. Освещение
  4. Предупреждение утомления
  5. Чередование видов деятельности
  6. Физкультминутка
  7. Правильная рабочая поза учащихся.
  8. Соответствие роста школьной мебели.

            Формируются компетентности, если:

  1. Обучение носит деятельностный характер.
  2. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
  3. Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
  4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский и проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение).
  5. Усиливается практическая направленность обучения и воспитания (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
  6. Учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика, то есть сам обладает педагогической компетентностью.

            Применение ИКТ в учебном процессе будет способствовать формированию ключевых компетенций, если будет обеспечена систематичность их использования, органическая связь и сочетаемость инновационных технологий  с традиционными методами и приёмами обучения, а также будут соблюдаться санитарно-гигиенические требования к использованию  компьютерной техники в УВП. 



 

Прикрепленный файлSize
Методические рекомендаци.doc2.85 MB