Вы не зарегистрированы

Авторизация



Решение упражнений по теме "Электролиз"

Submitted by Ольга Ивановна Бузулукина on чт, 03/04/2014 - 10:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бузулукина Ольга Ивановна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки Белгородской области


 

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

1.Организовать деятельность учащихся по применению  знаний и способов действий о процессах электролиза в новой и измененной ситуациях.

2.Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость учебного материала, а также личностную его значимость  при сдаче ЕГЭ;

3. Способствовать развитию у выпускников коммуникативной культуры через создание практических проблемных ситуаций и их самостоятельное решение учащимися; развитию чувства ответственности учащихся, самомотивации через использование самостоятельного поиска решения; чувства ответственности учащихся через использование заданий из различных вариантов КИМов.




 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник «Химия 11 класс» О. С. Габриелян

Используемая методическая литература: 

инструктивные карточки; бланки ответов № 1 ЕГЭ; карточки с тестовыми заданиями; презентация к уроку.

Краткое описание: 
<p>Начало урока со слов Б. Пастернака способствует мотивации учащихся на проведения урока, а стихотворение М. Алигер позволяет сформулировать задачи урока в действиях учащихся.<br /> Этап проверки домашнего задания совмещен с этапом актуализации субъектного опыта обучающихся и проходит в виде фронтальной работы и графического диктанта, что дает возможность провести первичную диагностику уровня усвоения учащимися материала темы.<br /> Как известно, эта тема представлена в КИМах ЕГЭ в части В единственным номером на соответствие. Проблемный вопрос &laquo;Каков, по-вашему мнению, результат процесса электролиза в данном случае?&raquo; предлагается учащимся в видеоролике, что также, на мой взгляд, способствует повышению мотивации учащихся к изучению довольно сложной, рутинной темы. Из проблемного вопроса логически следует переход к главному этапу урока &mdash; применение знаний и способов действий. Выполнение упражнений по составлению уравнений процесса электролиза, направленные на практическое применение их в народном хозяйстве, организовано в виде работы по рядам, что позволяет повысить плотность урока. Предоставление возможности выбора более сложного задания помогает выявить группу учащихся, стремящихся к более высокому уровню усвоения знаний и способов действий.<br /> Проверка самими учащимися правильности составленных уравнений способствует повышению осмысления изученного материала и глубины его понимания, выработке у них химической зоркости, навыков самоанализа, рефлексии деятельности.<br /> На этапе контроля знаний и способов действий предложенный учащимся разноуровневый тест способствует решению следующих задач этапа: не только выявить уровень усвоения знаний, но и недостатки в знаниях и способах действий. Поскольку содержание теста составлено таким образом, что одиннадцатиклассникам как бы предстояло пройти 4 ступени, то уровень выполненности теста как раз свидетельствует о степени обученности учащегося и умении работать в измененной или новой ситуации. Релейная проверка теста позволяет сохранить временные рамки урока.<br /> Другие формы контроля знаний учащихся: взаимоконтроль (при актуализации знаний и способов действий), самоконтроль (на основном этапе урока) также помогают организовать осуществление самооценки, самокоррекции учебной деятельности.<br /> Дополнительные задания, предложенные из КИМов, показывают значимость темы при сдаче ЕГЭ.<br /> Наглядность в виде слайдовой презентации, видеоролика, также способствуют демонстрации практической значимости темы.<br /> Для организации деятельности обучающихся использованы элементы технологий: дифференцированного обучения Шадрикова, Гузика, Фирсова, информационная, проблемного обучения. Благоприятный климат урока, активность, работоспособность учащихся позволяют сделать вывод о том, что выбранные формы организации деятельности достаточно эффективны и помогают достижению целей урока.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 Тема: Решение упражнений по теме «Электролиз»


 

Цели:
1.Организовать деятельность учащихся по применению знаний и способов действий о процессах электролиза в новой и измененной ситуациях.
2.Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость учебного мате-риала, а также личностную его значимость при сдаче ЕГЭ;
3. Способствовать развитию у выпускников коммуникативной культуры через соз-дание практических проблемных ситуаций и их самостоятельное решение учащимися; развитию чувства ответственности учащихся, самомотивации через использование само-стоятельного поиска решения; чувства ответственности учащихся через использование заданий из различных вариантов КИМов.
Тип учебного занятия:
комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся.
Формы работы: фронтальная, групповая, межгрупповая, индивидуальная.
Эпиграф урока: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (Б. Пастернак).
Оборудование: учебник «Химия 11 класс» О. С. Габриелян; инструктивные карточки; бланки ответов № 1 ЕГЭ; карточки с тестовыми заданиями; презентация к уроку.
Ход урока:
1. Организационный этап учебного занятия.
1.1. Приветствие, организация внимания учащихся.
Добрый день. Присаживайтесь. Я рада вас всех видеть на уроке. Нашу совместную работу хочется начать со слов Б. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
(Слайд 1)
А можно ли дойти до самой сути, если в твоем багаже знания только одной науки? На этот вопрос дает ответ поэтесса Маргарита Алигер:
О, физика, наука из наук,
Все впереди, так мало за плечами.
Пусть химия вам будет вместо рук.
Пусть математика очами станет.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире…
1.2. Психологическая подготовка учащихся к плодотворной работе на уроке.
Пример тому тема, рассмотренная вами на прошлых уроках – «Электролиз расплавов и растворов солей». Ведь химику нужно знать, и как протекает процесс электролиза, и как осуществлять расчеты выхода продуктов реакции, но, не зная физики, и в частности, зако-на Фарадея (масса вещества, выделившегося на электродах при прохождении электриче-ского тока, пропорциональна силе тока и времени) это невозможно в принципе.
(Слайд 2)
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (Актуализация знаний).
• Что называют электрическим током?
• Что происходит с ионами в растворе, в который опущены электроды?
• Как называется «+» заряженный электрод?
• Как называется «-» заряженный электрод?
• Как вы объясните проводимость электрического тока водным раствором хлорида натрия?
• В чем сущность процесса электролиза?
3. Организация учебной деятельности.
(Видеоролик – электролиз раствора сульфата меди)
Каков, по вашему мнению, результат процесса электролиза в данном случае?
Правильность ваших суждений мы обсудим в течение урока, тема которого
(Слайд 3)
Решение упражнений по теме «Электролиз»
• Катодные процессы при электролизе водных растворов солей зависят от активно-сти металлов. В чем это выражается?
(Слайд 4 – катодные процессы)
• В чем особенность анодных процессов, происходящих при электролизе водных растворов солей?
(Слайд 5 – анодные процессы)
• Повторив теорию, теперь выполните графический диктант.
(Слайд 6– геометрические фигуры, используемые при выполнении диктанта)
(Слайд 6 – ответы)
Графический диктант
1. Электролиз мож
но считать окислительно-восстановительной реакцией, происходящей под воздействием электрического тока.
2. Катод – отрицательно заряженный электрод;
3. На катоде происходит процесс электрохимического окисления;
4. Анион SO42 – будет окисляться на аноде в водном растворе;
5. Анион Cl будет окисляться на аноде в водном растворе;
6. Катион Na+ будет восстанавливаться на катоде в водном растворе;
7. Катион Cu2 + будет восстанавливаться на катоде в водном растворе;
8. Алюминий получают электролизом расплава Al2O3 в криолите;
9. При электролизе раствора NaCl можно получить щелочь NaOH и газы H2 и Cl2.
Учащимся предлагается поменяться с соседом заполненными бланками, выставить друг другу оценки по оценочной шкале: 5 – 6 правильных ответов – оценка “3”, 7 – 8 правиль-ных ответов – оценка “4”, 9 – правильных ответов – оценка “5”. На доске открывается шаблон с правильными ответами:

Запишите в тетради набранное вами количество баллов. Мы сегодня работаем по накопи-тельной системе, как на ЕГЭ.
Теперь переходим к выполнению практических заданий, т. е. составлению уравнений процесса электролиза, при этом одновременно поговорим о практической значимости электролиза – ведь это процесс, имеющий огромное значение в н/х.
Обратите внимание на карточки белого цвета. Именно с ними нам предстоит сейчас работать. Ваша задача в правом столбце составить уравнение процесса электролиза, отра-жающее данную область применения электролиза.
Считается многотоннажным химическим производством получение хлора, растворов щелочей.
Огромную ценность имеет электролиз как единственный способ промышленного по-лучения активных металлов. Работаем по рядам, а по одному представителю от ряда я по-прошу выйти к доске. Желающие составьте уравнения электролиза, происходящие при рафинировании металлов.
(Слайд 7 – осн. хим. промышленность)

Области применения электролиза

Примеры уравнений реакций

электролиза

I. Основная химическая промышленность

1)      Получение галогенов

(электролиз расплавов хлоридов щелочных и щелочноземельных металлов)

 



 

    2) Получение щелочей

(электролиз растворов хлоридов щелочных и щелочноземельных металлов)



 

(Слайд 8 –                                 II. Электрометаллургия

1) Получение щелочных и щелочноземельных металлов (электролиз расплавов хлоридов щелочных и щелочноземельных металлов)



 

2)Получение малоактивных металлов, например, меди (электролиз растворов)

(Окончание видеоролика)

Итак, верны ли оказались ваши предположения по поводу результата процесса электролиза?

Да, верно, т. к. Cu – металл неактивный,, то именно он будет восстанавливаться на катоде, а на аноде выделяющиеся пузырьки газа – это кислород.



 

1)      Рафинирование металлов – очистка металлов от примесей с помощью электролиза, когда неочищенный металл является анодом, а на катоде оседает очищенный.

(Слайд 9 – Электролитическая очистка меди)



 



 



 



 

III. Металлообрабатывающая промышленность

Гальваностегия – нанесение защитных антикоррозийных покрытий на поверхность металлических изделий методом электролиза (Слайд 10– Гальваностегия)



 

IV. Другие отрасли

Гальванопластика – электролитическое изготовление металлических копий, рельефных предметов. Этим способом, например, были сделаны фигуры для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Впервые изобрел в 1838 г. русский физик, академик Петербургской академии наук Борис Семенович Якоби

(Слайд 11, 12 – Гальваностегия)



 

4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Я уверена, что выполненные задания помогут справиться с выполнением разноуров-невого теста.
Ваша задача за 2 минуты пройти как можно больше уровней. Обратите внимание, что рассмотренные нами вопросы присутствуют в КИМах ЕГЭ.
Первый уровень
1. (1 балл) Наиболее чистый кальций образуется при
А) восстановлении оксида кальция водородом
Б) восстановлении оксида кальция углеродом
В) электролизе расплава хлорида кальция
Г) восстановлении оксида кальция алюминием
Второй уровень
2. (1 балл) При электролизе водного раствора фторида калия на катоде выделяется
А) водород Б) фтороводород
В) фтор Г) кислород
Третий уровень
3. (1 балл) В какой последовательности восстанавливаются данные металлы при элек-тролизе растворов их солей
А) Au, Cu, Ag, Fe Б) Cu, Ag, Fe, Au
В) Fe, Cu, Ag, Au Г) Au, Ag, Cu, Fe
Четвертый уровень
4. (2 балла) Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, кото-рый образуется на катоде в результате электролиза его водного раствора:
А) CrCl3                                             1) водород
Б) Cu(NO3)2                                       2) металл
В) K3PO4                                           3) металл и водород
Г) NaCl                                              4) кислород
                                                         5) хлор
                                                         6) азот
Тест выполняется в бланках ответов № 1 ЕГЭ

Самопроверку осуществите с помощью предоставленных шаблонов.
Перед вами сборники вариантов КИМов ФИПИ. Открыв 1 вариант часть В, вы видите, что В3 этого варианта и есть вопрос электролиза.
5. Этап информации о домашнем задании
Повторить параграф 18
Выполнить уравнения электролиза процессов гальваностегии и гальванопластики
(доп-но) выполнить задание В3 вариантов 1 – 3 из сборников КИМов
6. Этап подведения итогов и рефлексии
Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами в процессе урока и переве-дите их в пятибалльную шкалу.
Поднимите руки, кто получил оценку «5»?....

РЕФЛЕКСИЯ

поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце
+ «Точка» — на занятии все было понятно. Что оказалось не-понятым?
? «Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то непо-нятно.
! «Восклицательный знак» — все было понятно, есть уве-ренность, что я могу это использовать при сдаче ЕГЭ.