Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бакуменко Юлия Сергеевна «Методика и организация работы над проектами в начальной школе»

Фото пользователя Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина)
Submitted by Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина) on Sat, 05/04/2014 - 20:48

«Методика и организация работы

над проектами в начальной школе»

 

Бакуменко Юлия Сергеевна, 

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, или Цели имеют право на существование!

2.Основные требования  К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

3.Классификация проектов  ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

4.Классификация проектов ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

5.Классификация проектов ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

6.Формы продуктов ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.Оформление ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

8.Виды ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ

9.Система оценки  ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

10.ШКОЛЬНИКИ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по данным отечественных и зарубежных исследований

11.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: роль учителя

12.ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ по системе IB

13.Что такое ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ?

14.Прием  «СКРЫТАЯ КООРДИНАЦИЯ»

15. ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

16.ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

17.ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

18.КАКИЕ ИМЕННО ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20.РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

или Цели имеют право на существование!

 

Классно-урочная система - очень удобна своей определенностью, четкостью и организованностью. Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса? Может быть, создание условий для развития личности? "А что это за условия и как их создавать?" - спросит учитель-практик. Честное обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выво­ду, что единственно реальная цель учителя при этом - "пройти про­грамму"; цель ученика, в лучшем случае, - "стать умнее", в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - пере­терпеть годы школьной учебы.

          Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими знания, умения и навыки, и  значительно хуже выполняют те задания, верное решение  которых, зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности, правильного понимания и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля». Общий вывод: учителя начальной школы, пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

         Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

         При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

        В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

       Пожалуй, что большинство школьников перестало мотивировать идеал "человека знающего" как продукта классно-урочного обучения. В наше время одного такого обучения оказывается явно недоста­точно, и для достижения поставленных целей необходимо также ис­пользование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский уче­ный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нуж­ные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый ре­зультат. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятель­ности школьников на результат, который достигается бла­годаря решению той или иной практически или теоретически зна­чимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний резуль­тат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учаще­гося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

 

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, ин­формационной, практической. Грамотно сформулировать проблему - особое умение. С постановки проблемы начинается работа над проектом. Именно она является движущей силой каждого проекта. Формулировке проблемы стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

         Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение рабо­ты всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разра­ботка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

        Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - по­иск информации, которая затем обрабатыва­ется, осмысливается и представляется участ­никами проектной группы. Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование самостоятельных занятий;

- серьезная работа над учебным материалом;

- систематичность самих занятий;

- самоконтроль.

 

Результатом работы над проектом, иначе го­воря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в хо­де решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и (или) обществен­ности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осу­ществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

 

Таким образом, проект - это "пять П":

  • проб­лема
  • проектирование (планирование)
  • по­иск информации
  • продукт
  • презентация.
  • Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие матери­алы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 

Классификация проектов

ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Практико-ориентированныи проект нацелен на решение социальных задач, отра­жающих интересы участников про­екта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участ­ников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, горо­да, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использова­ния продукта на практике и его способности ре­шить заданную проблему.

          Исследовательский проект по структуре на­поминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной те­мы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, мо­делирование, социологический опрос и др.

          Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

         Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации ре­зультатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

          Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

Классификация проектов

ПО КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два  типа  проекте

• Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одно­го учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дис­циплины. Монопроекты  могут быть: литератур­но-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музы­кальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютер­ная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортив­ного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках клас­сно-урочной системы.

• Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специа­листов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки пробле­мы. Например, проект по теме "Проблема человече­ского достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературовед­ческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

• внутриклассными

• внутришкольными

• региональными (в пределах одной страны)

• международными

Последние два типа проектов являются телеком­муникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети  Internet  и,  следовательно,  задействования средств современных компьютерных технологий. 

 

Классификация проектов

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

• Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в груп­пах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

• Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координа­ции деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготов­лению продукта и подготовке презентации выпол­няется в рамках внеклассной деятельности и до­ма.

• Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с учас­тием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспе­диции, натурные видеосъемки и др.). Все это, бла­годаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организа­ции проектной работы.

• Долгосрочные (годичные) проекты могут вы­полняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь" цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

 

 

ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ряде случаев на вид продукта сразу указыва­ет тема проекта.

Хрестоматийным примером является проект "Изготовление воздушного змея": работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е годы, изучать важные законы фи­зики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вы­литься в увлекательную подготовку атласа несуще­ствующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

 

•Web-сайт

• Анализ данных социологического опроса

•Атлас, карта

•Видеофильм

• Выставка

•Газета, журнал

•Действующая фирма

•Законопроект

•Игра

• Коллекция

• Костюм

•Модель

•Музыкальное произведение

• Мультимедийный продукт

•Оформление кабинета

• Постановка

• Праздник

• Прогноз

•Система школьного самоуправления

•Справочник

•Сравнительно-сопоставительный анализ

•Учебное пособие

• Экскурсия

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  • паспорт проекта
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол­госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за­дание каждого участника проектной группы на предстоящий про­межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче­редного этапа
  • промежуточные отчеты группы
  • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
  • результаты исследований и анализа
  • записи всех идей, гипотез и решений
  • отчеты о совещаниях группы, прове­денных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
  • эскизы, чертежи, наброски продукта
  • материалы к презентации (сценарий)
  • другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы. Записи учащихся должны быть по возможности крат­кими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день пре­зентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:
  • организовать работу каждого участника проектной группы
  • создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом
  • судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
  • сократить время
  • поиска информации при проведении  в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

 

ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

• деловой игры

• демонстрации видео­фильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий

• диалога исторических или литературных персонажей

• защиты на Ученом Совете

• игры с залом

• иллюстрированного со­поставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

• инсценировки реально­го или вымышленного исторического события

• научной конференции

• научного доклада

• отчета исследовательской экспедиции

• пресс-конференции

• путешествия

• рекламы

• ролевой игры

• соревнования

• спектакля

• спортивной игры

• театрализации (воплощения в роль человека, одушев­ленного или неоду­шевленного существа)

• телепередачи

•  экскурсии

 

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Для выработки системы оценки проектных работ предваритель­но требуется ответить на следующие вопросы:

• Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

• Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

• Как будет происходить оценка проектов - по предметным секци­ям (например, лингвистической, естественнонаучной, гуманитар­ной) или "единым списком"?

Проблемными местами при оценке проектных работ обычно яв­ляются:

Предметная компетентность жюри. Оно должно обязательно включать в свой состав специалистов по всем предметам, отражен­ным в проектах данной секции.

• Разрешение ситуации "Все приложили усилия, но не все полу­чили места и номинации". В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимально­сти их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть изве­стны всем проектантам задолго до защиты.

Примеры критериев оценки:

          Пример 1 (первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации).

• Самостоятельность работы над проектом

• Актуальность и значимость темы

• Полнота раскрытия темы

• Оригинальность решения проблемы

• Артистизм и выразительность выступления

• Раскрытие содержания проекта на презентации

• Использование средств наглядности, технических средств

• Ответы на вопросы

Пример 2

• Важность темы проекта

• Глубина исследования проблемы

• Оригинальность предложенных решений

• Качество выполнения продукта

 

 

ШКОЛЬНИКИ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по данным отечественных и зарубежных исследований

• Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшие­ся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда "становятся лучшими друзьями".

• Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников всех возрастов ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, у тех, кто выбрал тему, руковод­ствуясь чьим-либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким.      

• распределять правильно время

• анализировать собственные действия

• презентовать результа­ты своего труда

• доделывать все до кон­ца

• достигать поставленной цели

• рассматривать тему с разных точек зрения

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Работа по методу проектов требует от учителя не столько препо­давания, сколько создания условий для проявления у детей ин­тереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смыс­ле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен об­ладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способ­ностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка позна­вательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  • энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достиже­ние цели
  • специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обя­зательно во всех областях)
  • консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени)
  • "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы)
  • координатор группового процесса
  • эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоя­тельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевид­но, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера от­ношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников про­екта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или компози­ция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим вы­бор одной из предложенных руководителем тем.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осу­ществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.

 

ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ?

 

Телекоммуникационный проект выпол­няется с использованием таких компь­ютерных средств, как электронная почта и сеть Web-сайтов WWW. Подобные проекты почти всегда носят межпредметный, а нередко и международный характер. Проблематика и содержание телекоммуника­ционных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно тре­бовало полноценного привлечения средств компьютерной телекоммуникации. В отечест­венной и зарубежной школах хорошо себя за­рекомендовали:

• интерактивные приключенческие игры меж­ду двумя или более школами;

• межшкольные литературные журналы, газе­ты и т. п.;

• проекты, предполагающие сбор разнооб­разных фактов или данных и статистическую обработку;

• экологические проекты;

• проекты совместного написания литератур­ных произведений различных жанров;

• сравнительное изучение курсов истории, геог­рафии и т. д., преподающихся в школах разных стран;

• изучение и анализ результатов спортивных со­ревнований и проведение совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах инициируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности,

с предложениями включиться, например, в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, загрязнением окружающей среды и т. п. Известна серия международных проектов, выпол­ненных в сети Internet под руководством В. Гезер-Гуда, сотрудника Иллинойсского университета (США). Эти проекты посвящены осмыслению мо­лодежью литературных произведений. Их общая цель - помочь детям и учителям в разных странах расширить их понимание окружа­ющего мира, понять сходства и различия культур.

 

 ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо помнить о тех проблемах, кото­рые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких "тонких мест" охарактеризованы ниже.

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за про­ект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она по­лучилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавате­лям - к последующему анализу портфолио проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной дея­тельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изу­чить какие-то работы и грамотно изложить их содержание,  проек­тант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
  • При организации работы по системе проектов не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.
  • Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При тради­ционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образо­вания, основанной на проектной деятельности, основные мораль­ные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответ­ственности да принятые решение — основываются на действии, они должны быть «прожиты».

 

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

Понятие "проект" вброшено в россий­скую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многог­ранен. Кроме того, проект эффективен. Про­ект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?

Проект - это метод обучения, который мо­жет быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэто­му он уникален. Проект формирует невероят­но большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельно­сти, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обу­чения. Оно может быть частью учебного предмета "Технология", а может стать и от­дельным учебным предметом. Самые совре­менные области человеческой деятельности (например, дизайн и PR)основаны на проек­тировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование мо­жет лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект - это форма организации учебно­го процесса. Полноценный проект "не впи­сывается" в уроки. Природы проекта и уро­ка - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Будущее шко­лы - в балансе альтернатив. Проект - это особая философия образова­ния: философия цели и деятельности, резуль­татов и достижений, - далекая от формирова­ния чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, но принята школой сегод­няшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смыс­ловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Консультант(ы) проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  • Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  • Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс).
  • Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  • Заказчик проекта.
  • Цели проекта (практическая и педагогическая).
  • Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  • Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация проекта (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).
  • Предполагаемые продукты проекта.
  • График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
  • Оценка содержания проекта (отзыв).
  • Оценка презентации проекта (отзыв).

 

КАКИЕ ИМЕННО ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться

для решения поставленной задачи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию    у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи 

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие

с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиденпотому что новая ситуация требует новых подходов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.    


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн