Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыка моего народа в произведениях русских композиторов

Submitted by Любовь Андреевна Степанова on Tue, 15/04/2014 - 20:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Степанова Любовь Андреевна
Место работы, должность: 

Учитель музыки 1 КК МКОУ Подгоренской СОШ№1

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

На основе чувственных ощущений сформировать представление о жизненных истоках русской народной и русской композиторской музыки

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник музыки, рабочая тетрадь

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, оборудование"Смарт", фортепиано

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
<p>Урок знакомит учащихся с творчеством великих русских композиторов &nbsp;П.И. Чайковского,Н.А. Римского-Корсакова. Использование активных форм обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников, формирует положительную мотивацию к предмету.</p>

 

Музыка моего народа в произведениях русских композиторов.

 

Цель:

На основе чувственных ощущений сформировать представление о жизненных истоках русской народной и русской композиторской музыки.

Задачи:

- научить выделять художественные связи между музыкой  народной и композиторской;

- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;

- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.

 

Ход урока.

   Организационный момент, постановка целей, мотивация учебной

деятельности.

Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).

 – Музыка, которая сейчас прозвучала, вам знакома ?

Интонацию какой знакомой песни вы услышали? («Во поле береза стояла»)

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить с вами?

 Тема нашего урока - Музыка моего народа в произведениях  русских композиторов.

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что вы можете сказать о берёзе?                                             

Наша Родина – Россия. Издавна считают символом Родины, символом России милую, родную березку. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

А какие символы России вы знаете ещё?

(гимн, Герб, Красная площадь, Храм Христа Спасителя)  

- К нам сегодня в Гости пришла Матрёшка. Что вы знаете об этой игрушке?

( что это - игрушечный символ России).

-Если мы с вами представим Россию в лице Матрёшки, то большая Матрёшка-это наша страна, в ней -Матрёшка поменьше, и мы можем сравнить её с регионом, в котором живём мы, Воронежской областью. Следующая предстанет перед нами, как символ нашей малой Родины-наш посёлок, а самые маленькие-это улица и дом, в котором мы живём. А в доме живёт семья, это маленькое государство.

 Ребята, в начале урока прозвучал  финал 4 симфонии П И Чайковского, в котором мы узнали тему русской народной песни.    

  Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

-Так почему же композиторы обращались к истокам  русской народной музыки,  мы  и попытаемся сегодня выяснить.

 

   Изучение нового материала и систематизация ранее приобретенных навыков, знаний и умений.

-Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте  выясним, с какими  жанрами  русской народной песни  вы уже с вами знакомы (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)

 Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтобы они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен. Так давайте вспомним их  и распоемся. (Исполнение гаммы)

И сейчас мы споём с вами  1 куплет из РНП « Во поле берёза стояла» Как её надо петь?  

(Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла»   

Обратить внимание на звуковедение, строй.  Добиваться, чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга)

- Какая мелодия по характеру?   (мелодия плавная, протяжная, певучая)

Для музыки Чайковского характерна напевность, которая взята из народных мелодий.

Применение обобщенных знаний, умений, навыков в новых условиях.

-Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков .                                                                     
В своих симфонических произведениях и операх композитор использует мелодии разного характера (прослушивание фрагмента «Три чуда» из оперы «сказка о царе Салтане»)                                                

-Какую знакомую мелодию вы услышали? ( ответы)

-Это  тема белочки, в опере «Сказка о царе Салтане»  используется мелодия русской народной  песни «Во саду ли, в огороде». Тема звучит игриво, почти танцевальная мелодия.

-Ребята, а почему русские народные песни называются народными?(ответы)

Русские народные песни сочиняли талантливые самородки, умеющие петь и играть на инструментах. Эти люди ходили из одного села к другому и исполняли свои песни. Обычно музыку и текст песен сочинял один и тот же  человек. Поскольку люди в селе были малограмотными, они не умели ни читать, ни писать, эти  песни передавались устно из поколения в поколение. Со временем люди забывали об авторе. Поэтому в историю эти песни вошли как русские народные песни.  

Физминутка для глаз.

Ребята, встаньте, отвлекитесь от экрана и посмотрите на окно. Найдите там   нотки... Сколько их? А теперь посмотрите  на дорогу, которая ведёт к пруду. Ещё раз посмотрите на нотки и опять на дорогу. Вот, наши глазки и отдохнули. Можете присесть.

 Продолжение работы над новым материалом.

Ребята, произведения таких композиторов, как Бородин, Глинка и другие , тоже созвучны с народной музыкой, не только русской, но и музыкой разных народов. Напевы её узнаваемы, вы ещё будете знакомиться на уроках с этими произведениями.

- А как вы думаете, почему они использовали народные мелодии?

-Да, потому что они любили и старались сохранить  традиции разных народов в своих произведениях, чтобы показать характер  и душу разных народов.

 -Сейчас мы попробуем сочинить  с вами музыку  к четверостишью, стараясь передать характер русской песни.  

  Композиторская деятельность.

 

Но поляне, на пригорке

 Под окном, среди полей

 Белокрылые берёзки –

Символ Родины моей.

-Какая должна быть  музыка по характеру?  Подумайте и попробуйте сочинить и  напеть мелодию (прослушивание детей). Выбор лучшего варианта, пение хором.

-Давайте встанем, не забудем об интонации, с которой надо спеть эту песню.

Ребята, мы сейчас пели песню  с инструментом  или без? Пение без музыкального сопровождения называется  а капеллла.             

-Молодцы,  вы справились с заданием и побывали в роли композиторов.

   Исполнительская деятельность

  Мы каждый имеем свою малую Родину –это место , где ты родился и вырос. И  поэтому появляются песни о разных городах, о разных прекрасных местах, такими лучшими местами являются моря , озёра , реки , о которых народ слагает немало песен - Песни о Волге , песни о Москве и т .д. Сегодня мы с вами  споём песню о России. Она называется «Моя Россия». Композитор Струве.  

  Закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

 Работа в СМАРТЕ-Молодцы, ребята, очень хорошо спели. А сейчас мы с вами  проведём небольшой тест. Возьмите в руки пульты и наберите свой код.  В тесте всего 3 вопроса, постарайтесь быстро справиться с заданием. По итогам этого теста я потом выставлю вам оценки.

А за работу на уроке я хочу поставить оценки….

  Подведение итогов урока, рефлексия:

 -Произведения каких композиторов прозвучали сегодня  на уроке ?

 -Что объединяет эти произведения?

( то, что в них узнаются напевы из народных песен)

 -Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня.  Это- бездонный кладезь для композиторов.

 Ребята, а что мы можем с вами сделать для того, чтобы   традиции нашего  народа сохранялись?

- Конечно, надо беречь  и любить свою семью, дом, свою улицу, свой посёлок, свой город и, конечно, свою Россию. Вот, и сложилась опять наша Матрёшка.

 Ребята, с каким настроением вы уйдёте с урока? Выберите карточку со смайликом.

 Урок окончен, спасибо за сотрудничество.   

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: