Модель взаимодействия семьи, имеющей ребенка с особыми образовательными потребностями и специальные группы детского сада, направленные на повышение эффективности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками. Воспитатель дефектологической группы №9: Уланова Людмила Петровна Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья,- это особый объект внимания специалистов и педагогов, которые могут оказать специализированную помощь родителям. Особенно трудно воспитание ребенка, имеющего нарушения в развитии. Помимо обычных повседневных забот, такие дети требуют особого внимания и ответственности родителей по уходу за малышом. Дети с нарушениями в развитии часто развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи со стороны государства, дошкольных и школьных учреждений, социальной защиты и прежде всего в психологической поддержке семьи. В нашем детском саду компенсирующего вида №1 в течение нескольких лет функционирует специальная дефектологическая группа №3, которую посещают дети со сложными нарушениями в развитии. «Особый ребёнок» - так мягко и любовно называют наши педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнедеятельности, уходе и специальном обучении. Воспитатели, учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, а также медицинские работники, массажист, врач ЛФК, невропатолог, педиатр в нашем детском саду создают благоприятные условия и современные методики работы с такими детьми. Для таких детей особенно характерны повышенные утомляемость, возбудимость, беспокойство, вспышки раздражительности, упрямство. Они с большим трудом сосредотачиваются на задании, склонны к колебаниям в настроении, часто инертны в проявлении эмоциональных реакций. Практически у всех этих детей выявляются моторные нарушения, нарушения в двигательных функциях кистей и пальцев рук. С такими детьми необходимо ежедневное проведение комплексной коррекционно-развивающей работы. В целях вовлечения родителей в процесс жизнедеятельности детей с проблемами в развитии и повышения родительской компетентности в вопросах воспитания такого ребенка педагогическая работа ведётся по нескольким направлениям: • Повышение уровня родительской компетентности ( Стремимся ответить на вопросы, часто волнующие родителей, дать советы, как правильно и эффективно использовать игрушки и игровые пособия, как научить ребёнка самообслуживанию, гигиеническим навыкам, справиться с проявлением негативных поведенческих реакций особого ребёнка. Конспекты консультаций, информационные буклеты, анкеты- всё это используется в приёмной комнате для информирования родителей, а также проводится индивидуальное консультирование, беседы, родительские собрания.) • Психолого-педагогическая подготовка родителей или лиц, их заменяющих. ( Даем рекомендации родителям, как можно чаще посещать нашего дошкольного педагога-психолога, который в свою очередь консультирует и беседует с родителями по волнующим их вопросам, по результатам диагностики.) • Разработка и оформление подборки материалов в виде памяток и буклетов с рекомендациями и советами по созданию для особого ребенка развивающей среды в домашних условиях. Нашу группу посещает 9 детей, у 5 из них - полная семья, 2 детей воспитывают мамы- одиночки, ещё у 2- бабушки – опекуны. Конечно, с трудностями в воспитании своих «особых»детей сталкиваются все родители. Бабушки не в полной мере оценивают образовательные, физические и индивидуальные потребности ребенка с проблемами в развитии. В личных беседах освещаются те проблемы, которые необходимо решить для полноценного развития и воспитания детей. Рекомендуем при подборе игрушек, в том числе и для домашнего игрового уголка, учитывать психолого – педагогические требования к игрушкам. Игрушки не должны провоцировать ребенка на агрессию и жестокость; вызывать страх и тревогу; унижать человеческое достоинство; вызывать психическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка. Бабушкам очень трудно совмещать роль отца и матери. Отсутствие родительской любви отрицательно сказывается на развитии и воспитании этих детей, в формировании их характера в будущем. Предлагаем бабушкам принимать активное участие в комплексной помощи своим внукам интегрироваться в мир сверстников и взрослых. Их дети с гиперактивностью, педагогической запущенностью - отсюда трудности поведения и характера ребенка. Окрики, одергивания, недовольство и раздражение в попытке утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться ещё больше. Лучший способ - срочно найти какое – нибудь занятие, связанное с движениями, игру, требующую больших физических усилий. В общении с ними сочетать твёрдость и последовательность с теплотой и доброжелательностью. Проблем много, но мы стараемся вместе преодолевать их, главное, чтобы «игра была не в одни ворота». Мамы – одиночки, дети которых, посещают нашу группу сталкиваются с робостью, тревожностью, отгороженностью и барьерами в общении с другими детьми и взрослыми. Мы предлагаем мамам найти любую область реальных успехов, значимую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя. Рекомендуем ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Таких детей привлекаем в коллективные игры, часто предлагаем им выполнение ролей, требующих принятия каких – либо решений, активного речевого общения с другими детьми, (роль капитана корабля, врача и т.п.). Приобщаем детей к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, танцевальные игры, рассказывание сказок детям). За тревожностью стоит недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь мы предлагаем создавать дома атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять своё собственное « Я». Эти трудности есть и в других семьях в том числе, и в полных. Советуем посещать с детьми разнообразные кружки дополнительного образования, а также спортивные секции (бассейн, легкая атлетика). Трудности возникают и с навыками самообслуживания детей. Родители допускают ряд ошибок в том, что не дают возможности ребенку самостоятельно научиться одеваться и раздеваться, недостаточно понимают как важно правильно подбирать одежду для детей с проблемами в развитии. Считают, что если ребенку трудно, то нужно сделать это за него, потому что так быстрее, а у них нет времени ждать, либо он не справляется, ему тяжело, а им очень жалко ребенка. Мы пытаемся донести до родителей важность навыков одевания и раздевания, т.к. это предполагает развитие таких двигательных функций, как потягивание, хватание, отпускание, способствующих формированию мелкой и общей моторики ребенка, а также это приучает ребенка к порядку и дисциплине, самостоятельности. Мы предлагаем родителям придерживаться общих правил при обучении особого ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: Одежда должна быть удобной, просторной, чтобы её можно было легко снимать и надевать. Придерживаться определенной последовательности в обучении. Переходя от простому к сложному. Использовать игры с переодеванием дома (например, примерять на себя взрослые вещи перед зеркалом). Уделять внимание обучению ребенка одеваться, выделить для этого время среди других дел. В группе у нас есть много игр, которые предлагаем детям на развитие моторики рук ( шнуровки, застежки, молнии, липучки, бусы и т.п.). А также во время сбора на прогулку осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. 2 ребенка, посещающие нашу специальную группу - неговорящие. Дети из полных семей. Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. У детей наблюдаются повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от условий, ощущение неуверенности в себе, которое приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для них характерна крайняя зависимость от мнения других, В тоже время можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Отсутствие речи порождает у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива. Отсутствие речи тормозит развитие игровой деятельности, которая имеет ведущее значение в формировании личности ребенка. Работа с такими детьми требует выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в течении воспитательно – коррекционных задач. Целенаправленная помощь со стороны родителей – важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных сложным заболеванием. Наша цель – раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Мы стараемся решить ряд задач в работе с детьми с особыми образовательными потребностями: Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучению умению быть в мире самим собой. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения ( мимикой, жестом, пантомимикой.) Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Обучение детей правилам хорошего тона. Основные методы обучения: • Упражнения (творческого и подражательно – исполнительского характера) • Игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные, музыкальные. • Творческие игры: сюжетно – ролевые, игры – драматизации. • Дидактические, развивающие игры. • Чтение художественных произведений. • Беседы. • Мини – конкурсы. • Моделирование и анализ заданных ситуаций. • Импровизации. • Рассказ взрослого и рассказ детей. • Сочинение историй. • Дискуссии. • Свободное и тематическое рисование. • Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки.) • Игры в уголке психологической разгрузки (боксерская груша, стаканчики для крика, игры с крупами, пальчиковые бассейны, развивающие игры « Что такое хорошо и что такое плохо», эмоции сказочных героев и многое другое). Принципы, которых придерживаемся в работе с детьми с особыми образовательными потребностями: Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка. Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, т.к. самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых. У детей создается на занятиях чувство безопасности дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое « Я»; безопасно проявлять свои эмоции и чувства. Ценится постепенность развивающего – коррекционного процесса, не принимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Каждой семье мы рекомендуем: • Приучать ребенка к строгому соблюдению режима дня, что способствует снижению капризов малыша, организует его, формирует личные качества. • Развивать добрые, дружеские взаимоотношения в семье. • Не стыдиться своего ребенка, не допускать чтобы он уходил в себя, погружался в свое одиночество. • Трезво оценивать возможности ребенка методы и приемы воспитания и обучения, опираясь на личный опыт, интересы и развитие ребенка. Важно помнить: судьба особого ребенка в их руках; семья является для него маленьким миром, в котором он преодолевает жизненные трудности и добивается у
|