Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Коррекционная работа по проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Размещено: Людмила Петровна Уланова - ср, 25/06/2014 - 20:04
Общие принципы организации коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков определяются от общих особенностей психического развития дошкольников с ЗПР, а также от состояния здоровья, условий жизни и развития в семье. Освоение коммуникативных умений обеспечивает детям с ЗПР полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений регулярна и органично включается во все виды деятельности. Детей с ЗПР можно охарактеризовать как детей с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, общей психической незрелостью. Имеющиеся у детей нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Прежде всего обращает на себя внимание несформированность в соответствии с общевозрастными возможностями контекстной речи. Дети не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строят лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Существенно страдает развитие внутренней речи, что служит огромным препятствием к формированию планирования, саморегуляции в деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками. Из-за нарушенного или недостаточного общения ребёнка с окружающими (он многого не воспринимает, не понимает и не усваивает) ущербно развивается личность: не развиваются познавательные интересы, не формируется потребность быть учеником. Незрелость психики ребенка определённым образом проявляется в сюжетно-ролевой игре и накладывает на неё свой отпечаток. Все компоненты ролевой игры оказываются у детей подготовительной группы несформированными: сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы; содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны, охватывают небольшое игровое общество и на короткий срок. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию. Часть детей - более активная берёт на себя организацию игры, набирают команду детей с задержкой речевого развития. Они выполняют роли главные (врача, водителя, продавца и т.д.), другие дети, с проблемами в речи - выполняют роли пассажиров, помощников, посетителей, болеющих). Дети, имеющие глубокие задержки речи используют невербальные средства коммуникации – система жестов, знаков, кивком головы. Воспитатели оказывают помощь детям в понимании друг друга. Такие игры позволяют воспитывать у детей доброжелательность, готовность выручить сверстника, сочувствие. Включённость в работу детей с ЗПР, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективней, если соблюдать ряд условий; например, если это чтение художественной литературы, то часть детей может пересказать текст, другая часть детей (неговорящая) подобрать иллюстрации к прочитанному тесту, всё это способствует осмыслению содержания произведения. В игре – драматизации дети с более развитой речью могут выступать как рассказчики ( с помощью воспитателя), а другие дети (с нарушениями речи) могут изображать персонажей сказки (повадки, звуки, голоса животных). Соответственно произведение выбирается с учётом степени доступности и близости содержания, жизненному опыту детей. В основном берутся самые простейшие сказки. («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.). Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ЗПР и нарушениями речи с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями, побуждают их к оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, т.к. стимулирует овладение детьми устной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Любая организованная деятельность с ребенком организуется при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка. Обязательно создаётся доброжелательная атмосфера общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В любой деятельности дети должны пережить радость от преодоления трудностей. Поддерживается и поощряется любое проявление детской пытливости и инициативы. Важный принцип коррекционной работы - научить детей удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать желание понять, стремление найти объяснение непонятному, научить спрашивать взрослых и сверстников. Ни один из детских вопросов не остаётся без внимания. Пытаемся разбудить у детей элементарное любопытство по отношению к окружающему. Организовываются наблюдения за животными, растениями, природными явлениями, трудовые дела. Создаются простейшие проблемные ситуации в быту, проводятся опыты ( с водой, снегом, предметами), беседы на темы: «Как провели выходные дни», « Что видели интересного по дороге в детский сад?», « Расскажи о себе, о семье», «О чём бы вы хотели бы узнать?», «Какие мультфильмы любите и почему?». Дети учатся делиться друг с другом интересными событиями, новостями. В итоге такой работы многие дети начинают спрашивать – задавать вопросы, которые выражают их пытливую мысль, желание знать: «Почему солнце горячее, кто его таким сделал?», «Кто бомбы делает?», «Какая профессия преглавная?», «Почему рыба не видит крючка в воде?», «Может ли петух стать диким, если его в лесу оставить?» В режимных моментах по воспитанию культурно- гигиенических навыков формируются умения выражать благодарность за оказанные виды помощи. В свободной игровой деятельности детей, предполагающей общение со сверстниками оказывается помощь воспитателя, в виде подсказок (как попросить игрушку, как попросить о помощи), проговариваем вместе слова. Ведётся большая работа с семьями воспитанников, проводятся консультации по темам: «Совместная деятельность дома», « Вежливый ребёнок», « Как развивать особого ребёнка» и другие, родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы в воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями. Уделяется пристальное внимание развитию мелкой моторики руки ребёнка. Управляемое развитие движений пальцев рук ребёнка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Для развития движений руки детей используются различные формы работы, как в организованной деятельности, так и в свободной, а также в индивидуальной форме. Индивидуальная коррекционная работа по развитию движений руки детей, проводится не только в играх – коррекциях «Собери бусы», «Шнуровка», игры с крупами и т.д., но и в специальных тетрадях преемственности воспитателя и дефектолога, и логопеда.

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн