Вы не зарегистрированы

Авторизация



Периодическая система химических элементов, 8 класс

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - вс, 27/07/2014 - 14:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 9, город Воронеж, учитель химии

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Обучающая: усвоить понятия «период», «группа», «подгруппа», научиться определять «адрес» химического элемента в Периодической системе, закрепить умение вычислять относительную атомную массу; научиться вычислять относительные атомные массы элементов в веществе.

Развивающая: формирование абстрактно-логического мышления, умения делать выводы, создавать алгоритм, оценивать правильность решения задачи.

Воспитательная: воспитание коммуникативной культуры, умения сотрудничать со сверстниками.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. - М., Дрофа.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, звуковые колонки.

Используемые ЦОР: 

Презентации.

Краткое описание: 
Это 5-й урок в курсе химии, учащиеся только начинают осваивать предмет.

Пояснительная записка

Это только пятый урок химии в 8 классе. Но первое знакомство с Периодической системой уже произошло раньше. Обучающиеся обратились к ней, рассматривая на 3-ем уроке основные этапы развития химии. Далее видится целесообразным поменять порядок изучения тем «относительная атомная масса» и «Периодическая система». Поскольку относительная атомная масса задает порядок расположения химических элементов.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УДД

Мотивационно-ценностный этап

Как вы думаете, какое открытие в химии считают самым главным? Почему?

Выдвигают предположения. Среди этих предположений прозвучит версия: «Периодическая система» (т.к. на доске будет написана тема урока), но объяснить «почему?» ученики не смогут.

Р - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе

 

 

 

Что бы вы хотели узнать о Периодической системе?

 

Почему она считается главным открытием в химии?

Как она устроена?

Какую информацию мы можем из нее узнать?

(Возможно, будут сформулированы и другие вопросы).

Почему таблица, созданная Д.И.Менделеевым, называется Периодической системой химических элементов?

Ученики объяснят, почему «химических элементов», вспомнив, что такое химический элемент, но затруднятся со словом «Периодическая».

Что мы уже знаем о химических элементах?

Знаем, что каждый химический элемент имеет название, знак и умеем определить относительную атомную массу.

Ориентационно-деятельностный этап

В почтовом отделении Химической страны оказалось письмо, на котором были разлиты чернила. (Слайд 2 - прикрепленный файл) Можно ли установить адресата?

Ученики предполагают, что искать ответ надо в Периодической системе, рассматривают ее, находят периоды и группы, но не знают, что делать с подгруппами. Т.о., предполагают, что письмо должно быть доставлено брому или марганцу.

 

Исполнительный этап

 

 

Давайте посмотрим, как создавалась Периодическая система.

Чтобы систематизировать все химические элементы Д.И. Менделеев написал их знаки на карточках, поместив на них относительные атомные массы элементов и подробно описав свойства. Мы пока не знаем свойств, поэтому мы просто выделим элементы с похожими свойствами одинаковым цветом. Поскольку массы атома – единственная известная на тот момент однозначная количественная характеристика атома, ученый попытался связать с ней последовательность расположения элементов. Что он получил?

(Организуется просмотр презентации)

 

Попытайтесь, знакомясь с презентацией, ответить на вопросы: Какие закономерности свойств элементов есть в периоде? Какие закономерности свойств элементов есть в группе?

Некоторые периоды оказались очень длинными. Тогда автор свернул их в две строчки. Таким образом, в каждой группе, в периодах, начиная с 4-го, оказалось по два элемента. Тогда было введено понятие подгруппы. Есть две подгруппы – главная и побочная.  (Слайды 3-4 - прикрепленный файл)

Почему «главная» и «побочная»? Для элементов, стоящих в начале и конце периода, все закономерности соблюдаются очень четко. Их назвали главной подгруппой. Для элементов в середине периода выполняются не все закономерности. Почему – мы узнаем позже. Их назвали побочной подгруппой.

Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы.

Предполагаемый ответ: в периоде элементы располагаются в порядке увеличения атомной массы, у всех элементов разные свойства, они изменяются от металлических к неметаллическим; в группе собраны элементы со сходными свойствами.   Записывают свои выводы в тетрадях. Кто-то из учеников озвучивает по просьбе учителя свои записи.

 

Период – это ….

Всего периодов - …

Группа – это ….

Всего групп - …

(Предполагаемый ответ: период – это горизонтальный ряд, в котором свойства элементов изменяются от металлических к неметаллическим. Всего периодов – 7.

Группа – это вертикальный столбец, в котором расположены элементы со сходными свойствами. Всего групп – 8.)

П – умение определять понятия, создавать обобщения;

Умение делать выводы

Игра «Почтальон». (Слайды 5-13 - прикрепленный файл)

Задание выполняется на интерактивной доске. Необходимо найти химический элемент по его адресу, либо наоборот, вписать "адрес" химического элемента.

 

Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе.

Объяснение учителя.

Вычислите массовые доли элементов в кальциевой селитре. Формула вещества: Ca(NO3)2

Что такое массовая доля? Что мы примем за 100%? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества? Как узнать, какая часть массы приходится на данный элемент?

Записывают решение задачи:

П - умение применять знаки и символы, схемы для решения учебных задач

Творческий этап

Задание ученикам. Работая в парах, составить алгоритм решения задачи.

После составления алгоритма он проверяется. (Слайд14 - прикрепленный файл)

Работа в парах.

К - умение организовывать учебное сотрудничество и работать в группе

 

Самостоятельное решение задач

Вычислите массовые доли элементов в:

1) серной кислоте H2SO4,

2) фосфате кальция Ca3(PO4)2

(Ответ: 1) 2%, 33%, 65%; 2) 43%; 22%; 35%)

 

Оценочно-рефлексивный этап

А теперь поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте правильность решения задач друг у друга.

Возникли ли вопросы.

Взаимопроверка решения в парах.

Если возникли сомнения, вопросы, задают. Обсуждают коллективно.

Р - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Закончите фразы.

Сегодня  я узнал…

Мне показалось трудным…

Я уверен, что смогу…

Ответы учащихся по желанию.

 

Домашнее задание. Задачи. Вычислить массовые доли элементов в известняке СаСО3 и нитрате цинка Zn(NO3)2

Записывают домашнее задание.

 

Прикрепленный файлРазмер
Периодическая система. 8 класс.docx63.79 Кбайт
Периодическая система. 8 кл.ppt912.5 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
ХИМИКИ и жизнь

Оценка материала

...