Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чтение с листа на уроке фортепиано

Submitted by Мария Алексеевна Медяник on Sat, 30/08/2014 - 17:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
И.С. Тихомирова
Место работы, должность: 

ДМШ им. Римского-Корсакова, преподаватель
 

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Краткое описание: 
<p>В статье рассматриваются вопросы активизации внимания при работе над чтением с листа.</p>

                    «Чтение с листа  на уроках фортепиано»

 

                                                    «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития» Сухомлинский В.А.

 

О пользе чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тем, можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха и других видных педагогов музыкантов XVII - XVIII вв. Ю» второй половине XIX столетия требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации практически всех авторитетных музыкальных заведений, как в России, так и за рубежом.

Сам Н.Г. Рубинштейн заставлял своих учеников аккомпанировать с листа концерты. Есть свидетельства, что на сходной основе строились занятия в классе Н.С. Зверева, В.И. Сафанова, в более поздние годы Ф.М Блюменфельда, Л.В. Николаева, Г.Г. Нейгауза и других педагогов музыкантов. Они считали, что чтение с листа должно составлять определённую часть каждодневных занятий учащихся. Д.Ф. Ойстрах, например, рекомендовал учащимся один День в неделю целиком отдавать проигрыванию незнакомой музыкальной литературы.

Важным условием, обеспечивающим правильное протекание процесса чтения музыки с листа, заключено в мыслительном (нередко говорят зрительном) опережении читающим того, что непосредственно играется им в данный момент.

Работая с учениками над чтением с листа, обучая их умению смотреть вперёд и слышать то, что они видят, мы развиваем зрительную память и внутренний слух. Примечательно при этом следующее: чем квалифицированнее и опытнее читающий с Листа, чем более развит его внутренний слух, тем дальше он «засматривает» вперёд при игре, тем объёмнее мысленно воспринимаемые им «дозы» нотного текста, тем яснее и конкретнее, наконец, его внутренние слуховые представления звуковысотных, ритмических и тембровых компонентов музыкальной речи.

Второе существенное положение теории и практики чтения музыки с листа выражается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только при этом условии может быть обеспечено плавное, непрерывное, логичное развертывание звукового «действия». Неотрывность от текста взгляда, читающего музыку тесно связана с умением играть, Не глядя на руки или, как говорят «вслепую». Обучая учеников «вслепую» ориентироваться на клавиатуре, мы развиваем координацию, умение чувствовать руками клавиатуру.

Третье условие, способствующее улучшению процесса прочитывания музыки, может быть сформировано следующим образом: ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотныу структур. Схватывая с единого взгляда общую конфигурацию мелодических рисунков, направленность их движения в звуковом пространстве, узнавая в тексте различные аккордовые стереотипы (трезвучия, доминантсептаккорды, их обращения и т.д.) по их характерному внешнему облику.

Если учащийся возьмет за правило фиксировать и отмечать для себя в нотной материале уже известные ему из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры, как то: гаммы, арпеджио, альбертивные басы - это значительно упростит его задачу. Умение распознавать в незнакомом знакомое, опереться при случае на стандартную инструментальную фигурацию ведёт к тому, что разгружает внимание играющего, пианист в этом случае читает как бы «сквозь ноты», к тому же легко выходит из аппликатурных затруднений. Всё это развивает умственные способности ученика, развивает его интеллект.

Усилия играющего при чтении музыки должны быть направлены в первую очередь на опознание в нотном тексте и последующее воспроизведение более или менее законченных, структурно завершённых музыкальных мыслей. Умение ученика видеть не отдельные ноты, а объединять их в мотивы, фразы, предложения придаёт чтению осмысленность, эмоциональную окраску. Это развивает логическое мышление, умение обобщать материал.

Прежде чем читать музыку за инструментом следует по возможности ознакомиться с ней посредством мысленного прочтения, проиграть её в уме. Мысленный просмотр и ознакомление с новым музыкальным материалом, освобождая на время читающего от реальных игровых действий, дают ему возможность целиком сконцентрироваться на содержании музыки, её форме и строении, её интонационных, гармонических и ритмических свойствах. Прочитывание нотного текста в уме (про «себя») способствует выработке соответствующих внутренних музыкально - слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надёжной опорой при игре.

Таким образом, можно сказать, что чтение с листа развивает зрительную память, внутренний слух, логическое мышление, координацию движений.

Чтение с листа даёт возможность ученику для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед учеником, регулярно практикующимся в чтении с листа, нескончаемой и пёстрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох.

Всё вместе это способствует развитию интеллекта.