Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.) Анализ рассказа Майкла Гелприна "Свеча горела"

Фото пользователя Людмила Петровна Курышева
Submitted by Людмила Петровна Курышева on Sat, 30/08/2014 - 20:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курышева Людмила Петровна
Место работы, должность: 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8"

Регион: 
Вологодская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели:

 1. Личностные: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

2.      Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

3.      Регулятивные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

4.      Коммуникативные УУД: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работают в группе, Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

5.      Познавательные УУД: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, анализируют текст по образцу.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
<p>В основе урока технология развития критического мышления. Анализ рассказа М.Гелприна &quot;Свеча горела&quot;</p>

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Вызов (творческая мотивация)

Дает возможность учащимся высказаться, поставить цели.

«Дерево предсказаний»: предлагает учащимся сделать свои предположения, о чем пойдет речь? Как будет развиваться действие на уроке? С какой целью выбрана такая тема урока? Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Создают краткие высказывания на поставленные вопросы, прикрепляют ответы к дереву, рассуждают, комментируют свои высказывания. Происходит обмен мнениями, ставятся новые вопросы по теме, записывают их

2

Осмысление содержания

I. Учитель предлагает форму чтения  с комментированием в виде знаков (прием «Инсерт») Рассказ Майка Гелприна «Свеча горела»

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  

Как читать текст, сохраняя интерес к теме?

  

 Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" .

·                Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

· Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

·  Следующим шагом заполните таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

 

 

II.Анализ текста

Учитель организует обсуждение, работу с текстом, проговаривание возникших вопросов.

- Найдите в тексте описание времени, когда люди перестали читать? Какую причину этого называет автор? Как Вы думаете, почему это произошло? Соотнесите с нашей ситуацией.

- Каких писателей любил преподаватель литературы? Как они кормили его? Какие книги остались непроданными? А что из этого списка вы читали?

- Кто проявляет интерес к литературе? Почему автор заставляет это сделать робота, а не человека? Почему профессор не распознал в нем робота?

(Сообщение учителя.  Автор использует прием ОСТРАНЕНИЯ , состоящий в исключении явления из привычной связи. Бездушный робот оказывается духовнее людей- созданий, у которых есть душа)

- Составьте план к сюжету рассказа. Как он построен? К какой разновидности рассказа Вы бы отнесли? Что в нем есть от фантастического, детективного, психологического?

- Найдите в тексте описания состояния профессора. Как оно меняется по ходу сюжета? Выпишите глаголы, описывающие этот процесс

Ищут ответы на возникшие вопросы, обдумывают прочитанный текст, выделяют важные блоки информации, помогающие сделать выводы. Отвечают на вопросы, задают свои вопросы, думают

 

 

III.Дискуссия

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От... От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...

 

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

 

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Давайте объясним такой финал и название рассказа.

(Виды развязки:

- естественная (логичное выражение завязки);

- ложная.

Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):

- внезапная;

- логически вытекающая из развития действия.

Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):

- единая с кульминацией;

- отдельная от кульминации)

Работают в малых группах, обсуждают тип финала и смысл, высказывается каждая группа

3

Рефлексия

1.Работа с «деревом предсказаний»: что сбылось? Чего на уроке не хватило? Какие новые вопросы перед собой поставили?

2.Сочинение-миниатюра. Какова же роль чтения и литературы в 21 веке?

3. Читает наизусть свое любимое стихотворение (в моем случае «Реквием» А.Ахматовой)

Анализируют содержание работы, сравнивают со своими ожиданиями, делают выводы, анализируют изменения в собственном мире, свои эмоции.

Создают письменное высказывание

 

Домашнее задание

 

Прочитать материал статьи учебника о сущности литературы, задать вопросы к прочитанному.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)


Прочитала рассказ, благодаря Вашему материалу. Какая страшная перспектива для бедных филологов! Парадокс, но стоит быть благодарным чиновникам, которые не дают нам остаться без работы своими нововведениями. Что касается предлагаемого Вами анализа рассказа с помощью ТРКМ, то, на мой взгляд,  он  совершенен. Я даже попробую провести по Вашему сценарию урок в 11 классе. Спасибо, Людмила Петровна!

Н.Горох




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)


Действительно, интересны и рассказ, и, несомненно, сам урок. Спасибо, Людмила Петровна.

С уважением В.И. Громова




Фото пользователя Любовь Владимировна Мамонтова

На: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)


Людмила Петровна! Урок органичен, полностью соответствует технологии развития критического мышления, заставляет детей мыслить и сопереживать

Высшее достоинство человека - хорошо делать своё дело (Хемингуэй)


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн