Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок "Вирусы" в 10(11) классе

Данные об авторе
Автор(ы): 
Рублёва Елена Владиславовна
Место работы, должность: 

ГБОУ Лицей №387, учитель биологии

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Согласно требованиям ФГОС обеспечение метапредметных результатов - развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
35
Используемые учебники и учебные пособия: 

Любые учебники для 10-11 классов

Используемое оборудование: 

Для подготовки к уроку принтер для распечатки материалов. Любые гаджеты с выходом в интернет.

Краткое описание: 
<p>10 класс. Ученики ещё не забыли материал, изучавшийся в 9 классе. Неинтересно.... Как сделать так, чтобы ребята всё-таки &quot;занялись делом&quot;? Чтобы заходили в Интернет не для развлечения, а для того, чтобы узнать что-то новое? Я сделала попытку решить данные стоящие передо мной задачи.</p>

Организацинная часть урока - приветствие, проверка домашнего задания - примерно 6-7 минут. Далее раздаются распечатанные задания по 1 на парту, ребята приступают к работе. Роль учителя - помощь в выполнении заданий, разъяснение появившихся вопросов. 

Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

 

"Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". П .Медавар

 

Вирусы хотя очень малы, их невозможно увидеть, являются объектом изучения наук:
Для медика вирусы - наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок.
Для патолога вирусы - этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов.
Для ветеринарного работника вирусы - виновники эпизоотий (массовых заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.
Для агронома вирусы - возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.
Для цветовода вирусы - факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов.
Для медицинского микробиолога вирусы - агенты, вызывающие появление токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.
Для промышленного микробиолога вирусы - вредители бактерий, продуцентов, антибиотиков и ферментов.
Для паразитолога вирусы - наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека.
Для генетика вирусы - переносчики генетической информации.
Для дарвиниста вирусы - важные факторы эволюции органического мира.
Для эколога вирусы - факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органич. мира.
Для биолога вирусы - наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями.
Для философа вирусы - ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.
 

Три главных обстоятельства обусловили развитие современной вирусологии, сделав её своеобразной точкой (или почкой) роста медико-биологических наук.
Вирусы возбудители важнейших болезней человека, сельскохозяйственных животных и растений, и значение их всё время возрастает по мере снижения заболеваемости бактериальными, протозойными и грибковыми болезнями.
Ныне признаётся, что вирусы являются возбудителями рака, лейкозов и других злокачественных опухолей. Поэтому решение проблем онкологии теперь зависит от познания природы возбудителей рака и механизмов канцерогенных (опухолеродных) превращений нормальных клеток.
Вирусы - это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности.
Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, сто борьба с вирусами - одна из первоочередных задач. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками, необходимо детально изучить их свойства.

 

1. Прочитайте расположенный выше вводный текст. Ознакомьтесь с соответствующим параграфом учебника. Выполните в тетради краткий опорный конспект по теме. Возможные пункты конспекта:

I. Открытие вирусов

II. Строение

III. Жизненный цикл

IV. Гипотезы происхождения вирусов

V. Значение вирусов для человека

2. Выполните задание, приведённое ниже, работая в парах. Объяснить ошибку – значит записать данное предложение без ошибок.                                                                                                                                      

А.  Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.В переводе с латинского "вирус" означает маленький.

  1. Вирусы имеют клеточное строение.
  2. По отношению к бактериям вирусы меньше по размеру.
  3. Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
  4. Капсид у всех вирусов состоит из одной оболочки.
  5. Один и тот же вирус может жить в клетках разного вида.
  6. ВИЧ имеет палочковидную форму.
  7. Туберкулез - это вирусное заболевание.
  8. Вирусы являются возбудителями заболеваний растений.
  9. Вирусы были открыты в 19 веке.

 

3. Выполните по вариантам тестовые вопросы.

1 вариант.

1. Основоположником  учения  о вирусах  является?

       А) Т.Морган              В) В.Вернадский

       Б) Д.Ивановский      Г) Н.Вавилов

2. Вирусы  могут  размножаться.

А) Только  в клетке  хозяина

Б) Путем  простого  деления

В) Только     бесполым   путем  

Г) Только  половым  путем.

3. Какой  вирус  нарушает  работу  иммунной  системы  человека?

           А) Полиомелита             В) Гриппа

           Б) Оспы                           Г) ВИЧ

4. Капсид у вирусов состоит из:

                      А) белков             В) РНК

                      Б) ДНК                 Г) липидов

5. Что правильно?

А) вирусы бактерий обычно содержат только РНК

Б) у вирусов отсутствуют мембранные структуры

В) вирусы животных в цитоплазму клеток не проходят

Г) вирусы размножаются только внутри клеток

6. Что правильно?

А) вирус заставляет клетку выполнять его программу

Б) некоторые вирусы выходят из клетки, не разрушая ее

В) вирус гепатита размножается в клетках слюнных желез

Г) вирионами называют вирусы, вызывающие заболевания

2 вариант.

1. Бактериофаг-это  вирус, паразитирующий  в клетках:

А) Растений               В) Животных

            Б) Бактерий                Г) Грибов

2. Путь   прохождение  вируса  в клетку  хозяина  называют?

           А) Фагоцитоз       В) Пиноцитоз

           Б) Эндоцитоз       Г) Фотосинтез

3. Размеры вирусов составляют:

         А) 15—100 нм               В) 0,15—4 нм

         Б) 0,15—4 мкм               Г) 0,015—0,4 мкм

4. Каким образом вирус подчиняет клетку хозяина, заставляя её работать на себя?                   

 А) путём внедрения РНК в ядро клетки           

Б) путём синтеза ДНК с помощью вирусной РНК                                                                      В) путём разрушения ядерной оболочки белками вируса                                                       

5. Что правильно?

А) вирусы растений и животных обычно содержат РНК

Б) у вирусов рибосомы гораздо мельче клеточных

В) бактериофагами называют вирусы растений

Г) вирус, покидая клетку, всегда ее разрушает

6. Что правильно?

А) любой вирус может поразить в

любой момент любую клетку

Б) вирус гриппа размножается даже в клетках бактерий

В) вирус СПИДа поражает клетки иммунной системы

Г) вирусы могут жить в клетке и не разрушать её

 

4. Запишите в дневники дом.задание.        1. Параграф 5.6.

2. Посмотреть в архивах программ 5 канала  http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503177/ Бойцы невидимого фронта. Выявить «+» и «-» использования антибиотиков и бактериофагов при лечении заболеваний. Работу оформить в тетради в виде таблицы.

3. По желанию – презентация по данной теме.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн