Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Город Солнца"

Submitted by Юлия Евгеньевна Тихонравова on пн, 29/09/2014 - 16:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тихонравова Юлия Евгеньевна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД ДЮЦ "Гелиос" г.Ковров, и.о. зам. директора по УР

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;&nbsp; Разработка программы &laquo;Город Солнца&raquo; по организации летнего отдыха детей в ДЮЦ &laquo;Гелиос&raquo;, а в дальнейшем ее реализация была вызвана:</p> <p>&ndash;&nbsp;повышением запроса родителей и детей на организованный отдых школьников;</p> <p>&ndash;&nbsp;модернизацией старых форм работы и введением новых;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &ndash;&nbsp;необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и подростков&nbsp; в реализации цели и задач программы, а так же необходимостью&nbsp;&nbsp; проверки качества работы ГОЛ в плане организации мероприятий по укреплению здоровья детей, развитию творчества, развитию коммуникативных навыков и толерантности.</p> <p>Всем известно, что для каждого ребенка <strong>летние каникулы</strong> &ndash; это пора новых открытий и беззаботного веселья. Летний д<strong>етский лагерь</strong> дает детям возможность отдохнуть в окружении сверстников на свежем воздухе, помогает найти новых друзей, приобрести достаточную самостоятельность, новые навыки и, самое важное, &nbsp;укрепить здоровье. <strong>Летние каникулы</strong> в лагере пойдут детям на пользу и оставят положительные эмоции, и приятные воспоминания.</p> <p>ГОЛ ДЮЦ &laquo;Гелиос&raquo; является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления и всестороннего развития ребенка.</p>

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Разработка программы «Город Солнца» по организации летнего отдыха детей в ДЮЦ «Гелиос», а в дальнейшем ее реализация была вызвана:

– повышением запроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

      – необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и подростков  в реализации цели и задач программы, а так же необходимостью   проверки качества работы ГОЛ в плане организации мероприятий по укреплению здоровья детей, развитию творчества, развитию коммуникативных навыков и толерантности.

Всем известно, что для каждого ребенка летние каникулы – это пора новых открытий и беззаботного веселья. Летний детский лагерь дает детям возможность отдохнуть в окружении сверстников на свежем воздухе, помогает найти новых друзей, приобрести достаточную самостоятельность, новые навыки и, самое важное,  укрепить здоровье. Летние каникулы в лагере пойдут детям на пользу и оставят положительные эмоции, и приятные воспоминания.

ГОЛ ДЮЦ «Гелиос» является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления и всестороннего развития ребенка.

Ежегодно в ДЮЦ «Гелиос» для детей различных возрастных групп, с разными физическими возможностями (дети- инвалиды, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) организуется смена  в летнем городском оздоровительном лагере с  дневным пребыванием, который функционирует на базе 10 детских клубов по месту  жительства. В нем ежегодно отдыхают более 270  детей в возрасте от 6 до 16 лет включительно.

           Над реализацией программ летнего городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив, состоящий  из педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, вожатых ДЮЦ «Гелиос», педагогов-психологов.

Для того чтобы отдых сделать полноценным, педагогический коллектив разрабатывает программы по разным направлениям:

      – эколого – краеведческое;

      – патриотическое;

      – спортивно - развивающее;

      – общеразвивающее.

Таким образом, летний городской оздоровительный лагерь ДЮЦ «Гелиос», имея единую цель и задачи, работает в многопрофильном направлении в работе с детьми и подростками  в летнее каникулярное время.

Многопрофильная досуговая программа летнего оздоровительного лагеря ДЮЦ «Гелиос» разработана в соответствии с документами,  регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования и детских оздоровительных лагерей:

- Конституцией Российской Федерации

- Конвенцией ООН о правах ребенка

- Законом РФ «Об образовании»

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»

- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233)

- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)

- Положением о детском оздоровительном лагере (приложение к Постановлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 11 мая 1990 г. № 7-21)

- Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (утверждены постановлением Главного государственного санитарного  врача  РФ от 19.04. 2010 г.  № 25)   

- Типовым положением о детском оздоровительном лагере (разработанным Минздравсоцразвития  РФ 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188)

 

НОВИЗНА

Данная программа разработана с учетом новых требований.  Программа направлена  на оздоровление и отдых детей, на реализацию  воспитательно - образовательных задач.

Отличительной особенностью программы является её содержание. ГОЛ ДЮЦ «Гелиос» - это объединение 10 различных площадок, расположенных в разных микрорайонах города, работающих в разных направлениях. Поэтому содержание программы состоит из нескольких блоков, тесно переплетающихся между собой, поскольку летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества  каждого ребенка.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

    Социализация детей и подростков посредством организации активной досуговой деятельности 

    в условиях ГОЛ.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей и подростков.  
  • Развитие творческой активности с учетом собственных интересов и возможностей.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  •  Обеспечение условий, способствующих физическому развитию детей и их оздоровлению.
  • Создание условий для познавательной деятельности.
  • Формирование нравственно- патриотических чувств у подрастающего поколения.

 

ПРИНЦИПЫ

Программа  летнего оздоровительного лагеря ДЮЦ «Гелиос» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ДЮЦ «Гелиос» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом индивидуально-психологических особенностей детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Охрана жизни и здоровья детей обеспечивается за счет исполнения следующих условий:

            -  Начальник лагеря,  педагоги дополнительного образования, педагоги- организаторы, вожатые несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере;

            - Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила пожарной безопасности;

            - Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а педагоги-организаторы - для детей под личную подпись инструктируемых;

            -   В каждом клубе действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций;

            -   Организация питания осуществляется на основе норм питания;

            -   Организация поездок и экскурсий производится на основании соответствующих инструкций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГОЛ ДЮЦ «Гелиос» это организация свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития и, одновременно, пространство для оздоровления и всестороннего развития ребенка в каникулярное время.

            Содержание программы обусловлено ее целью и задачами, с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей. Программа содержит организационно-педагогическую деятельность: интеллектуальную, физкульурно-оздоровительную, психопрофилактическую и профилактическую.

            Организованный досуг направлен на развитие творческих, интеллектуальных способностей, формирование патриотизма, развитие навыков самоуправления, первичной социализации и развитию коммуникативных навыков.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

            Неотъемлемым условием успешного функционирования ГОЛ является организационная работа, которая включает:

            - комплектование штата лагеря кадрами;

            - участие в семинарах по организации летнего отдыха;

            - совещание при директоре по организации летнего отдыха детей;

            - проведение инструктажей с  педагогами-организаторами по технике безопасности и охране здоровья детей;

            -проведение лекций, семинаров и тренинговых занятий для педагогов-организаторов и   вожатых.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

            Важным условием для реализации данной программы является работа интеллектуального блока. В него входят:

-интеллектуальные викторины;

- брейн-ринг;

- КВН;

-диспуты;

-мастер-классы и т.д.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

            Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем оздоровительном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

            - утренняя зарядка;

            - организация пешеходных экскурсий;

            - организация выездных экскурсий за город;

            - организация здорового питания детей;

            - организация различных мероприятий и праздников на свежем воздухе (в городском парке);

            - организация спортивных праздников, игр, эстафет.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

            Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период осуществляется за счет:

            - Инструктажи и беседы: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;

            - Игра- профилактика «Безопасное лето»;

            - Беседы, проведённые специалистом из центра медицинской профилактики: «Здоровый образ жизни», «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде опасных привычек», «Как беречь глаза?» и др.;

            - Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре и на воде».

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

            Развитие творческих способностей ребенка необходимо для  успешной самореализации и осуществляется за счет участия детей в следующих мероприятиях:

            -  Оформление отрядных уголков, стенгазет;

            -  Ярмарка идей и предложений;

            - Конкурсы рисунков на асфальте: «Лето-это маленькая жизнь!», «Здорово жить здорово!», «Родной город Ковров!»;

           - Коллективно-творческое дело: конкурс рисунков и плакатов «Лето красное- лето безопасное»;

            - Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторины,  конкурсная программа «Мисс Лето», «Брейн-ринг», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

            -  Итоговая выставка поделок, рисунков, оформление творческого фотоотчета по работе площадки.

 

РАБОТАПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

            - Формирование и развитие патриотизма является  важнейшим приоритетом в  молодежной политике и реализуется через:

      -   Экскурсии по историческим местам города Коврова и Ковровского района;

            -   Конкурс рисунков на асфальте – «Родной город Ковров»;

-   Конкурс на лучшую поделку из природного материала или подручных средств.

-   Проведение обрядовых праздников.

 

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮНАВЫКОВ  САМОУПРАВЛЕНИЯ

В городском оздоровительном лагере ДЮЦ «Гелиос» ведется работа по сплочению детского коллектива.

Педагоги-организаторы, педагоги-психологи  и вожатые в детских клубах заранее готовят  необходимый материал. Это: различные игры на знакомство, игры  на сплочение,  игры  на выявление лидеров в детском коллективе и развитие лидерских качеств каждого ребенка.

            Во временном детском коллективе определяют лидеров, выбирают  капитанов отрядов, генераторов идей; распределяют  обязанности каждого воспитанника  в отряде, закрепляют ответственных по различным видам поручений.

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

            - начальник оздоровительного лагеря;

            - педагоги-психологи;

            - педагоги-организаторы;

            - вожатые.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПРЕЧЕНИЕ

  1. Выбор оптимальных условий и игровых  площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Приобретение материалов для оформления и творчества детей (канцелярских товаров).
  3. Аудиоматериалы и видеотехника.
  4. Призы и награды для стимулирования.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

            Финансирование лагеря производится за счет средств федерального бюджета, городского бюджета и средств родителей.

 

Факторы риска

            1. Зависимость от метеорологических условий.

            2. Внезапная болезнь педагогов- организаторов.

            3. Недостаточность спортивного и игрового инвентаря.

 

МЕТодическое обеспечение  программы

            1. Семинар по подготовке педагогов-организаторов и вожатых с разъяснением структуры работы в лагере, схем проведения игр, правил и терминологии.

            2. Журналы: «Дополнительное образование», «Внешкольник» (с приложением), «Классный руководитель», сборник программ «Лето в городе».

            3. Методическая литература по организации досуга детей.

            4. Библиотечный фонд.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

            1. Общее оздоровление и укрепление здоровья детей через:

            -  соблюдение режима питания и личной гигиены;

            -  организацию различных мероприятий на свежем воздухе;

            -  организацию лекций и бесед с целью пропаганды ЗОЖ.

            2. Воспитание уважительного отношения к Родине и развитие чувства патриотизма.

            3. Приобретение коммуникативных и  лидерских качеств личности в процессе коллективно-творческой деятельности, а так же умение сотрудничать и взаимодействовать в коллективе.

            4. Пополнение банка данных «Летние каникулы» по организации фольклорных и обрядовых  праздников, соревнований с элементами подвижных народных игр и других форм деятельности в каникулярное время.

            5.  Привлечение большего количества  воспитанников в детские клубы.

            6. Успешная социализация детей, попавших в сложную жизненную ситуацию (дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды).

 

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 

1. Сбор информации: отзывы детей, родителей о работе лагеря.

2. Медицинские показатели.

3. Наблюдение.

4. Сравнительный анализ.

РЕЖИМ ДНЯ

            8.00-8.30 - Утренний прием детей

            8.30-8.45 - Зарядка

            8.45-9.00 - Построение на завтрак

            9.00-9.30 -  Завтрак

            10.00-12.30 - Отрядные, лагерные дела

            13.00-13.30 - Обед    

            13.30-15.20 -  Занятия по интересам, развлекательные мероприятия

            15.30- «Свечка!»(рефлексия дня)

                                     План мероприятий городского оздоровительного лагеря 2014г. (межклубные)

Название

Время и место проведения

Содержание

1

Семинар для вожатых

5 августа в 14.00 в д/к

 «На Парковой» (вторник)

Организационно-методический лекторий

 

2

Развлекательное мероприятие «Веселый апельсин»

Городской сад (Парк КЭЗ)

14 августа 10.30 (четверг)

Развлекательное мероприятие

3

Обрядовый праздник

«Яблочный спас»

Дом детского творчества г. Коврова

19 августа в 10.00

Конкурсно- познавательная программа

4

Игра по основам безопасной жизнедеятельности детей «Безопасное лето»

Парк им. В.А. Дегтярева

(площадка перед сценой у РРК «Арсенал»)

21 августа 10.30(четверг)

Познавательно-развлекательное мероприятие

5

Летняя спартакиада

Спортивные площадки города

по графику

(график соревнований сдать в методический кабинет)

в течение лагерной смены

Соревнования по настольному теннису, шахматам, мини-футболу по договоренности между д/к  ДЮЦ «Гелиос»

6

Музыкально-развлекательное мероприятие «Лето на «отлично»!

 

Парк им.В.А. Дегтярева

(площадка перед сценой у РРК «Арсенал»)

25 августа 10.30 (понедельник)

Музыкально- развлекательное мероприятие

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буданова Г.С. Летняя страна детства/ народное образование. – 2001.- №3.- с. 26-34.
  2. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
  3. Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.
  4. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ народное образование. - 2004. - №3.- с. 89-94.
  5. Торшин В.Н. Теория и практика организации подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей./ Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей/ Приложение к журналу «Внешкольник» – 2011. - № 2 – 120 с.
  6. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня./Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей/ Приложение к журналу «Внешкольник» – 2009. - № 1 – 120 с.
  7. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого: учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.

8.Сборник «Лето в городе-4» (Организация работы городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием). Управление образования администрации города Коврова. ОДОД г. Ковров 2008г.53 с.

9. Сборник нормативно- правовых документов в помощь организаторам отдыха и оздоровления детей и подростков. Управление образования администрации г.Коврова  Детский оздоровительный лагерь «Березка».2012г.66с.

10. МОУ ДОД ДЮЦ «Гелиос». Сборник «Ура! Каникулы!». Из опыта работы. Г.Ковров 2003г.73с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document: