Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стихотворение И. Сурикова "Детство"

Submitted by Татьяна Шелпакова on Tue, 14/10/2014 - 21:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шелпакова Татьяна Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ г.Котовска, учитель начальных классов

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Урок чтения 3 класс</p>

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа»

               города Котовска Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

урок литературного чтения

«Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

3 класс

 

 

 

 

 

 

                             Учитель начальных классов

                                     Шелпакова Татьяна Александровна

 

2012год

 

Тип урока:  творческое исследование, погружение в тему.

Цель:

    Познакомить учащихся с художественным своеобразием произведения И.З.Сурикова.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием и с образной системой стихотворения;

2.Развивать навыки чтения;

3.Прививать чувство уважения и любви к традициям русского народа и развивать способность видеть и чувствовать красоту родной природы.

            Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

     Выгляну в оконце,

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.  (Снег)

- Прочитайте «жужжащим» чтением.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте шёпотом.

- Теперь громко начать, а закончить тихо.

- Прочитать выразительно.

- К какому виду устного народного творчества можно отнести данное четверостишие?

III. Введение в тему.

-Отгадка на загадку из речевой разминки поможет нам заполнить первый пункт кроссворда.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся на уроке.

1). Разгадывание кроссворда.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

1

 

Р

 

К

О

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.  Белый дед – белее нет.

        Старый, горбатый,

        Лежит возле хаты.

        Лежит всю зиму –

        Никто не поднимает.

        Весна придёт –

        Он сам уйдёт. (Сугроб)

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение).

4. Кручу,

    Бурчу,

   Знать ничего не хочу. (Вьюга)

- Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.

2). Работа в парах.

- А имя и отчество поэта узнаете, выполнив задание в парах.

- Соедините фамилии уже известных вам поэтов с их именами и отчествами.

      

 

Тютчев                    Афанасий Афанасьевич

Никитин                Иван Захарович

Фет                          Фёдор Иванович

Суриков                  Иван Саввич

 

Проверка выполнения задания (Слайд 1)

Портрет писателя (Слайд 2)

3). Рассказ учителя о поэте.

   Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. До 8 лет жил с матерью и бабушкой, а потом, после смерти матери, его привезли в Москву к отцу, который открыл в городе овощную лавку. Жизнь мальчика, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжёлой. Но, помогая отцу в торговле, он урывками учился грамоте. Под впечатлением от прочитанных стихотворений А.С.Пушкина Суриков сам стал складывать свои стихи. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). Не в силах вырваться из нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

  Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось хорошо. И своё детство он считал счастливым.

                     Детства прошлого картины!

                     Только вы светлы:

                     Выступаете вы ярко

                     Из сердечной мглы.

                     Время детства золотое.

                     Юность без тревог!

                     Хоть бы день из этой жизни

                     Возвратить я мог!

                     Детство, нет тебе возврата!

                     Пронеслось, прошло;

                     Только в памяти живёшь ты

                     Ярко и светло.

IV. Работа над новым материалом.

1). Первичное чтение стихотворения.

Перед прочтением объясняем значение слов лапти, прялка, светец.

- Что такое лапти?  (Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу) (Слайд 3)

- Кто из вас видел прялку? (Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью). (Слайд 4)

 - Найдите значение слова светец в словаре учебника. (Слайд 5)

- Внимательно слушайте стихотворение «Детство» в исполнении артиста.

(Аудиозапись)

Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт, а о самой впечатляющей из них рассказать после чтения.

2). Обмен впечатлениями после прочтения.

 - Какая картина ярче всех преставилась вам?  

- Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?

3). Физкультминутка.

4). Повторное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа: перезябнуть, ветхая шубёнка, огонёк светца, сердце так и мрёт, сон глаза смежит и т. д.

 - Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?

 -Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним 

   вечером.

- Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.

- Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.

-  Как вы прочитаете эти строки: спокойно, медленно или с волнением,

   ожиданием волшебства?

- Какая сказка снилась мальчику?

- А вы любите сказки? Назовите самые любимые.

5). Работа по карточкам.

-Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.

(Карточки трёх видов для детей с разным уровнем подготовки.)

№1                                               к с.74

 

Сердце - …

Ветер - …

Речь – …

Сон -…..

№2                                                    к с.73

 

Солнышко - …

Вьюга - …

Вьюга - …

 

№3                                  к с.75

 

Солнышко  - …

Года -…

 

 

 

Проверка : Прочитайте слова, которые вы нашли.

- В прямом или переносном значении употреблены эти слова?

 - Слова, которые употреблены в переносном значении и говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах, называются олицетворением.

6). Деление стихотворения на части.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3 части)

Определение границ каждой части и озаглавливание частей.

1. Салазки (Зимние забавы).

2. Бабушкины сказки (В семье вечером).

3. Волшебный сон.

7). Подготовка к выразительному чтению.

 - Как надо читать каждую часть стихотворения.

1 –ю – радостно, весело;

2 –ю – тихо, медленно, «усыпляющее»;

3 – ю -  волнующе, с ожиданием волшебства, со страхом.

8). Выразительное чтение стихотворения.

V. Итог урока.

- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

VI. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть первые 4 четверостишия из стихотворения.

2. По желанию сделать иллюстрацию к любимому отрывку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Урок чтения 3 класс.doc70.5 KB