- Сегодня на уроке обучения грамоте мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с двумя звуками и буквой, которая их обозначает. Схема нашего маршрута на доске. ( На доске плакат с названием станций.)
- Что такое маршрут? ( Путь, по которому мы будем двигаться, путешествовать.)
- Поедем мы на поезде. Кто нам нужен, чтобы отправиться в путь ?
( Машинист.)
- Кого называют машинистом? ( Специалиста по вождению поездов.)
-Кто будет машинистом вы узнаете, разгадав ребус.
Дят ‚
(Дятел).
- Сажаем дятла в поезд и в путь.
3. Повторение пройденного.
.–Куда мы приехали?» ( Ст. «Вспоминай - ка» )
-Ребята, чему вы учитесь на уроках обучения грамоте? (Читать, составлять предложения, рассказы, делить слова на слоги.)
Три ученика получают индивидуальные задания: разделить слова на слоги, поставить ударение, подчеркнуть слияние. ( Человек, трудом, велик. )
- С чем вы знакомитесь на уроках обучения грамоте? (Со звуками и буквами.)
- Что вы знаете о звуках? ( Звуки мы слышим и произносим.)
-Что вы знаете о буквах? (буквы мы видим и пишем. )
-На какие две группы делятся все звуки? ( Гласные и согласные. )
- Какие звуки называются гласными? Согласными?
- На какие две группы делятся согласные? ( Глухие и звонкие. )
- Какие гласные являются мягкими командирами? ( и, е, ё, ю, я )
- Проверьте, правильно ли ребята выполнили задание. Прочитайте предложение.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Если человек вкладывает в работу все свои знания, талант, старания, умения, то труд его делает известным, знаменитым, то есть великим.)
- А всякий ли может заслужить высокое звание трудящегося? ( Да. Для этого надо работать честно, умело и стараться не только для себя, но и для всех. Славен человек своим трудом. )
4. Работа над новым материалом.
- Двигаемся дальше. Куда мы попали? ( В « Загадалкино» )
- Что нас здесь ждёт?
- Первая загадка: Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук да стук. ( Гвоздь.)
- О какой цифре идёт речь?
На ножке приседает
И головку наклоняет
Так красиво шею гнёт
Прямо лебедем плывёт. ( Два.)
- Поехали дальше. Куда попали? ( В « Соединялкино» )
- Нам предстоит соединить слова-отгадки со схемами на доске. Найдите для слов гвозди и два схемы. Соедините мелом.
- Молодцы! Едем дальше. Куда мы приехали? ( В « Звукино» )
- Здесь нас ждёт работа со звуками.
- Произнесите ещё раз слова два и гвозди и послушайте, какие новые звуки слышите.
Гвозди - [ д ] , два - [ д ̕ ] .
- Произнесите звуки [ д ] , [д̕ ] и понаблюдайте, что происходит с органами речи?
- Что общего у этих звуков? ( Согласные, звонкие.)
- О какой профессии говорится в этом стихотворении?
- Что вы знаете о работе водолаза?
- Это редкая профессия. Выбираю её лишь сильные, смелые и находчивые люди. Водолазов при погружении подстерегают опасности, поэтому чаще всего подводу уходят сразу несколько человек, чтобы в случае опасности прийти на помощь друг другу. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей, И, конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение.
3) Работа по картинке ст.109 «Морские сокровища»
- Кого вы видите на картинке?
- Как называется приспособление, которое находится у них за спиной?
- Аква по латински вода – отсюда акваланг – аппарат для дыхания под водой.
- Что нашли водолазы?
- Назовите предметы изображенные на картинке.
- Составьте несколько предложений. (Водолазы обследовали дно моря. Там плавали рыбы, медузы. Вот водолазы подплывают к кораблю, потерпевшему крушение. Они нашли клад. Его охранял осьминог.)
10. Работа над многозначностью слова «звезда».
- Ребята, со станции «Соединялкино» на станцию «Читай-ка» пришла телеграмма: «Жители Соединялкино не могут справиться с заданием. Помогите соединить слово с картинками. Заранее спасибо.»
- Прочитайте слово: звезда
- Картинку под каким номером вы соединили бы с этим словом?
- Почему вы соединили бы слово со всеми картинками?
- Это слово многозначное. Слово звезда имеет несколько значений.
- Прочитаем предложения на странице 110 «Звезда»
- Соединялкино очень вам благодарны.
11. Итог урока
- Какая станция осталась? («Повторялкино»)
- Что мы будем делать?
- Какие звуки мы изучили? Какой буквой они обозначаются?
- О какой профессии вы узнали?
- Какие другие профессии вы знаете? Кем работают ваши папы и мамы?
- У ваших родителей прекрасные профессии. Чтобы освоить их надо много знать, а для этого надо хорошо учиться. Любой труд в нашей стране почётен. Человек каждой профессии уважаем. Нам надо с уважением относиться к рабочему человеку.
- Двигаемся к конечному пункту. Что нас ждёт впереди, вы узнаете, составив из слогов слово.