Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Submitted by Ольга Валентиновна Райхман on Fri, 07/11/2014 - 07:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Райхман Ольга Валентиновна
Место работы, должность: 

МАОУ "Средняя школа №3 имени А.С. Пушкина", педагог-психолог

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Совершенствование педагогической компетентности учителя в плане поиска действенных форм, методов и приемов формирования коммуникативных УУД младших школьников   в процессе учебной и внеурочной  деятельности.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемая методическая литература: 
  1. Агеева И. А. Успешный учитель.,  Санкт – Петербург.: Речь, 2006 г.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная  деятельность  школьников.  Методический  конструктор:  пособие  для  учителя  [Текст]  /  Григорьев Д.В. ,  Степанов П.В.  —  М.:  Просвещение,  2010.    (Стандарты  второго  поколения).
  3. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
  4. Под ред. Асмолова А.Г. [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.]; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедиа.

Краткое описание: 
<p>Перемены, происходящие в российском обществе, обусловили необходимость изменений в образовании. Исходя из концепции Федерального государственного образовательного стандарта, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности, основу которого составляет умение самостоятельно учиться &ndash; познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими.</p> <p>Формирование&nbsp; коммуникативных&nbsp; умений&nbsp; младших&nbsp; школьников&nbsp; &mdash;&nbsp; чрезвычайно&nbsp; актуальная&nbsp; проблема,&nbsp; так&nbsp; как&nbsp; степень&nbsp; сформированности&nbsp; данных&nbsp; умений&nbsp; влияет&nbsp; не&nbsp; только&nbsp; на&nbsp; результативность&nbsp; обучения&nbsp; детей,&nbsp; но&nbsp; и&nbsp; на&nbsp; процесс&nbsp; их&nbsp; социализации&nbsp; и&nbsp; развития&nbsp; личности&nbsp; в&nbsp; целом.&nbsp; Умения&nbsp; формируются&nbsp; в&nbsp; деятельности,&nbsp; а&nbsp; коммуникативные&nbsp; умения&nbsp; формируются&nbsp; и&nbsp; совершенствуются&nbsp; в&nbsp; процессе&nbsp; общения&nbsp; учащихся,&nbsp; как&nbsp; на&nbsp; уроках,&nbsp; так&nbsp; и&nbsp; во&nbsp; внеурочной&nbsp; деятельности.&nbsp;</p> <p>Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень &nbsp;коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.</p> <p>Федеральный&nbsp; государственный&nbsp; образовательный&nbsp; стандарт&nbsp; начального&nbsp; общего&nbsp; образования&nbsp; предлагает&nbsp; формировать&nbsp; коммуникативные&nbsp; универсальные&nbsp; учебные&nbsp; действия&nbsp; для&nbsp; адаптации&nbsp; ребенка&nbsp; в&nbsp; социуме.</p> <p>Коммуникативные&nbsp; умения&nbsp; обеспечивают&nbsp; социальную&nbsp; компетентность&nbsp; и&nbsp; учет&nbsp; позиции&nbsp; других&nbsp; людей,&nbsp; партнёров&nbsp; по&nbsp; общению&nbsp; или&nbsp; деятельности;&nbsp; умение&nbsp; слушать&nbsp; и&nbsp; вступать&nbsp; в&nbsp; диалог;&nbsp; участвовать&nbsp; в&nbsp; коллективном&nbsp; обсуждении&nbsp; проблем;&nbsp; интегрироваться&nbsp; в&nbsp; группу&nbsp; сверстников&nbsp; и&nbsp; строить&nbsp; продуктивное&nbsp; взаимодействие&nbsp; и&nbsp; сотрудничество&nbsp; со&nbsp; сверстниками&nbsp; и&nbsp; взрослыми.&nbsp;</p> <p>Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.</p> <p>В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.</p>
Прикрепленный файлSize
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.doc88 KB