Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урал

Submitted by Валентина Ивановна Овчинникова on Wed, 26/11/2014 - 13:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчинникова Валентина Ивановна
Место работы, должность: 

МБОУ Арпачинская СОШ

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Цели- обучающая:

Понимать –  влияние ЭГП, природных условий и ресурсов на развитие хозяйства Урала.

Знатьособенности ЭГП, природных условий, ресурсов  района.

Уметь – давать оценку ЭГП района, природным условиям. Показывать основные месторождения     полезных ископаемых на карте Урала.

Развивающая: продолжить развитие умения самостоятельно анализировать карты, статистические таблицы, делать обобщения, выводы.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контуры Центрально-Черноземного, Северного, Северо-Кавказского экономических районов; портреты А.Е. Ферсмана, П.П. Бажова; иллюстрации Кунгурской, Каповой пещер и реки Чусовой; презентация «Минералы Урала».

Используемые ЦОР: 
  • Технические условия: Microsoft Office 2003
  • Используемое оборудование: м/м проектор, компьютер.
  • Используемые ресурсы: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ № 109790,54358, 51805, 113312, 123270, 104240, 535515, 22615, 33898, 36051, 35993, 119548, 104483, 104510, 34530, 34348, 34297, 33800
  • Используемые ресурсы из других общедоступных источников:  сеть творческих учителей, образовательные ресурсы Интернет школьникам. ; уроки географии Кирилла и Мефодия, 9 класс; энциклопедия  ”

 

Краткое описание: 
<p><span style="background-color:rgb(244, 244, 244); color:rgb(68, 68, 68); font-family:arial,helvetica,verdana,bitstream vera sans,sans-serif; font-size:12px">Урок изучения Уральского экономического района, знакомство с его составом, оценка экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, знакомство &nbsp;с населением</span></p>

Урок географии в 9 классе

Учитель Овчинникова В.И первая квалификационная категория.

           Тема: Западный макрорегион-европейская Россия.

Тема урока: Уральский экономический район. ЭГП, природные условия и ресурсы.

                                             

Цели- обучающая:

Понимать –  влияние ЭГП, природных условий и ресурсов на развитие хозяйства Урала.

Знатьособенности ЭГП, природных условий, ресурсов  района.

Уметь – давать оценку ЭГП района, природным условиям. Показывать основные месторождения     полезных ископаемых на карте Урала.

Развивающая: продолжить развитие умения самостоятельно анализировать карты, статистические таблицы, делать обобщения, выводы.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине.

 

Оборудование урока

                 Карты: политико-административная РФ

                             физическая  Урал

                              атласы

                              контурные карты

                Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром  «География России. Население и хозяйство».

                Карточки с заданиями

                компьютер.

                 Презентация к уроку

                План изучения экономического района

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Орг. момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяю готовность к уроку; наличие учебников, тетрадей, атласов, дневников

Включаются в деловой ритм

Должны сконцентрировать внимание.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Обеспечить мотивацию учения школьников, совместная формулировка целей

Сообщаю тему учебного занятия: Уральский экономический район. (Слайд № 1 Тема урока) Формирую задачи урока вместе с учащимися посредством опоры на последовательность изучения материала (План изучения экономического района).

 

Через эпиграф к уроку выдвигаю проблемный вопрос. (Слайд № 3)

(четверостишье из поэмы

 А.Т. Твардовского «Страна  Муравия».

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец).

(Слайд № 4)

1). Почему поэт называет Урал добытчиком и кузнецом?                   2). Является современный Урал опорным краем страны?

 

Записывают тему урока в тетрадь.

 

Называют задачи урока, опираясь на план изучения экономического района (Приложение №1 План).

- определить как ЭГП, природные условия и ресурсы Уральского района влияют на развитие его хозяйства;

(Слайд №2 Задачи урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обдумывают проблемный вопрос

Самостоятельно определяют задачи урока;

принятие целей учебного занятия

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала:

- определение места УР среди др. эк. районов России по площади;

- о влиянии ЭГП, пр. условий и ресурсов на развитие УР;

 

Что такое Урал? С точки зрения геолога – складчатая область. Физико-географ скажет: «Старые низкие горы». С позиции эк. географии – Уральский экономический район. Урал  - район контрастов, но его объединяют общие черты. Мы их выявим в ходе выполнения заданий.

 

Разбиваю класс на 5 групп, выдаю задания (реализую разно уровневый дифференцированный подход).

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах по заданиям (Приложение №2 Задания группам).

 

 

 

В ходе анализа карт, таблиц, текста учебника подготовят ответы на вопросы (выводы);

 

заполнят схемы, таблицы в тетради и на доске, контурные карты.

4.Первичная проверка понимания изученного.

1. Установить правильность и осознанность изученного материала

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представление учащихся

3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изучаемого материала.

 

 

 

 Слушаю, наводящими вопросами уточняю, корректирую, если необходим ответ.

 

 

Дополнительный вопрос к 1 группе.

1.Какая область России так же как Свердловская имеет другое название областного центра?

 

На формирование района оказало влияние много факторов. Одна из главных отличительных черт Урала - пограничность. Через его территорию проходит много границ. Докажите это.

Показываю Слайд № 7 памятник- Граница между   Европой и Азией.

А. Сорокин об этом писал так:

 

Я восхищен, что здесь вот       мальчуганы

Не думают о щедростях судьбы

И, в Азии проснувшись утром рано,

Скорей бегут в Европу по грибы.

 

Второй главный фактор, формирующий район – ЭГП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1).Изменилось ЭГП в последнее время?

 

 

 

 

В чем особенности природных условий района.

 

 

Проведите анализ полученной на доске таблицы. (Приложение № 3)

 

 

 

Разведанные месторождения сильно выработаны т. к. используются с Петровских времён. Большое количество сырья и топлива привозят с других экономических районов. На Урале есть место, которое Ферсман назвал «жемчужиной минералогического рая». Это Ильменский минералогический заповедник. Почему Ферсман его так назвал? Прослушаем про него сообщение

 

 

 

 

 

Только ли полезными ископаемыми богат Урал?

 

 

 

Предлагаю вернуться к проблемным вопросам. (Слайд № 4 Проблемные вопросы)

1). Почему поэт называет Урал добытчиком и кузнецом?

2).Является  современный Урал опорным краем страны?

Заканчивают работу в группах и отчитываются по выполненным заданиям.

(Слайд № 5 задание)

Выступают учащиеся 1 группы. На политико-административной карте называет и показывает состав района; демонстрирует диаграмму (Слайд №6) «Место района по территории среди других районов европейской части России»).

 

 Отвечает на вопрос (Ленинградская).

 

Учащиеся подписывают области на контурной карте.

 

Приводят примеры:

- между крупными формами рельефа

- различными участками земной коры

- бассейнами крупных рек (Волги и Оби)

- климатическими областями

- двумя частями свет. (Европой и Азией).

 

 

 

 

Выступают учащиеся  2 группы с выводом об ЭГП. Слайд № 8

Район лежит на пересечении дорог с запада на восток; граничит с развитым Поволжским районом; рядом находятся крупные топливные, продовольственные базы.

ЭГП Урала и Поволжья, похоже. Но так как ПР лежит ближе к центру и там протекает река Волга с севера на юг, его ЭГП более выгодно.

 

Учащиеся на контурной карте подписывают пограничные территории.

 

Учащиеся отвечают на дополнительный вопрос. (ЭГП Урала изменилось в худшую сторону, т.к. стало пограничным).

 

Выступают учащиеся  3 группы. Они по картам рассказывают о рельефе, климате, природных зонах Урала. Слайд № 9

 

Выступают учащиеся 4 группы. (Слайд № 10 Таблица). (В ходе работы с заданием, анализируя карту, они заполнили таблицу на доске). На Урале полезные ископаемые разнообразны, но особенно много рудных. Это способствует развитию: чёрной и цветной металлургии, нефтедобычи и переработки, химической промышленности, строительной индустрии.

Учащиеся на контурной карте наносят основные месторождения полезных ископаемых.

Учащийся выступает с опережающим заданием об Ильменском заповеднике в форме презентации. ( Слайд № 11- 18) Учащиеся наносят значок заповедника на контурную карту.

 

Выступают учащиеся 5 группы. (Слайд № 19 Таблица) Анализ карт позволил нам выявить и другие природные ресурсы Урала и отрасли, которые могут на них развиваться. Называют их по таблице на доске. Учащиеся наносят значки на контурную карту.

 

Отвечают на проблемные вопросы.

Урал располагает разнообразными природными ресурсами, но особенно много здесь полезных ископаемых, которые добывают.  (Урал-добытчик), а кузнец т.к. эти полезные ископаемые в основном рудные. Урал не можем назвать опорным краем, т.к. «старая» структура хозяйства «тащит на дно» весь район. Совершить технологический прорыв помогут высокотехнологические отрасли.

   

 

 

 

Узнают состав района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приходят к выводу, что ЭГП района крайне выгодно.

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что пр. условия суровые и сдерживают развитие хозяйства.

 

 

 

 

 

Приходят к выводу, что Урал полезными ископаемыми богат, особенно рудными. Они способствуют развитию хозяйства.

 

 

 

 

 

Приходят к выводу о богатстве Урала разнообразными природными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемные вопросы решены.

5.Закрепление новых знаний и способов действия.

1. Обеспечить закрепление в памяти  уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу

2. Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Даю тест вопросы которого соответствуют материалам ЕГЭ из поля А и В.  Слайд № 20 (Приложение № 4).

 

Сильным учащимся даю индивидуальный тест. (Приложение № 4).

 

Один учащийся работает на компьютере с тестом из КМ-школы.

 

Взаимопроверка. Слайд № 21.

Выявляю учащихся выполнивших тест на «5», «4», «3», «2».

 

Выполняют тест. Слайд № 20.

 

 

Сильные учащиеся работают по индивидуальным тестам.

 

 

Один учащийся работает на компьютере с тестом.

 

Обмениваются работами и выполняют взаимопроверку.  1-2 ошибки  «4».

                                3-4 ошибки «3»

                                 5 и более—«2»

 

85% учащихся выполняют тест на «4» и»5».

6. Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимания уч-ся цели, содержания и способов выполнения дом. задания.

1. Учащиеся, выполнившие тест на «5» и «4» читают параграф 41.

 2. Учащиеся, выполнившие тест на«3», параграф 41 и задание 4 стр. 191

 

 

Записывают домашнее задание.

 

Мотивирование на выполнение домашнего задания.

7.Подведение итогов урока. 

Дать качественную оценку работы класса,  отдельных учащихся.

Подвожу итог урока, вмести с учащимися.

Выставляю оценки.

Подводят итог. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Принимают информацию.

Сами подводят итог урока.

8. Рефлексия.

Вызвать желание у уч-ся оценить своё психо-эмоцсостояние.

 

 

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

 

 


»  Размещено в сообществах: